по праву памяти твардовский образ сталина
Тема памяти в творчестве Твардовского («За далью даль», «По праву памяти»)
Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин.
Совсем иной характер носят поэмы Твардовского «За далью даль» и «По праву памяти», так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место уделяет теме памяти. Он считает, что нельзя забывать своего прошлого.
Весьма интересно построение сюжета произведения: в центре находится образ поезда, который едет по просторам огромной страны. Лирический герой размышляет о судьбе своей родины через призму собственной жизни и жизни своих близких. Важно отметить, что образ поезда объединяет временное и территориальное пространство. Это позволяет видеть ту действительность, в которой живет герой, более точно и с разных сторон.
Сначала Твардовский создает обширные картины природных богатств Родины:
И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье,
Предуралье,
Войдет отлого на Урал.
Главный герой не может представить своей жизни без этих «далей». Все пейзажные картины за окном поезда волнуют его душу и заставляют радоваться. В эти минуты лирический герой не может не вспомнить войны, в которой миллионы людей кровью заплатили за свободу и счастье своих земляков.
Вспоминает герой и о своем детстве, о том, как сложно было людям сводить концы с концами. И даже в это время власти находили среди простого народа тех, кого называли «кулаками». Такое клеймо было своеобразным приговором, обрекавшим на вечные несчастья.
В своей поэме обращается Твардовский и к образу Сталина. Он считает его эпоху весьма противоречивой. С одной стороны, это был один из самых жестоких, несгибаемых личностей в мировой истории. С другой – роль Сталина в Великой Отечественной войне была огромна, ибо люди шли в бой с его именем на устах.
В поэме Твардовский обращается и к последующим поколениям, считая, что вступить в будущее можно, лишь зная прошлое. Но эти знания должны быть объективными:
И правда дел – она на страже,
Ее никак не обойдешь,
Все налицо при ней – и даже
Когда молчанье – тоже ложь…
Таким образом, по мнению Твардовского, нельзя забывать о прошлом, ибо оно является частью существующей жизни человека, да и всей страны.
К теме памяти Твардовский обращается и в поэме «По праву памяти»:
Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи. Автор вспоминает слова вождя: «Сын за отца не отвечает». Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие «враг народа», а позднее – и «дети врага народа»:
Клеймо «враг народа» полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным. А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию «врагов народа»:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль, и чтобы волны
Над ней замкнулись. Быль забыть!
Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких. Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…»
Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением. Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни люди не станут испытывать стыд за прошлое:
Презентация по литературе «Твардовский «По праву памяти»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Век мой, зверь мой, Кто сумеет заглянуть в твои зрачки И горячей кровью склеить Двух столетий позвонки?
А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Последняя поэма А. Твардовского «По праву памяти» долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987г. …он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. В.Я. Лакшин. Из книги «Берега культуры», 1991г.
Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля). Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля). Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля). Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
События в жизни поэта, обстоятельства работы 1958-1970гг. – А.Т.Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму. 1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию. 1970г. – Твардовский ушёл из журнала.
Взгляды поэта, отразившиеся в поэме. Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта. «Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку». (А. Твардовский)
Круг проблем, особо значимых для автора: раскаяния и личной вины человека; памяти и забвения; исторического возмездия; «сыновней ответственности».
Жанровые особенности: поэма-завещание; поэма-исповедь; семейная трагедия; «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)
Композиция внешняя: предисловие и три части: «Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти» Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.
«Перед отлётом» Время: юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи: не слышали: утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»; не предугадывали: вскоре «сорвётся с места край родной»; глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».
«Сын за отца не отвечает» Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе? Приведите примеры из текста. Приведите примеры речевых штампов 1930—1950-х гг., которые используются во второй главе. Определите их роль.
«Сын за отца не отвечает» В чём поэт обвиняет сталинизм? Как изображает Твардовский образ «отца»? Почему только одну деталь его внешности подчёркивает?
Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально? Слова «сын за отца не отвечает», повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение: неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»); «вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности. Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе.
А мы, кичась неверьем в Бога, Во имя собственных святынь Той жертвы требовали строго: Отринь отца и мать отринь.
