политические конфликты могут протекать в форме
Формы политических конфликтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие политического конфликта
Политический конфликт является проявлением и результатом определенного взаимодействия двух или больше сторон (людей, их общностей, групп, стран), которые оспаривают друг у друга раздел и удержание властительских полномочий, ресурсов и благ.
В политологии нет отдельных теорий конфликта, так как сам по себе политический конфликт рассматривается в границах сложнейшей системы, включающей в себе в себя особенности и виды обществ, в которых он образуется, воздействие конфликта, его причины возникновения, управление конфликтными ситуациями и всевозможные последствия.
Классификация форм политических конфликтов
Первой группой форм политических конфликтов считаются государственно-правовые конфликты, которые возникают в самой системе власти государства. Данные конфликты институционализированы и публичны. В случаях, когда такие конфликты происходят в правовых границах, они не рушат, а закрепляют политическую систему, исполняя конструктивные функции.
Третьей формой в лестнице политических конфликтов являются конфликты на основании существенных расхождений в культуре политики. Речь ведется не просто о конфликтах на основе расхождения в идеалах или ценностях, а о конфликтах, касающихся способов восприятия реальности, способов политического действия и мышления. Расколы, которые разделяют современное общество России, часто предстают в образе противоборства различных политико-культурных общностей. В частности, это:
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо того, в базис классификации форм политических конфликтов может закладываться:
Основа типологии форм политического конфликта
Таким образом, в основе типологии форм политических конфликтов существуют:
Исследователи современного периода выделили конфликты, которые связаны с процессом модернизации систем политики: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты интересов, потребностей, идентификации и ценностей.
Особенности политического конфликта
Открытый характер и публичность проявления противостояния сторон. Реальная политика —является сферой устранения противоречий меж большими группировками социума. В связи с этим политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим группировкам социума и к широкой общественности. Помимо этого, привлечение увеличенного внимания к разрешаемым проблемам придает конфликтующим субъектам дополнительную значимость, и помогает им накопить политический капитал.
Всеобщая значимость. Политический конфликт опосредованно либо непосредственно касается интересов больших группировок социума, классов, социальных слоев, общества в целом. В связи с этим субъекты политического конфликта (политические оптимизации, отдельные лидеры, институты элиты) традиционно выступают от имени определенной общности социума (социального класса, слоя, группы интересов, этноса, целого общества).
Обусловленность властными отношениями. Интегральным объектом в политическом конфликте является власть политики. В форме предмета политического конфликта могут выступить какие-либо властные полномочия, результаты и способы реализации власти. Причинами политических конфликтов могут являться разнообразные противоречия, которые возникают как в политической сфере, так и в иных сферах общества, но и переродившиеся в политическое противоборство в отношении власти.
Идеологический характер конфликтной мотивации. Политический конфликт обладает определенными идеологическими основаниями. Политическая идеология является духовным образованием, специально предназначенным для идейной и целевой ориентации политического гражданского поведения. Она исполняет функционал идентификации, организации и мобилизации участников и субъектов политического конфликта.
Демонстрационные варианты интернет-тестирования по курсу политологии
ЗАДАНИЕ N 1.
Мировоззренческо-методологической базой политических исследований служит.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
политическая география
политическая социология
политическая философия
теория политических систем
ЗАДАНИЕ N 3.
Содержание политологического знания включает.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
законы, категории, принципы политической реальности
совокупность политических институтов
политические события и явления
совокупность политических процессов
ЗАДАНИЕ N 5.
Характерной чертой политических взглядов эпохи средневековья выступает.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
теоцентризм
космоцентризм
техноцентризм
гуманизм
ЗАДАНИЕ N 6.
Автором теории столкновения цивилизаций является.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
С.Верба
С.Хантингтон
В.Парето
Г.Алмонд
ЗАДАНИЕ N 7.
Возникновение политической науки в России не испытывало влияния.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
взглядов западников и славянофилов
церкви и самодержавной власти
активистской политической культуры
марксизма и утопического социализма
ЗАДАНИЕ N 8.
Современная российская политология развивается в условиях.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
плюралистической демократии
социально-экономического подъема
системной трансформации общества
совершенствования демократических институтов власти
ЗАДАНИЕ N 12.
Гражданское общество выступает.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
источником социального контроля государственных органов власти
системой принуждения
сферой принятия политических решений
способом регулирования всей системы общественных отношений
ЗАДАНИЕ N 15.
Режимы протекания политических процессов – это.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
революционность и эволюционность
развитие, функционирование, кризис и упадок
радикализм, консерватизм, либерализм
демократия, авторитаризм, тоталитаризм
ЗАДАНИЕ N 17.
