подготовка формы для регистрации наблюдений

Форма регистрации наблюдений

Наблюдатель…………… Место наблюдений.

Структура группы наблюдаемых

Численность группы:…………….Взрослых …………………. детей

Пол: Взрослые…………… муж; жен……………….

Регистрация поведения в магазине

ПоведениеСвежие апельсиныСок в пакетахБутылированный сок
Проход мимо товара
Сравнение разных типов товаров
Выбор определенной марки
Внимательное рассмотрение выбранной марки
Обсуждение с другими участниками группы
Другие особенности покупки

Использование списка покупок……………. Калькулятора……….. Купонов………………..

Время совершения покупок…………………. Выбранное количество………………………….

Указанный выше подход предполагает осуществление первоначальной классификации, а затем проведение наблюдения. Хотя возможно сначала провести наблюдение, а затем разнести результаты по отдельным категориям.

Лучше использовать первый подход. Он дает возможность осуществлять наблюдение по заранее намеченной схеме. Фиксировать результаты наблюдений по каждой определенной категории. Это наблюдение не носит случайного или произвольного характера, а осуществляется в соответствии с определенным планом; Обладают высокой степенью законченности. Исследователю легко обобщить результаты, полученные от разных наблюдателей.

Когда осуществляется неструктуризированное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований. Например компания выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направленности и частоты применения данного инструмента при строительстве домов. Результаты наблюдения используются при совершенствовании данного инструмента.

Иногда человека наблюдателя заменяют специальные автоматические устройства. Эта замена обуславливается большей точностью, меньшей стоимостью или функциональными причинами. Так например, надежнее и точнее изучать привычки семьи смотреть определенные телепередачи, с помощью специального устройства аудиометра, чем на основе других методов.

Для успешного проведения наблюдений должны выполняться определенные условия:

1. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени.

2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для общего обозрения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет частная беседа.

3. Наблюдению обычно подвергают такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить.

В идеальном случае объекты наблюдений не должны знать, что их поведение подвергается наблюдению. В ряде случаев наблюдение является единственным способом получить точную информацию. Например. Маленькие дети не в состоянии выразить свое отношение к новой игрушке. Это отношение можно понять, наблюдая играет ребенок с игрушкой или нет.

Обычно метод наблюдения используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и проверяют друг друга. Так если наблюдение используется для контроля данных полученных другими методами, оно должно быть максимально строго структуризовано, проводиться в тех же условиях, в которых собиралась контролируемая им информация.

Кроме того метод наблюдения является очень трудоемким методом. Оформление итогов наблюдения занимает порой гораздо больше времени, чем само наблюдение.

Отчет о наблюдении должен содержать:

— тщательную документацию о времени и месте и обстоятельствах

— информацию о роли наблюдателя при проведении наблюдения,

способе наблюдения, характеристику наблюдаемых лиц;

— собственные заметки и интерпретацию наблюдателя;

— оценку надежности полученных результатов;

Обычно применяют следующие оценки надежности:

— Коэффициент согласия наблюдателей ( одно и тоже событие наблюдается различными наблюдателями);

— Коэффициент устойчивости ( один и тот же наблюдатель проводит наблюдение в разное время)

— Коэффициент надежности ( различные наблюдатели проводят наблюдение в разное время.

Эксперимент

Это метод сбора информации о поведении испытуемых объектов, предусматривающий установление контроля за всеми факторами, влияющими на функционирование объекта. Целью такого исследования является, как правило, установление причинно- следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.

Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значение всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными. При необходимости исследования нескольких факторов, проводится серия экспериментов.

К достоинствам этого метода следует отнести его объективных характер и возможность установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.

Недостатки этого метода заключаются в трудности контролировать все факторы в естественных условиях и сложностью воспроизведения нормального поведения в лабораторных условиях. К тому же проведение эксперимента довольно дорогостоящий метод, особенно при необходимости изучения действия нескольких факторов маркетинга.

Достоинства этого метода состоит в возможности оперативного анализа множества вариантов маркетинговых действий и выбора на этой основе наилучшего.