То-то радости пустомелям, Темноты своей не стыжусь, Не могу я быть Птоломеем, Даже в Энгельсы не гожусь. Но от вечного бегства в мыле, Неустройством земным томим, Вижу — что-то неладно в мире, Хорошо бы заняться им, Только век меня держит цепко, С ходу гасит любой порыв, И от горести нет рецепта, Все, что были, — сданы в архив. И все-таки я, рискуя прослыть Шутом, дураком, паяцем, И ночью, и днем твержу об одном — Не надо, люди, бояться! Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!» Кто скажет: «Идите, люди, за мной, Я вас научу, как надо!» И, рассыпавшись мелким бесом, И поклявшись вам всем в любви, Он пройдет по земле железом И затопит ее в крови. И наврет он такие враки, И такой наплетет рассказ, Что не раз тот рассказ в бараке Вы помянете в горький час. … Не надо, братцы, бояться! И это бред, что проезда нет, И нельзя входить без доклада, А бояться-то надо только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!» Гоните его! Не верьте ему! Он врет! Он не знает — как надо!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти».- констатирует Д.С. Лихачев
А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Последняя поэма А. Твардовского «По праву памяти» долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987г.
Он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.
Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.
Урок литературы в 11 классе на тему : «Человек,время, история в поэме А.Т.Твардовского По праву памяти «
Тема: Человек, время, история в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Т. Твардовского; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти»; выяснить, почему поэма – оправдание и покаяние автора, поэма-предупреждение.
Александр Трифонович Твардовский – это
история нашего общества. Понять
Твардовского – понять эпоху во всем
драматизме, сложностях и противоречивости.
Опережающее домашнее задание: всем прочитать поэму «По праву памяти»; индивидуальное задание: подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве А.Т.Твардовского, составить план биографии поэта (его можно предложить записать одноклассникам); групповые задания для 3 групп: а) составить цитатный план 1 главы, пересказать 1 главу, используя подобранные цитаты; б) во 2-ой главе найти приметы сталинского времени; указать языковые средства, с помощью которых автору удается нарисовать яркую картину действительности; в) в 3-ей главе определить позиции спорящих сторон – лирического героя и «молчальников»; на чьей вы стороне?
В любую историческую эпоху всегда найдется человек, чья судьба – отражение современной ему действительности. Иногда достаточно понять эту личность, чтобы разобраться во всех исторических перипетиях. И если это поэт, то его творчество становится поэтической летописью жизни страны (чтение эпиграфа).
II . Сообщение ученика об основных этапах жизни и творчества поэта (опережающее домашнее задание возможно по стр. 409 – 415 учебного пособия «Русская литература для 11 класса» под ред. Н.И. Мищенчука, Т.Ф. Мушинской). Учащиеся конспективно записывают информацию.
Если говорить о поэмах А.Т. Твардовского, то каждая из них – отражение не только биографии поэта, но и истории страны.
Великой Отечественной войны, попытка сказать правду о войне.
Поэму «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969), но она долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987 году.
Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, власть жесткой цензуры. Инспирированное дело Солженицына, заказные статьи-доносы, сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, — все это приметы того времени.
Критик В. Лакшин, оценивая факт появления поэмы, писал: «Испытывая волнения совести, горчайшей вины перед семьей, перед отцом, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» — свое оправдание и свое покаяние». А Твардовский писал о поэме: «. почувствовал … то, что мне. нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни. »
— Поэма состоит из 3 глав. Определите тему каждой части. ( Две первые («Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает») – лирический герой пытается осмыслить свое прошлого и прошлое страны, последняя глава («О памяти») – размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим).
— Определите основные темы всего произведения. (Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.)
— С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлетом»?
(Пересказ главы с обязательным зачитыванием цитатного плана. С приподнятым настроением; с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя, состояться, с безграничной верой в свои силы, стремлением идти в ногу со временем. От столичной жизни юноши ждут не просто развлечений, они рвутся в мир знаний, желая почерпнуть из святого храма науки его сокровища за дедов и за прадедов, которых неотрывно держала при себе земля).
— Писалась эта глава как обращение к другу юности. Как вы думаете, почему именно такую форму выбрал автор? (Создается атмосфера доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном). Так с самого начала поэмы задан тон предельной искренности.
— Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»? Почему?
— Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого. Во второй главе «Сын за отца не отвечает» поэт достоверно воспроизводит атмосферу сталинского времени.
— Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе? Приведите примеры из текста.
— Приведите примеры речевых штампов 1930-х — 1950-х гг., которые используются во второй главе. Определите их роль. (Применение речевых штампов политической терминологии сталинской эпохи («классовый враг», «отец народов», «вождь», «кулак», «сын врага народа» и др.) становится у Твардовского способом отражения духа времени, особенностей мышления и мироощущения советских людей той поры).
— Обратите внимание, что слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Почему? (Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов»).
— В чем поэт обвиняет сталинизм? Приведите примеры из текста. (Драматизм самоощущения советского человека — «сына врага народа» («Клеймо с рожденья отмечало / Младенца вражеских кровей»), трагическая участь раскулаченных («в тоске великой / он покидал свой дом и двор»), искалеченные судьбы бывших советских военнопленных («из плена в плен — под гром победы»), репрессии малых народов).
— Как бы вы определили самое страшное для себя в этой эпохе? Подтвердите строчками текста.
— Какова позиция лирического героя? (Он пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и свое поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле («за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе»).
— Какие образы, на ваш взгляд, наиболее ярко представлены поэтом в этой главе? ( Сталин, отец героя).
— Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчеркивает? Зачитайте текст.
— Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?
— Охарактеризуйте гражданскую позицию лирического героя. Зачитайте текст. ( Он выступает как противник тенденций реабилитации Сталина, считает преступлением сознательное замалчивание трагических событий советской историй).
— Как вы понимаете строки:
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.
— Поэма заканчивается словами:
Зато и впредь как были – будем,-
— Поэт утверждает, что память – компас на жизненном пути и что у каждого человека должен быть долг перед прошлым и будущим. Совесть и память — вот те нравственные нормы, которые определяют гражданскую позицию человека, и позицию Твардовского-поэта в частности.
— Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт». По-вашему, насколько эти слова можно отнести к Александру Твардовскому? (Высказывания детей).
— Найдите в тексте ключевые слова поэмы: память, правда, быль, боль. Выпишите поэтические обороты с этими словами (их можно назвать афоризмами), которые вы возьмете для себя как жизненные принципы.
VI . Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихов М.Цветаевой и
Список использованной литературы
Данилович Т.В. (и др.). Русская литература: вопросы, задания, тесты. – Мн.: Аверсев, 2006.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс (II полугодие).
Мищенчук Н.И., Мушинская Т.Ф. (и др.). – Русская литература: учебное пособие для 11-го кл. с 11-летним сроком обучения. – Мн.: НИО, 2006.
Вопрос 129. Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»
План: Поэма «По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее
Просмотр содержимого документа
«Вопрос 129. Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»»
Вопрос № 129. Поэма «По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее
Александр Трифонович Твардовский – это
история нашего общества. Понять
Твардовского – понять эпоху во всем
драматизме, сложностях и противоречивости.
После победы Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в России набирало обороты истребление свободной мысли, продолжались казни, изгнания из страны, слежка, засилие чиновников и канцелярий, смолкнул «веселия глас», закатилось «солнце разума», человек (независимо от положения в государственной пирамиде) стал послушным орудием в руках чьей-то беспощадной воли для насилия над другими рабами. Ситуация беспредела, тоталитаризма охватила все сферы жизни страны.
Насильственная коллективизация уничтожила русскую деревню, превратила крестьян в рабов. Руками послушных Шариковых и Латунских истреблялась наука, поэтическое слово. «Вихорь черный» раскидывал нации, семьи в разные стороны. К 30-м гг. страна приняла страшный облик всеобщей казармы, где все регламентировалось: как жить, как трудиться, что петь, что говорить, о чем думать. О. Мандельштам назвал эти годы веком-властелином, веком-зверем, веком-волкодавом, веком ночи и неправды. Идеологом века-волкодава, его вдохновителем и страшным орудием был И. В. Сталин.
Еще в начале XX в. Блок написал пророческие строки:
Д ремлют гражданские страсти:
Слышно, что кто-то идет.
Кто ж он, народный смиритель?