Деление страны на территориальные округа, признание победы по большинству характеризует избирательную систему, как.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
пропорциональную
смешанную
тоталитарную
мажоритарную
ЗАДАНИЕ N 19.
Субъектами этнополических конфликтов являются.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
этнические общности
международные организации
этнические интересы и ценности
региональные политические элиты
ЗАДАНИЕ N 21.
Внешняя политика призвана.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
обеспечивать целостность и стабильность развития общественной системы страны
формировать правопорядок в обществе
защищать государственные интересы страны во внешней среде
обеспечивать экологическую безопасность в обществе
ЗАДАНИЕ N 26.
Политическая сфера общества, как определенная целостность, состоящая из совокупности элементов, характеризуется _______ подходом.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
психологическим
функциональным
системным
институциональным
ЗАДАНИЕ N 27.
К основным принципам политического прогнозирования относятся.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
системность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность
эффективность, рентабельность, экономичность
образность, эмоциональность
доступность, аргументированность, логичность
Демонстрационный вариант 2 (правильные ответы выделены)
Категория «политическое» выражает …
а) политические связи, отношения и процессы
б) оценку поведения личности
в) все, что связано с деятельностью человека
г) все общественное
Политическая социализация – это……
а) совокупность политических традиций, обычаев, норм и ценностей, обеспечивающих преемственность в политике
б) процесс усвоения личностью образцов политического поведения, опыта, значимого для общества и личности
в) процесс политической дифференциации
г) политическая деятельность по регулированию социальных отношений
Объектом политологии выступает…….
а) политическая сфера общественной жизни
б) социальная структура общества
в) соотношения общественных и личных интересов
г) специфика развития и функционирования общества
Политология познается на уровнях……
а) социологическом и психологическом
б) федеральном, региональном, местном
в) теоретическом, нормативном, прогностическом, прикладном
г) организационном и нормативном
Основную роль в разработке теории гражданской культуры демократического общества сыграли…….
а) Т. Парсонс и Р. Мертон
б) В. Пугачев и Б. Капустин
в) Г. Моска и В. Парето
г)Г. Алмонд и С. Верба
Актуальной задачей российской политологии выступает задача……
а) ликвидации бедности
б) борьба с политической оппозицией, выступающей с критикой власти
в) политологического сопровождения переходного периода развития общества
г) по решению проблемы социально-экономического подъема
Власть – это….
а) преобразовательная деятельность
б) обладание ресурсами
в) социальная деятельность
г) способность и возможность влиять на поведение людей
Государственный суверенитет – это…..
а) совокупность прав народа на свободу выбора власти
б) верховенство власти
в) форма правления
г) реализация принципа разделения властей
К политической системе относится _________________ подсистема
а) экономическая
б) нормативная
в) социальная
г) образовательная
К институтам гражданского общества относятся…….
а) общественные организации
б) политические институты
в) судебные органы
г) законодательные органы
Политическое рекрутирование – это……
а) вовлечение людей в активную политическую жизнь
б) разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство
в) избрание в выборные органы власти
г) использование власти для получения социальных привилегий
Основным отличительным признаком политической партии является (ются)……
а) наличие программы и устава
б) опора на социальную базу
в) притязания на политическую власть, борьба за власть
г) принципы демократического централизма
Взаимодействие субъектов политических отношений в пространстве и во времени называется……
а) политической социализацией
б) политическим процессом
в) политическим конфликтом
г) политической модернизацией
Патриархальная политическая культура характеризуется……
а) ориентацией на локальные ценности – общину, род, клан
б) ориентацией на харизматических лидеров
в) ориентацией на активное включение в политическую жизнь
г) пассивным отношение к политической системе
Кризис легитимности – это…..
а) кризис отношений между центром и регионами
б) конфликт между законодательной и исполнительной властью
в) падение доверия к институтам власти со стороны общества
г) переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной
Под политическими технологиями понимаются…….
а) единство методологии и методики
б) деятельность субъектов политики
в) совокупн6ость приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политической деятельности реализуют свои цели
г) совокупность технических средств, используемых в политике
Часть системы международных отношений, связанная с деятельностью государств по властному обеспечению своих интересов, которые возникают в этой сфере, называется ____________ политикой
а) колониальной
б) внешней
в) географической
г) мировой
Субъектами международных отношений могут быть………
а) международные коммуникации
б) нормы международного права
в) народы
г) общественные институты
К международным политическим организациям относится ……….
а) Парижский клуб
б) ЮНЕСКО
в) Всемирная Торговая Организация
г) Организация Объединенных Наций
Окончание «холодной войны» связывают с ………….