К недостаткам этого метода относится сложность и трудоемкость создания самой модели, требующей глубокого изучения и формализации причинно- следственных связей, между всеми факторами маркетинга, его внешней среды и факторами определяющими покупательское поведение.

На практике создание такой модели нередко не представляется возможным. Даже если финансовые возможности фирмы позволяют создать такую модель, то оправдать затраты может только потребность в частом и многократном его использовании.

Опросы практически не имеют альтернативы, когда фирма нуждается в знании убеждений, предпочтений, степени удовлетворенности товаром, об имидже фирмы и т.п.

При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трактовки, не соответствующие целям исследования. Основным недостатком является стремление респондента избежать откровенного ответа прежде всего на острые вопросы или вопросы личного характера.

Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в связи с неправильным пониманием респондентами заданного вопроса.

Закрытые вопросы представляют опрашиваемому набор альтернативных ответов. Из которых он должен выбрать один или несколько ответов наилучшим образом отражающих его позицию.

Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям:

2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания ( Например, не считаете ли Вы, что не следует. ”)

Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить противоречие в его ответах.

4. Вопросы, относящиеся к личности опрашиваемого следует относить в конец анкеты.

5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми не носящими личного характера, так как призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес.

8. По особо важным и ответственным позициям исследования желательно применять контрольные, косвенные, уточняющие вопросы, позволяющие проверить точность полученных ответов.

Личные интервью

Это самый распространенный в социологии способ изучения какой-либо темы или проблемы. В большинстве случаев он дает возможность получить качественную и наиболее точную информацию. Он предполагает проведение интервью специально обученными интервьюерами в домах, на работе, на улице или в каком-нибудь бойком месте (например, в торговом центре ).

Эта методика опроса называется «лицом к лицу» (» face to face»). Она предполагает взаимодействие интервьюера и респондента, от которого обе стороны получают определенное удовлетворение. Ситуация интервью устанавливает взаимопонимание и побуждает респондента давать ответы на вопросы.

Благодаря взаимодействию, лежащему в основе этого метода, оно оказывается весьма полезным для получения ответов на сложные вопросы, которые могут потребовать разъяснения. Здесь всегда возможен контроль за адекватным ответом на вопрос. Личное общение позволяет также при необходимости пользоваться наглядными пособиями ( графиками, рекламными плакатами, картинками упаковками), если это оказывается необходимым. В ходе таких опросов собирается очень ценная “сопутствующая” исследованию информация. Интервью по месту жительства позволяет выявить социальный фон, на котором они проводятся ( определить степень состоятельности семьи, грязно или чисто в доме, любят ли читать и много ли читают члены семьи и проч.), что может быть важно при изучении потребителей отдельных товаров и услуг, например тех, которые связаны со здравоохранением и образованием. Личное присутствие привносит в интервью «чувство», а также прибавляет гибкость, что позволяет интервьюеру, добавить несколько вопросов в анкету или после консультации с руководителем проекта снять лишнее.

Недостатки метода личных интервью связаны прежде всего с их высокой стоимостью, а также большими затратами времени ( в том числе на планирование и организацию ). Этот метод не очень удобен при изучении интимных или «острых» политических вопросов

В этом случае исследователь направляет по почте анкету с вопросами вместе с сопроводительным письмом и конвертом, на котором наклеены марки и написан адрес для ответа. Возможен и такой вариант, когда анкеты доставляет почта, а за ответами приходят лично. У этого метода немало преимуществ: он дешев, позволяет применять наглядные пособия, удобен для составления описей фактического наличия предметов ( «Какими предметами домашнего пользования вы владеете?») и рекомендуется для исследований по «острым» вопросам. Анкетирование такого типа удобно при контактах с выборкой потребителей, представляющих какое-либо меньшинство( например владельцев раритетных марок автомобилей ) или при контакте с выборкой, члены которой географически разбросаны, как например фермеры. С его помощью

можно опрашивать людей, занятых днем на работе. И в дополнение поскольку здесь не задействован интервьюер, отпадает опасение в его возможности влиять на ответы.