Темен, и зол, и свиреп:
Инок у входа в обитель
Видел его — и ослеп.
Он к неизведанным безднам
Гонит людей, как стада.
Посохом гонит железным.
— Боже! Бежим от суда!
Режим Сталина действительно оказался «темен, и зол, и свиреп»: раздавил оппозиционные группы внутри партии, уничтожил инакомыслящую интеллигенцию, разрушил церковь, посадил за решетку несколько миллионов человек, наладил механизм фальсификации исторических документов, организовал по всей стране спецлагерь (ГУЛАГ) для своих соотечественников, перед «которым меркнут все Освенцимы и Бухенвальды». (Д. Л. Андреев «Роза мира»)
Как реакция на тоталитаризм и сталинизм в нашем отечестве сложилась великая литература, написанная кровью и продиктованная совестью.
Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) родился на Смоленщине в семье крестьянина. В 14 лет комсомолец и селькор. В пятнадцать лет покинул родные места, чтобы, как он говорил, вырвать старый мир из своей души. Позже — студент Смоленского педагогического института.
По идейным соображениям порвал с отцом, деревенским кузнецом, который всю жизнь мечтал выбраться в крепкие хозяева. Когда его вызвали по делу раскулачивания отца, заявил, что с «семьей не проживает и идейно с ней не связан». Отказавшись от отца и братьев, Твардовский всю жизнь очень тяжело переживал свое предательство.
Но уже лет через десять поэт, в 1939 году окончивший МИФЛИ, возвращается в родные места, пишет о них проникнутые любовью и грустью стихотворения. Твардовский ввел понятие «малого мира», «мирка», придав ему значение того истока, откуда человек до конца дней черпает нравственную энергию. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал. С самого начала своего самостоятельного пути он принял идеалы, провозглашенные в октябре 1917 года, и уверовал в них. Даже в конце 60-х годов, когда Твардовский, будучи редактором «Нового мира», вступил в почти откровенное противостояние партийным властям, он полагал, что те искажают принципы марксизма. Оставаясь верен коммунистической идее, он так и не смог до «конца своих дней найти ответы на свои мучительные сомнения.
Поэму «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969), но она долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987 году. Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.
Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, власть жесткой цензуры. Инспирированное дело Солженицына, заказные статьи-доносы, сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, — все это приметы того времени.
Критик В. Лакшин, оценивая факт появления поэмы, писал: «Испытывая волнения совести, горчайшей вины перед семьей, перед отцом, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» — свое оправдание и свое покаяние». А Твардовский писал о поэме: «. почувствовал то, что мне. нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни. »
Написанная в конце 60-х гг. поэма «По праву памяти» — исповедь, покаяние, суд не над Временем, а над своими ошибками юности и неспособностью противостоять веку-волкодаву. Он, поэт, считал своим долгом вернуть народу память о том, что было: ведь если лишить народ памяти, оборвется связь поколений, возникнет вражда внуков и детей к дедам и отцам («забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль. »).
Лирический герой поэмы в юности мечтал не лгать, не трусить, верным быть народу, «а если — то и жизнь отдать» и не предполагал, что за его спиной уже начиналась «метелица сплошная». «Детям» предлагалась анкета о родственниках («Кем был до вас еще на свете отец ваш, мертвый иль живой?»). И дети отрекались от отцов («То был отец, то вдруг он — враг»), совершая отцеубийство словом. Страшна и участь детей так называемых кулаков, которым предстояло жить с клеймом «кулацкого отродья», «кулацкого сынка». И в этом — одна из причин лжесвидетельства на «отцов», имя которой страх. Кто виноват в трагедии народа, по Твардовскому? Не только Сталин, но и сами люди, загипнотизированные страхом и собственным конформизмом.
Основная идея поэмы «По праву памяти», обращенной к современникам и потомкам, — не дать убаюкать свою память, ибо, не зная уроков прошлого и не поклонившись праху его жертв, мы не готовы к будущему. Не смещайте интересы с гражданской оси и не давайте невозмутимому спокойствию проникнуть в вас — вот завет Твардовского, великого поэта и гражданина.
Композиция. Поэма состоит из 3 глав. Две первые («Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает») – лирический герой пытается осмыслить свое прошлого и прошлое страны, последняя глава («О памяти») – размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.