а) событиями 11 сентября в Нью-Йорке
б) избранием М.С. Горбачева Президентом СССР
в) Югославским кризисом
г) выводом советских войск из Афганистана
Методологической особенностью бихевиористского метода является……….
а) использование категорий психоанализа
б) комплексный анализ государственных, правовых и политических институтов
в) опора на сравнительный политических анализ
г) изучение партийных структур
Накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объектов называется……….
а) описанием политической реальности
б) статистическим методом
в) методом герменевтики
г) нормативным методом
Исследование политических процессов и явлений путем опросных методик называется _____________ методом
а) коммуникативным
б) статистическим
в) институциональным
г) социологическим
Политические конфликты
Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом.
Политический конфликт представляет собой определенный видобщественных отношений, причем только тех отношений, которые возникают и существуют по поводу политической власти, ее функционирования в обществе. Этим он отличается от иных социальных конфликтов. Понятие «политический конфликт»обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.
Причины конфликтов, как правило, являются основой политической конфронтации, базирующейся на:
— неправильных действиях лидеров политических партий, организаций, движений, руководителей государственных органов; излишний радикализм или консерватизм проводимой политики в целом;
— несовпадении статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов, потребностей во власти и т.п. Эти причины часто находят выражение в противоречиях между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы различных политических и социальных общностей;
— расхождении людей в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и иных событий. Эти конфликты чаще возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности. В современной России такие мнения существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, суверенитета государства, приоритетов сотрудничества.
— процессах, вызываемых идентификацией граждан, осознании ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям. Конфликты данного рода возникают чаще всего в нестабильных обществах,там, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства (например, русские в Прибалтике, в Киргизии; в Казахстане и т.п.).
Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий, как типология конфликтов.
Наиболее значимые основания в системе их классификации, которые часто используются учеными и политиками, это:
Такие конфликты обусловливаются различными подходами субъектов политики к осуществлению политической власти, кадровой политики, занятию государственных должностей. К внутриполитическим конфликтам относятся также конфликты между регионами, политическими партиями, между фракциями той или иной партии. Самым крупным по масштабу является межсистемный конфликт, т.е. конфликт между различными социально-политическими системами («холодная война»). Обычно он обусловливается различными идеологиями и политикой групп государств. Его межсистемный характер является выражением глобального характера самого конфликта.
2. По временным характеристикам. Имеются в виду долго— и кратковременные конфликты. Примером долговременного политического конфликта может служить конфликт между Израилем и рядом арабских государств, в первую очередь Палестиной.
3. По динамике развития. Различают остропротекающие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся конфликты.
4. По уровню конфликтных отношений, т.е. по степени вовлеченности людей в разрешение противоречий. В этом отношении различают «глубокие» и «неглубокие» (в сознании людей) конфликты; «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой». Конфликты «с нулевой суммой» возникают тогда, когда позиции сторон абсолютно противоположны и победа одной из них означает полное поражение другой.
Частичные конфликты затрагивают бытие отдельных частей политической системы или политики правящих кругов, не соответствующие интересам и целям социальных носителей системы. Их разрешение связано с частичными изменениями в политике властей, во властных структурах. Субъектами частичного политического конфликта выступают институты и организации, осуществляющие власть и управление в рамках данной политической системы, но занимающие различные статусы и позиции (представители трех ветвей власти, институты федеральной власти и субъектов Федерации, партии, общественные и корпоративные организации).
Общую схему урегулирования политических конфликтов можно представить следующим образом:
— правильное определение действительных интересов сторон, лежащих в основе конфликтных событий;
— поиск третейского судьи для разрешения конфликта;
— сбор и концентрация сил, чтобы показать противнику возможные последствия его нежелания идти по пути мирного решения проблемы;
— игнорирование провокаций со стороны противника, последовательное проведение своей линии с определением тех уступок для достижения консенсуса, которые существенно не влияют на реализацию коренных интересов;
— вовлечение в переговоры как можно большего количества участников, а не только двух конфликтующих сторон, что позволяет получить дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации;
— проявление внимания к действиям и намерениям не только противника, но и поведению союзников как своей, так и противоположной стороны.
Структура и основные формы политических конфликтов
Конфликты, как уже отмечалось (гл. 17), являются наиболее распространенным источником и формой политических изменений, в связи с чем разработка технологий управления и контроля за ними, позволяющих снизить издержки конкуренции за власть и уменьшить собственные потери на этом поприще, становятся задачей первостепенной важности для любого участника политических отношений и тем более для правящего режима.