Проблему актуализации внимания можно также попробовать решить путем посылки анкет вторично, тем кто не ответил в первый раз. Можно проделать это и в третий раза, попытаться достичь уровня возврата до 60- 80%. Но это может быть возможно только при работе с небольшим количеством респондентов в группах. Когда же речь идет о больших массивах опрашиваемых применение этого метода считается почти бесперспективным.

3.Телефонные интервью

Обращение к этому методу опроса связано также и с рядом других положительных факторов, например, таких как: сравнительно быстрое получение данных, относительная дешевизна этой информации, а также и то, что здесь можно полностью избежать столкновений с преступностью, которые неизбежны в ходе личного интервьюирования проводимого по домам или квартирам.

Довольно часто заказчик маркетингового исследования хотел бы выяснить вопрос, на который люди не знают ответа или не готовы его дать. В других случаях заказчику необходимо провести исследование в области, где прямые ответы дают либо бессмысленные, либо недостоверные результаты. Например большинство людей заявляет, что на них рекламные объявления не оказывают воздействия. (Хотя глубокие исследования психологов и социологов показывают, что это не так). Поэтому бессмысленно задавать вопрос «в лоб»: купили ил вы данный товар под влиянием рекламы или нет? Чаще, именно такие вопросы являются предметом научного исследования. Поэтому, формулируя исследовательскую задачу необходимо следить за тем, чтобы свою исследовательскую задачу не передоверять опрошенным. Это довольно часто встречающаяся ошибка.

Чтобы обойти барьеры подобного рода, в маркетинговых исследованиях используются так называемые качественные методы:

— глубинные интервью

— групповые дискуссии

— проективная техника

Качественные методы исследований, иначе называемые “методы изучения мотиваций” пополнили арсенал социологических методов, с помощью которых сегодня изучается рынок. Их успех основывался в основном на том обстоятельстве, что появилась возможность этим методом решать новый класс задач, которые позволяют получить ответы, так интересующие заказчиков и исследователей.

Подобные методы анализа применяются исследователями рынка обычно в следующих обстоятельствах:

— Для определения причин, лежащих в основе человеческого

поведения, которые не поддаются выяснению путем прямых

вопросов. Например, такие мотивы поведения, о которых

потребитель не подозревает сам, не может выразить или

не желает их признать. Например: «Почему вы предпочи

таете часы со стрелками часам с цифровой индексацией?»

— Для того, чтобы провести первичное, зондажное

исследование рынка или категории товара. Такое

предварительное исследование поможет сформулировать

вопросы, которые следует задать при разработке

дальнейшего количественного исследования.

— Чтобы глубже исследовать новый рынок или малознакомую

его область, а также обнаружить значения внутренних

взаимосвязей, например: » Каково влияние веса

фотокамеры на объем ее продаж?»

— Чтобы получить более ясную картину и более глубокое

понимание исследуемого предмета там, где другие,

обычные методы исследования не дали результата.

— Чтобы дать толчок к собственной творческой активности,

например, при сочинении рекламных слоганов, девизов

по образцу: духи “Роса любви” или «Для бритья нужна

выражений, которыми в реальной жизни пользуются

Существуют три основных метода проведения качественных исследований.

Глубинные интервью.

Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях дизайне, рекламе, о методах продвижения продукта; он помогает лучше разобраться в поведении потребителей, в эмоциональных и личностных аспектах жизни потребителей.

Квалифицированный интервьюер задает зондирующие вопросы респонденту, пытаясь выяснить глубинные мотивы его поведения.

Это коммерческий эквивалент психоаналитического интервью. Идея состоит в том, чтобы заставить респондента разговориться на избранную тему. При этом интервьюер задает вопросы типа: «Почему вы ответили подобным образом?», «Можете ли вы обосновать свою точку зрения?», «Можете ли вы привести какие-то специальные аргументы». Ответы на эти вопросы помогают лучше разобраться в мотивации потребителей.