Основные темы всего произведения. Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.
Г лава «Перед отлётом»
С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлетом»? С приподнятым настроением; с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя, состояться, с безграничной верой в свои силы, стремлением идти в ногу со временем. От столичной жизни юноши ждут не просто развлечений, они рвутся в мир знаний, желая почерпнуть из святого храма науки его сокровища за дедов и за прадедов, которых неотрывно держала при себе земля.
Глава «Сын за отца не отвечает»
Жанр поэмы можно ли определить как «семейную трагедию». Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого. Во второй главе поэт достоверно воспроизводит атмосферу сталинского времени.
О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нёс в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет:
А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк…
Подлинность переживаний, подлинность волнений передают эти строки. В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения.
— Примеры речевых штампов 1930-1950-х гг., которые используются во второй главе. Их роль. Применение речевых штампов политической терминологии сталинской эпохи («классовый враг», «отец народов», «вождь», «кулак», «сын врага народа») становится у Твардовского способом отражения духа времени, особенностей мышления и мироощущения советских людей той поры.
Время, о котором поэт ведет речь, воскрешает своеобразная лексика: «анкета» со «зловещей некогда графой», «несмываемая отметка» в ней, «чад полуночных собраний», «публичная пытка», «мытарил вопрос», «в кромешный список занесен», «два мира», «чье-то головокруженье», «враг народа», «слепой и дикий для круглой цифры приговор».
Слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».
Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.
Комментарием к фразе, сказанной Сталиным, может служить записанный А. Кондратовичем рассказ А. Твардовского: «Оказывается, перед съездом колхозников была дана команда: найти сына кулака — благополучного, работающего и т. п. Это была задача трудная. Как только спрашивают, то любой секретарь райкома трусит: признаешься, что сын кулака работает, не раскулачен, — и мало ли что будет за это. Но с каким-то трудом нашли. Одели. Привезли в Москву на съезд. Написали для него речь. И он ее произнес. И где-то в самом начале он сказал: «Да вот, я сын кулака, некоторые могут подумать, что мне трудно жить, что мне не дают работы». В это время Сталин и бросил свою знаменитую реплику: «Сын за отца не отвечает». Для этой реплики и был привезен с трудом отысканный сын. Я помню впечатление от этих слов, особенно в деревенской среде. Но только в прошлом году я узнал, как была произнесена эта реплика».
Характеристика в поэме сталинской эпохи.
Сталинская эпоха, в восприятии поэта, — жестокое время, искалечившее судьбы миллионов ни в чем не повинных людей.
В чем поэт автор обвиняет сталинизм?
Драматизм самоощущения советского человека — «сына врага народа» («Клеймо с рожденья отмечало / Младенца вражеских кровей»),
трагическая участь раскулаченных («в тоске великой / он покидал свой дом и двор»),
искалеченные судьбы бывших советских военнопленных («из плена в плен — под гром победы»),
репрессии малых народов.
Позиция лирического героя. Он пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и свое поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле («за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе»).
— Какие образы наиболее ярко представлены поэтом в этой главе? ( Сталин, отец героя).
— Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчеркивает?
А только, может, вспомнив руки,
Какие были у отца.
—
Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца
В духе шестидесятничества Твардовский интерпретирует сталинскую политику как искажение ленинских идей и противопоставляет «отцу народов» образ Ленина («Вот если б Ленин встал из гроба, / На все, что стало поглядел. »).
«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, заявленные в ее названии.
Г лава полемична. С кем и о чем спорит герой? Зачитать текст. (Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить, память под печать» – вот их позиция).
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть!
— Гражданская позиция лирического героя. Он выступает как противник тенденций реабилитации Сталина, считает преступлением сознательное замалчивание трагических событий советской историй.
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.
— Как вы понимаете строки:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.
— Поэма заканчивается словами:
Зато и впредь как были – будем,-
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, Глядят в глаза.
Поэт утверждает, что память – компас на жизненном пути и что у каждого человека должен быть долг перед прошлым и будущим. Совесть и память — вот те нравственные нормы, которые определяют гражданскую позицию человека, и позицию Твардовского-поэта в частности.