В принципе конфликт представляет собой один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных формах несовпадения позиций чаще всего именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как технологически измеряемая величина конфликт естьразновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.
Практически повсеместное желание различных субъектов управлять или контролировать течение политических конфликтов предполагает выявление их основополагающих структурных элементов и параметров, воздействие на которые и может позволить достичь намеченных целей. Данные элементы по-особому структурируют целенаправленную деятельность субъекта в политической сфере, придают ей специфическую форму и содержание. Несмотря на определенные разногласия, специа-листы-конфликтологи, как правило, в качестве основополагающих элементов конфликта выделяют следующие:
Ø источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора;
Ø повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;
Ø стороныконфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики;
Ø восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон;
Ø средстваконфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;
Ø характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.
Выделение основных структурных элементов конфликта обусловливает и определенное понимание его процессуальных свойств или наиболее общих особенностей протекания конкурентного спора сторон. В частности, практически все исследователи сходятся в понимании конфликта как такого конкурентного взаимодействия сторон, ко- i торое обладает разной степенью своего внешнего проявления и интенсивности. В связи с этим выделяются его различные состояния (фазы) и, в частности,скрытое (латентное) протекание конфликта, при котором противоречия между теми или иными субъектами не выражаются в их активных политических действиях, формах открытого противостояния, наносящих или направленных на нанесение ущерба сопернику. Конфликт в данном состоянии протекает в основном за счет изменения внутренних состояний субъектов, так или иначе оценивающих характер сложившихся противоречий, выдвигающих те или иные гипотетические предположения о возможных путях развития отношений с контрагентом и т.д. При этом латентное состояние противостояния сторон показывает, что конфликт является определенной фазой в развертывании противоречий между ними и поэтому не каждое расхождение интересов или несовпадение взглядов субъектов на ту или иную политическую проблему может заканчиваться конфликтом.
Такое потенциальное по сути содержание конфликта качественно меняется при его переходе воткрытое состояние, воплощенное уже в конкретных действиях сторон, т.е. разнообразных акциях, направленных в конечном счете на преобладание над соперником. В зависимости от влияния тех или иных внешних и внутренних условий явное противоборство сторон может изменять свое содержание и интенсивность. Так, спор двух соперников может затронуть интересы иных политических субъектов, втянув их в ведущийся спор и увеличив тем самым число конфликтующих сторон. По мере развертывания конфликта в его урегулирование могут быть вовлечены и разнообразные посредники (арбитры), которые могут не только увеличить число участников спора, но и усложнить содержание конкурентных связей и отношений. В то же время изменение позиций сторон или истощение ресурсной базы конфликта могут снять напряженность и сократить число участников спора. Возможны и другие варианты развития событий.
Для того чтобы отразить вариативность развития конфликта в открытой форме, в науке используются понятия «расширение» (сужение) конфликта (свидетельствующее о динамике отношений сторон, ведущей к изменению состава последних, трансформации предмета спора, модификации средств и методов ведения конкуренции в сфере власти) и «эскалация» конфликта (характеризующая степень интенсивности ведущегося спора).
Для выработки и применения технологий, направленных на управление и контроль за ходом конфликта важное значение имеют и тот, и другой его показатели. Например, ученые подметили, что интенсивность конфликта нарастает тогда, когда растут конкурирующие группы; спор касается ценностей (идеалов) и личностей; разрешение конфликта создает значимый для общества прецедент; когда сам конфликт оценивается сторонами только в рамках «выигрыша/проигрыша» или стороны пытаются решить вопрос лишь путем достижения превосходства над соперником и угроз конкуренту; предмет спора расплывчат и потому не дает возможности рационализировать конфликт и к тому же постоянно задевает иные зоны противоречий сторон и т.д.
При перерастании конкуренции в состояние, сопровождающееся крайним ухудшением отношений соперничающих сторон, нарастанием возможностей резкого ухудшения положения и увеличением непредсказуемости развития ситуации, а также качественным снижением возможностей управлять ею и даже утратой ее управляемости, конфликт достигает высшей точки своего развития, а именно – кризиса.Кризисы чреваты самыми тяжелыми и непредсказуемыми последствиями для участвующих в конфликте сторон. Зачастую они ведут к нарастанию напряженности, вооруженным столкновениям, провоцируют новые источники противоречий и конфликтов. В рамках международных отношений даже региональные или внутригосударственные кризисы способны стать источником более масштабных и даже глобальных потрясений (например, Карибский кризис 1962 г., проведение антитеррористической акции в Чечне в конце 90-х гг. и т.д.).