В течение разговора одна идея вызывает появление другой путем ассоциаций. Согласно теории Фрейда о подавленных влечениях, самые дальние ассоциации из тех, что возникают это именно те, которые респондент не желает признавать и таким образом это именно те влечения, которые подавлены в первую очередь. В глубинном интервью респондент может признать иррациональность своего подхода или отношения к покупкам, который никак не мог бы был выявлен формальными методами. Например: » Я никогда не покупаю вино, чтобы не показать своего невежества относительно того, какое вино с чем пьют».

Роль интервьюера при этом остается пассивной, он не направляет разговор, не проявляет эмоций, но только поощряет высказывания и демонстрирует сочувствие. Интервьюер должен дискутировать или оказывать давление на опрашиваемого. Он должен быть настроен дружески, но критично. Работа проходит не на основе вопросника, а с помощью плана разговора, выработанного после консультаций с заведующим отделом рекламы или с заведующим отделом ответственным за новый товар. Весь разговор записывается на кассету, а затем пишется краткий отчет, в котором выводы интервьюера дополняются дословными цитатами с магнитофонной записи. Эти высказывания служат в некотором роде доказательствами, подкрепляющими выводы.( Заказчик маркетингового исследования получает кассету с записью, как составную часть отчета.) Подобное интервью длиться около часа.

Респонденты набираются путем проведения личного или телефонного интервью и, если оно будет признано удавшимся, респонденты получают приглашение на глубинное интервью. Индивидуальные глубинные интервью особенно хороши при обсуждении интимных, глубоко личных вопросов (скажем озабоченность состоянием кожи лица и тела), которые обычно не обсуждаются в группах.

Источник

Форма для регистрации наблюдений

Наблюдатель
Место наблюдения

Структура группы наблюдаемых

· тележки для продуктов

Регистрация поведения в магазине

ПоведениеСвежие апельсиныБутылиро-ванный сокБаноч-ный сокЗамороженный сок
Проход мимо товара
Сравнение разных типов товара
Выбор определенной марки
Внимательное рассмотрение выбранной марки
Обсуждение с другими участниками группы
Другие особенности выбора покупки

Для успешного проведения наблюдений должны выполняться определенные условия:

1. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени. Например, с точки зрения затрат времени и средств вряд ли целесообразно наблюдать процесс покупки дома в целом. Хотя это можно осуществить по частям, на отдельных этапах данного процесса.

2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.

3. Наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяюшаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить. Например, человек обычно не в состоянии вспомнить, какую радиопередачу в своем автомобиле он слушал в последний понедельник по пути на работу.

Наблюдая изучаемую деятельность со стороны, наблюдатель может зафиксировать такие ее характеристики, как последовательность и частоту тех или иных действий, изменение эмоциональной атмосферы и т.п., т.е. получить информацию, недоступную для получения с помощью других методов. Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, т.е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки проведения наблюдения и определить средства сбора информации. Кроме того, исследователю важно решить вопрос об ограничении сферы наблюдений при имеющихся у него возможностях (время, финансы, число помощников и их квалификация), а также учесть возможные препятствия (административные или психологические затруднения, трудности, связанные с получением и фиксированием информации).

Выделяются следующие этапы проведения наблюдения.

Определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения. В зависимости от целей исследования обычно выбирается в качестве предмета наблюдения какая-то одна или ограниченное число сторон деятельности объекта, например, изучается маршрут движения покупателя в торговом зале магазина.

Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми. Выбор способа наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов. Прежде чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки, единицы наблюдения, по которым можно будет судить о той ситуации, которая интересует исследователя. В качестве единицы наблюдения (а со стороны наблюдаемого – это единица поведения) можно выделить и фиксировать любой сложный набор действий различного характера, например, покупатель может просто посмотреть на определенный товар, а может и взять его в руки.

Для того чтобы данные наблюдений могли быть понятными другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимыми, необходимо разработать язык, систему понятий, при помощи которых будут описываться результаты наблюдений. Например, если наблюдается реакция на рекламу в магазине, то четко следует выделить и фиксировать различные виды проявления эмоционального состояния (категории): спокойствие, возбужденность и т.п. Подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций для наблюдателей, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т. п.).

После разработки плана осуществляется проведение наблюдений, сбор данных, накопление информации. Фиксация результатов наблюдений может выполняться в виде: а) кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) фото-, видео-, звукозапись. Фиксация результатов наблюдений одновременно является средством двойного контроля: контроля за наблюдателем и контроля за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.

Контроль наблюдения можно осуществлять разными способами: а) проведением разговора с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) сопоставлением результатов собственного наблюдения и наблюдения, сделанного другим также квалифицированным наблюдателем; г) посылкой отчетов о наблюдении к другим исследователям с целью повторения наблюдений.

Отчет о наблюдении, должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения, б) информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) собственные заметки и интерпретации наблюдателя; д) оценка надежности полученных результатов. Обычно применяют один из трех видов оценки надежности: коэффициент согласия наблюдателей (одно и тоже событие наблюдается одновременно различными наблюдателями); устойчивости (один и тот же наблюдатель проводит наблюдение в разное время); коэффициент надежности (наблюдатели проводят наблюдение в разное время).

Приложение 2[36]

Рынок маркетинговых исследований в России:

проблемы и тенденции развития[37]

Бурное развитие российского рынка товаров и услуг в 1990-е годы, характеризующееся интенсивной предпринимательской деятельностью, выходом на российский рынок большинства крупнейших транснациональных корпораций, появлением тысяч остро конкурирующих за потребителя торговых марок различных товаров и т.п., привело к стремительному развитию т.н. «обслуживающих» рынков, к которым, в частности, относится рынок маркетинговых и консультационных услуг. Это, в свою очередь, определило острую необходимость в изучении данного рынка, выявлении его основных субъектов и анализе их деятельности.

Компании-провайдеры маркетинговых услуг были классифицированы нами следующим образом:

Независимые фирмы, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях.

Фирмы, существующие при образовательных и научных структурах и использующие студентов в качестве интервьюеров, а преподавателей и научных работников – в качестве специалистов.

Фирмы, являющиеся структурными подразделениями рекламных агентств, СМИ или органов местной власти, и выполняющие как внутренние, так и внешние заказы.

Отраслевые фирмы, специализированно предоставляющие информацию по конкретному рынку или определенной сфере бизнеса.

Консалтинговые фирмы, предлагающие маркетинговые исследования наряду с услугами по организационному консультированию, бизнес-планированию, аудиту и т.п.

Социологические службы, занимающиеся изучением общественного мнения и политическим консалтингом и проводящие наряду с этим маркетинговые исследования по заказам.

За время проведения исследования были отмечены следующие основные тенденции в данном секторе рынка:

Рост количества исследовательских фирм, входящих в те или иные ассоциации, что свидетельствует об осознании участниками рынка общекорпоративных интересов и указывает на большую цивилизованность и сформированность данного рынка.

Доминирование двух-трех лидеров в каждом регионе, при совмещении остальными исследовательской деятельности с другим бизнесом.

Окончание эпохи бурного роста, о чем говорит малое количество новых фирм, появившихся за последние годы.

Что касается анализа спроса и предложения на рынке маркетинговых исследований, то здесь также был выявлен ряд интересных тенденций:

Лидерство перешло к комплексным работам по анализу емкости рынка, его сегментов и изучению мотивации потребления, что указывает на рост профессионализма российских исследователей.

Сдали позиции исследования, связанные с рекламой, такие как анализ эффективности рекламных кампаний, разработка рекламной концепции, тестирование рекламных материалов и т.п.

Возросла концентрация маркетинговых работ по анализу основных, наиболее развитых и перспективных товарных рынков, таких как рынки продуктов питания, бытовой техники, лекарственных препаратов, автомобилей, алкогольных напитков, стройматериалов и табачных изделий.

Быстро растет удельный вес работ, посвященный анализу аудитории СМИ, в общей массе маркетинговой продукции.

Снизилась стоимость многих видов исследовательских работ не только в регионах, но и в Москве. На рынках с развитым спросом (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск) к этому привело расширение предложения, так как многие из новых игроков прибегают к демпингу. Менее продвинутые рынки (Владивосток, Ростов-на-Дону, Красноярск) сталкиваются с проблемой невысокого платежеспособного спроса (особенно в послекризисный период), что также заставляет снижать цены в борьбе за новых «небогатых» заказчиков.

Сравнивая динамику степени соответствия предложения спросу, можно констатировать, что в целом маркетологи поспевают за изменениями потребностей клиентов. Об этом говорит, в частности, высокая степень соответствия рейтингов разных видов исследований у исполнителей и заказчиков и схожая динамика изменений в них, произошедших за 1998 год. Однако при анализе рынка более трети заказчиков по-прежнему предпочитают опираться на свои собственные силы, считая, что экономят свои средства и время, что свидетельствует о некотором отставании предложения от спроса на рынке маркетинговых исследований. Тем не менее, результаты исследования однозначно показали, что при всех существующих проблемах у заказчиков окрепло и утвердилось понимание необходимости обращаться к специализированным компаниям при анализе рынка, и выросла удовлетворенность качеством таких услуг.

В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие о неравномерности развития региональных рынков маркетинговых услуг в России. По таким параметрам, как количество фирм, осуществляющих маркетинговые услуги, состоящих в ассоциациях, количеству сотрудников, времени начала предоставления услуг – лидируют Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Наибольшее число фирм-провайдеров, предлагающих маркетинговые исследования, приходится на Москву – в среднем в 3–4 раза больше, чем в других городах. В остальных регионах количество фирм, имеющих опыт предоставления маркетинговых услуг, находится на уровне 16 – 20 компаний на город.

В целом, динамика развития маркетинговых услуг в регионах различна и напрямую связана с общим экономическим состоянием конкретного города или области. Так, были выявлены регрессивные черты развития данного рынка в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (сокращение общего числа сотрудников, интервьюеров и заказчиков), причиной которых является политическая и социальная нестабильность в данных регионах, при тенденциях роста рынка в таких городах, как Ростов-на-Дону и Владивосток.

Основным сдерживающим фактором развития региональных рынков маркетинговых исследований является общая проблема российских регионов –недостаток оборотных средств у местных предприятий. Напротив, факторами, стимулирующими развитие этих рынков, могут служить возрастание конкуренции между местными производителями и усиление внимания к учету региональной специфики со стороны московских и западных заказчиков.

В последние годы региональные исследовательские рынки демонстрируют весьма заметную положительную динамику, что выражается, в первую очередь, в быстром росте интереса к вопросам маркетинговых исследований со стороны местных предприятий. В целом, к основным тенденциям развития рынка маркетинговых услуг в регионах можно отнести следующие:

Продолжение специализации исследовательских фирм на определенных областях исследований. Увеличение числа фирм, работающих в области изучения обществен­ного мнения. Упрочнение связей региональных провайдеров с московскими партнерами. Установление многочисленных связей и партнерских отношений с исследовательскими фирмами в других городах. Постепенное выравнивание расценок у основных участников региональных рынков маркетинговых услуг.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Сделайте сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.

2. Составьте структурно-логическую схему из основных понятий и терминов темы.

3. Подготовьте обзор публикаций в профессиональных журналах (Индустрия рекламы, Реклама и жизнь, Петербургский рекламист и др.), отражающих тематику данной темы занятия.

4. Подготовьте список важнейших интернет-ресурсов по обсуждаемой теме и сделайте соответствующий обзор на семинарском занятии.

5. Подготовьте ряд рефератов по тематике семинарского занятия (реферат краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы и т.д. с целью донести до слушателя точку зрения автора(ов) на рассматриваемую проблему).

6. Ниже приводится пример карточки наблюдателя для определения аудитории наружной рекламы:

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийНаблюдатель

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийМесто наблюдения

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийВремя наблюдения

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийКоличество пешеходов

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийКоличество легковых автомобилей

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийКоличество автобусов, троллейбусов, трамваев

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийВзрослые мужской женский

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийДети мужской женский

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийСкорость движения автомобилей

Продолжительность стоянки автомобилей у светофора

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюденийПодпись наблюдателя

Проанализируйте карточку наблюдения и внесите свои предложения по ее совершенствованию.

7. Ниже приводится вариант инструкции наблюдателю:

Основная цель наблюдения – выяснить, насколько подходит данное место (правая сторона улицы Чайковского, д. 42…) для размещения наружной рекламы.

От того, насколько аккуратно и добросовестно будет проведено наблюдение, в большой степени зависит обоснованность выводов исследования. Поэтому мы просим отнестись к порученному Вам заданию с максимальным вниманием и аккуратностью.

Особое внимание нужно обратить на следующее:

Перед тем как приступить к непосредственному наблюдению, необходимо:

— ознакомиться с местом и условиями (температура воздуха и т.д.) наблюдения;

— внимательно изучить все пункты карточки наблюдателя, разрешить все возникающие вопросы с ответственным за приведения исследования;

— провести пробное наблюдение с целью отработки измерительной процедуры.

Наблюдение должно совершаться в соответствии с графиком и полученными инструкциями (день, время и т.д.)

Результаты наблюдения должны быть зафиксированы в день наблюдения (на месте наблюдения) и занесены в карточку.

Если будут дополнительные собрания по поводу увиденного, внесите в карточку или сообщите ответственному лицу.

По окончании наблюдения заполненная карточка сдается лицу, ответственному за проведение исследования.

Заранее благодарим Вас за помощь и сотрудничество!

Проанализируйте инструкцию для наблюдателя и внесите свои предложения по ее совершенствованию.

8. Считается, что научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами: целенаправленность, планомерность, систематичность, аналитичность, регистрация результатов, оперирование однозначными понятиями и т.д. Продолжите ряд и дайте свой комментарий свойствам научного наблюдения применительно к рекламной деятельности.

9. В таблице приведены основные особенности различных видов наблюдения. Сделайте доклад на ее основе, дополните конкретными примерами наблюдений из рекламной практики.

Тест

1. Главная особенность наблюдения – это:

а) неразрывная связь исследователя (субъекта) и объекта наблюдения;

б) неразрывная связь исследователя и инструмента наблюдения;

в) неразрывная связь исследователя и процедуры наблюдения.

2. Классификация объектов по осмысленным группам – это:

а) программа исследования;

б) процедура исследования;

в) техника исследования.

4. Процедура, в результате которой понятия переводятся в переменные, называется:

5. Разработка практических рекомендаций является задачей:

а) прикладной социологии;

б) теоретической социологии;

в) общей социологией.

6. Наиболее часто применяемый качественный метод социологического исследования в рекламной деятельности:

б) глубинное интервью;

7. Исходное (предварительное) гипотетическое значение о предмете исследования и предварительный проект решения проблемы – это:

8. Исследование и обработка информации научных обследований – это:

б) сбор первичных данных;

9. Наблюдения по уровню структуры подразделяются на:

а) стандартизированные и нестандартизированные;

б) открытые и скрытые;

в) естественные и искусственные.

10. Наблюдение, в основном, применяется как:.

а) описательное исследование;

б) объяснительное исследование;

в) поисковое исследование;

г) причинное исследование.

11. Эмпатия – это:

а) мысленное постижение эмоциональных состояний других людей в виде сопереживания;

б) чувственное постижение мысленного мира других людей;

в) мысленное постижение мысленного мира других людей.– это:

12. Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

в) регистрация результатов;

13. Включенное наблюдение предполагает обязательное использование таких инструментов, как:

б) карточка наблюдения;

14. Наблюдение – это метод:

г) ни тот, ни другой.

15. В естественной обстановке и в непосредственном контакте с объектом проводится следующий вид наблюдения:

а) лабораторное наблюдение;

б) полевое наблюдение;

в) систематическое наблюдение;

г) случайное наблюдение.

16. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

б) от позиции наблюдателя;

в) от упорядоченности;

г) от активности наблюдателя.

17. Хало-эффект – это:

а) типичная ошибка наблюдения;

б) критерий надежности наблюдения;

в) эффект скрытого наблюдения.

Тема 18

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть фото подготовка формы для регистрации наблюдений. Смотреть картинку подготовка формы для регистрации наблюдений. Картинка про подготовка формы для регистрации наблюдений. Фото подготовка формы для регистрации наблюдений

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *