политические конфликты могут протекать в форме

Формы политических конфликтов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие политического конфликта

Политический конфликт является проявлением и результатом определенного взаимодействия двух или больше сторон (людей, их общностей, групп, стран), которые оспаривают друг у друга раздел и удержание властительских полномочий, ресурсов и благ.

В политологии нет отдельных теорий конфликта, так как сам по себе политический конфликт рассматривается в границах сложнейшей системы, включающей в себе в себя особенности и виды обществ, в которых он образуется, воздействие конфликта, его причины возникновения, управление конфликтными ситуациями и всевозможные последствия.

Классификация форм политических конфликтов

Первой группой форм политических конфликтов считаются государственно-правовые конфликты, которые возникают в самой системе власти государства. Данные конфликты институционализированы и публичны. В случаях, когда такие конфликты происходят в правовых границах, они не рушат, а закрепляют политическую систему, исполняя конструктивные функции.

Третьей формой в лестнице политических конфликтов являются конфликты на основании существенных расхождений в культуре политики. Речь ведется не просто о конфликтах на основе расхождения в идеалах или ценностях, а о конфликтах, касающихся способов восприятия реальности, способов политического действия и мышления. Расколы, которые разделяют современное общество России, часто предстают в образе противоборства различных политико-культурных общностей. В частности, это:

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо того, в базис классификации форм политических конфликтов может закладываться:

Основа типологии форм политического конфликта

Таким образом, в основе типологии форм политических конфликтов существуют:

Исследователи современного периода выделили конфликты, которые связаны с процессом модернизации систем политики: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты интересов, потребностей, идентификации и ценностей.

Особенности политического конфликта

Открытый характер и публичность проявления противостояния сторон. Реальная политика —является сферой устранения противоречий меж большими группировками социума. В связи с этим политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим группировкам социума и к широкой общественности. Помимо этого, привлечение увеличенного внимания к разрешаемым проблемам придает конфликтующим субъектам дополнительную значимость, и помогает им накопить политический капитал.

Всеобщая значимость. Политический конфликт опосредованно либо непосредственно касается интересов больших группировок социума, классов, социальных слоев, общества в целом. В связи с этим субъекты политического конфликта (политические оптимизации, отдельные лидеры, институты элиты) традиционно выступают от имени определенной общности социума (социального класса, слоя, группы интересов, этноса, целого общества).

Обусловленность властными отношениями. Интегральным объектом в политическом конфликте является власть политики. В форме предмета политического конфликта могут выступить какие-либо властные полномочия, результаты и способы реализации власти. Причинами политических конфликтов могут являться разнообразные противоречия, которые возникают как в политической сфере, так и в иных сферах общества, но и переродившиеся в политическое противоборство в отношении власти.

Идеологический характер конфликтной мотивации. Политический конфликт обладает определенными идеологическими основаниями. Политическая идеология является духовным образованием, специально предназначенным для идейной и целевой ориентации политического гражданского поведения. Она исполняет функционал идентификации, организации и мобилизации участников и субъектов политического конфликта.

Источник

Демонстрационные варианты интернет-тестирования по курсу политологии

ЗАДАНИЕ N 1.
Мировоззренческо-методологической базой политических исследований служит.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
политическая география
политическая социология
политическая философия
теория политических систем

ЗАДАНИЕ N 3.
Содержание политологического знания включает.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
законы, категории, принципы политической реальности
совокупность политических институтов
политические события и явления
совокупность политических процессов

ЗАДАНИЕ N 5.
Характерной чертой политических взглядов эпохи средневековья выступает.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
теоцентризм
космоцентризм
техноцентризм
гуманизм

ЗАДАНИЕ N 6.
Автором теории столкновения цивилизаций является.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
С.Верба
С.Хантингтон
В.Парето
Г.Алмонд

ЗАДАНИЕ N 7.
Возникновение политической науки в России не испытывало влияния.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
взглядов западников и славянофилов
церкви и самодержавной власти
активистской политической культуры
марксизма и утопического социализма

ЗАДАНИЕ N 8.
Современная российская политология развивается в условиях.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
плюралистической демократии
социально-экономического подъема
системной трансформации общества
совершенствования демократических институтов власти

ЗАДАНИЕ N 12.
Гражданское общество выступает.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
источником социального контроля государственных органов власти
системой принуждения
сферой принятия политических решений
способом регулирования всей системы общественных отношений

ЗАДАНИЕ N 15.
Режимы протекания политических процессов – это.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
революционность и эволюционность
развитие, функционирование, кризис и упадок
радикализм, консерватизм, либерализм
демократия, авторитаризм, тоталитаризм

ЗАДАНИЕ N 17.
Деление страны на территориальные округа, признание победы по большинству характеризует избирательную систему, как.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
пропорциональную
смешанную
тоталитарную
мажоритарную

ЗАДАНИЕ N 19.
Субъектами этнополических конфликтов являются.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
этнические общности
международные организации
этнические интересы и ценности
региональные политические элиты

ЗАДАНИЕ N 21.
Внешняя политика призвана.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
обеспечивать целостность и стабильность развития общественной системы страны
формировать правопорядок в обществе
защищать государственные интересы страны во внешней среде
обеспечивать экологическую безопасность в обществе

ЗАДАНИЕ N 26.
Политическая сфера общества, как определенная целостность, состоящая из совокупности элементов, характеризуется _______ подходом.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
психологическим
функциональным
системным
институциональным

ЗАДАНИЕ N 27.
К основным принципам политического прогнозирования относятся.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
системность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность
эффективность, рентабельность, экономичность
образность, эмоциональность
доступность, аргументированность, логичность

Демонстрационный вариант 2 (правильные ответы выделены)

Категория «политическое» выражает …
а) политические связи, отношения и процессы
б) оценку поведения личности
в) все, что связано с деятельностью человека
г) все общественное

Политическая социализация – это……
а) совокупность политических традиций, обычаев, норм и ценностей, обеспечивающих преемственность в политике
б) процесс усвоения личностью образцов политического поведения, опыта, значимого для общества и личности
в) процесс политической дифференциации
г) политическая деятельность по регулированию социальных отношений

Объектом политологии выступает…….
а) политическая сфера общественной жизни
б) социальная структура общества
в) соотношения общественных и личных интересов
г) специфика развития и функционирования общества

Политология познается на уровнях……
а) социологическом и психологическом
б) федеральном, региональном, местном
в) теоретическом, нормативном, прогностическом, прикладном
г) организационном и нормативном

Основную роль в разработке теории гражданской культуры демократического общества сыграли…….
а) Т. Парсонс и Р. Мертон
б) В. Пугачев и Б. Капустин
в) Г. Моска и В. Парето
г)Г. Алмонд и С. Верба

Актуальной задачей российской политологии выступает задача……
а) ликвидации бедности
б) борьба с политической оппозицией, выступающей с критикой власти
в) политологического сопровождения переходного периода развития общества
г) по решению проблемы социально-экономического подъема

Власть – это….
а) преобразовательная деятельность
б) обладание ресурсами
в) социальная деятельность
г) способность и возможность влиять на поведение людей

Государственный суверенитет – это…..
а) совокупность прав народа на свободу выбора власти
б) верховенство власти
в) форма правления
г) реализация принципа разделения властей

К политической системе относится _________________ подсистема
а) экономическая
б) нормативная
в) социальная
г) образовательная

К институтам гражданского общества относятся…….
а) общественные организации
б) политические институты
в) судебные органы
г) законодательные органы

Политическое рекрутирование – это……
а) вовлечение людей в активную политическую жизнь
б) разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство
в) избрание в выборные органы власти
г) использование власти для получения социальных привилегий

Основным отличительным признаком политической партии является (ются)……
а) наличие программы и устава
б) опора на социальную базу
в) притязания на политическую власть, борьба за власть
г) принципы демократического централизма

Взаимодействие субъектов политических отношений в пространстве и во времени называется……
а) политической социализацией
б) политическим процессом
в) политическим конфликтом
г) политической модернизацией

Патриархальная политическая культура характеризуется……
а) ориентацией на локальные ценности – общину, род, клан
б) ориентацией на харизматических лидеров
в) ориентацией на активное включение в политическую жизнь
г) пассивным отношение к политической системе

Кризис легитимности – это…..
а) кризис отношений между центром и регионами
б) конфликт между законодательной и исполнительной властью
в) падение доверия к институтам власти со стороны общества
г) переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной

Под политическими технологиями понимаются…….
а) единство методологии и методики
б) деятельность субъектов политики
в) совокупн6ость приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политической деятельности реализуют свои цели
г) совокупность технических средств, используемых в политике

Часть системы международных отношений, связанная с деятельностью государств по властному обеспечению своих интересов, которые возникают в этой сфере, называется ____________ политикой
а) колониальной
б) внешней
в) географической
г) мировой

Субъектами международных отношений могут быть………
а) международные коммуникации
б) нормы международного права
в) народы
г) общественные институты

К международным политическим организациям относится ……….
а) Парижский клуб
б) ЮНЕСКО
в) Всемирная Торговая Организация
г) Организация Объединенных Наций

Окончание «холодной войны» связывают с ………….
а) событиями 11 сентября в Нью-Йорке
б) избранием М.С. Горбачева Президентом СССР
в) Югославским кризисом
г) выводом советских войск из Афганистана

Методологической особенностью бихевиористского метода является……….
а) использование категорий психоанализа
б) комплексный анализ государственных, правовых и политических институтов
в) опора на сравнительный политических анализ
г) изучение партийных структур

Накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объектов называется……….
а) описанием политической реальности
б) статистическим методом
в) методом герменевтики
г) нормативным методом

Исследование политических процессов и явлений путем опросных методик называется _____________ методом
а) коммуникативным
б) статистическим
в) институциональным
г) социологическим

Источник

Политические конфликты

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом.

Политический конфликт представляет собой определенный видобщественных отношений, причем только тех отношений, которые возникают и существуют по поводу политической власти, ее функционирования в обществе. Этим он отличается от иных социальных конфликтов. Понятие «политический конфликт»обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Причины конфликтов, как правило, являются основой политической конфронтации, базирующейся на:

— неправильных действиях лидеров политических партий, организаций, движений, руководителей государственных органов; излишний радикализм или консерватизм проводимой политики в целом;

— несовпадении статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов, потребностей во власти и т.п. Эти причины часто находят выражение в противоречиях между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы различных политических и социальных общностей;

— расхождении людей в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и иных событий. Эти конфликты чаще возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности. В современной России такие мнения существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, суверенитета государства, приоритетов сотрудничества.

— процессах, вызываемых идентификацией граждан, осознании ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям. Конфликты данного рода возникают чаще всего в нестабильных обществах,там, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства (например, русские в Прибалтике, в Киргизии; в Казахстане и т.п.).

Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий, как типология конфликтов.

Наиболее значимые основания в системе их классификации, которые часто используются учеными и политиками, это:

Такие конфликты обусловливаются различными подходами субъектов политики к осуществлению политической власти, кадровой политики, занятию государственных должностей. К внутриполитическим конфликтам относятся также конфликты между регионами, политическими партиями, между фракциями той или иной партии. Самым крупным по масштабу является межсистемный конфликт, т.е. конфликт между различными социально-политическими системами («холодная война»). Обычно он обусловливается различными идеологиями и политикой групп государств. Его межсистемный характер является выражением глобального характера самого конфликта.

2. По временным характеристикам. Имеются в виду долго— и кратковременные конфликты. Примером долговременного политического конфликта может служить конфликт между Израилем и рядом арабских государств, в первую очередь Палестиной.

3. По динамике развития. Различают остропротекающие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся конфликты.

4. По уровню конфликтных отношений, т.е. по степени вовлеченности людей в разрешение противоречий. В этом отношении различают «глубокие» и «неглубокие» (в сознании людей) конфликты; «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой». Конфликты «с нулевой суммой» возникают тогда, когда позиции сторон абсолютно противоположны и победа одной из них означает полное поражение другой.

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

Частичные конфликты затрагивают бытие отдельных частей политической системы или политики правящих кругов, не соответствующие интересам и целям социальных носителей системы. Их разрешение связано с частичными изменениями в политике властей, во властных структурах. Субъектами частичного политического конфликта выступают институты и организации, осуществляющие власть и управление в рамках данной политической системы, но занимающие различные статусы и позиции (представители трех ветвей власти, институты федеральной власти и субъектов Федерации, партии, общественные и корпоративные организации).

Общую схему урегулирования политических конфликтов можно представить следующим образом:

— правильное определение действительных интересов сторон, лежащих в основе конфликтных событий;

— поиск третейского судьи для разрешения конфликта;

— сбор и концентрация сил, чтобы показать противнику возможные последствия его нежелания идти по пути мирного решения проблемы;

— игнорирование провокаций со стороны противника, последовательное проведение своей линии с определением тех уступок для достижения консенсуса, которые существенно не влияют на реализацию коренных интересов;

— вовлечение в переговоры как можно большего количества участников, а не только двух конфликтующих сторон, что позволяет получить дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации;

— проявление внимания к действиям и намерениям не только противника, но и поведению союзников как своей, так и противоположной стороны.

Источник

Структура и основные формы политических конфликтов

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

Конфликты, как уже отмечалось (гл. 17), являются наиболее распростра­ненным источником и формой поли­тических изменений, в связи с чем разработка технологий управления и контроля за ними, позволяющих снизить издержки конкуренции за власть и уменьшить собственные потери на этом поприще, становятся задачей первостепенной важно­сти для любого участника политических отношений и тем более для правящего режима.

В принципе конфликт представляет собой один из возможных вари­антов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неодно­родности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных формах не­совпадения позиций чаще всего именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как технологически из­меряемая величина конфликт естьразновидность (и результат) конку­рентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, инди­видов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.

Практически повсеместное желание различных субъектов управлять или контролировать течение политических конфликтов предполагает выявление их основополагающих структурных элементов и параметров, воздействие на которые и может позволить достичь намеченных целей. Данные элементы по-особому структурируют целенаправленную дея­тельность субъекта в политической сфере, придают ей специфическую форму и содержание. Несмотря на определенные разногласия, специа-листы-конфликтологи, как правило, в качестве основополагающих эле­ментов конфликта выделяют следующие:

Ø источник (предмет) конфликта, выражающий существо разно­гласий между участниками спора;

Ø повод, характеризующий конкретные события, которые послу­жили началом активных действий сторон по отстаиванию своих инте­ресов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;

Ø стороныконфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики;

Ø восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в кон­курентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон;

Ø средстваконфликта, характеризующие типичные применяе­мые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;

Ø характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отно­шения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимае­мых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вов­лечение посредников и т.д.

Выделение основных структурных элементов конфликта обуслов­ливает и определенное понимание его процессуальных свойств или наиболее общих особенностей протекания конкурентного спора сто­рон. В частности, практически все исследователи сходятся в понимании конфликта как такого конкурентного взаимодействия сторон, ко- i торое обладает разной степенью своего внешнего проявления и интенсив­ности. В связи с этим выделяются его различные состояния (фазы) и, в частности,скрытое (латентное) протекание конфликта, при котором противоречия между теми или иными субъектами не выражаются в их активных политических действиях, формах открытого противостояния, наносящих или направленных на нанесение ущерба сопернику. Конф­ликт в данном состоянии протекает в основном за счет изменения внут­ренних состояний субъектов, так или иначе оценивающих характер сло­жившихся противоречий, выдвигающих те или иные гипотетические предположения о возможных путях развития отношений с контраген­том и т.д. При этом латентное состояние противостояния сторон пока­зывает, что конфликт является определенной фазой в развертывании противоречий между ними и поэтому не каждое расхождение интере­сов или несовпадение взглядов субъектов на ту или иную политичес­кую проблему может заканчиваться конфликтом.

Такое потенциальное по сути содержание конфликта качественно меняется при его переходе воткрытое состояние, воплощенное уже в конкретных действиях сторон, т.е. разнообразных акциях, направлен­ных в конечном счете на преобладание над соперником. В зависимости от влияния тех или иных внешних и внутренних условий явное противо­борство сторон может изменять свое содержание и интенсивность. Так, спор двух соперников может затронуть интересы иных политических субъектов, втянув их в ведущийся спор и увеличив тем самым число конфликтующих сторон. По мере развертывания конфликта в его урегулирование могут быть вовлечены и разнообразные посредники (арбит­ры), которые могут не только увеличить число участников спора, но и усложнить содержание конкурентных связей и отношений. В то же вре­мя изменение позиций сторон или истощение ресурсной базы конф­ликта могут снять напряженность и сократить число участников спора. Возможны и другие варианты развития событий.

политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть фото политические конфликты могут протекать в форме. Смотреть картинку политические конфликты могут протекать в форме. Картинка про политические конфликты могут протекать в форме. Фото политические конфликты могут протекать в форме

Для того чтобы отразить вариативность развития конфликта в от­крытой форме, в науке используются понятия «расширение» (суже­ние) конфликта (свидетельствующее о динамике отношений сторон, ведущей к изменению состава последних, трансформации предмета спора, модификации средств и методов ведения конкуренции в сфере власти) и «эскалация» конфликта (характеризующая степень интен­сивности ведущегося спора).

Для выработки и применения технологий, направленных на управ­ление и контроль за ходом конфликта важное значение имеют и тот, и другой его показатели. Например, ученые подметили, что интенсив­ность конфликта нарастает тогда, когда растут конкурирующие группы; спор касается ценностей (идеалов) и личностей; разрешение конфлик­та создает значимый для общества прецедент; когда сам конфликт оце­нивается сторонами только в рамках «выигрыша/проигрыша» или сто­роны пытаются решить вопрос лишь путем достижения превосходства над соперником и угроз конкуренту; предмет спора расплывчат и пото­му не дает возможности рационализировать конфликт и к тому же по­стоянно задевает иные зоны противоречий сторон и т.д.

При перерастании конкуренции в состояние, сопровождающееся крайним ухудшением отношений соперничающих сторон, нараста­нием возможностей резкого ухудшения положения и увеличением непредсказуемости развития ситуации, а также качественным снижением возможностей управлять ею и даже утратой ее управляемости, конф­ликт достигает высшей точки своего развития, а именно – кризиса.Кризисы чреваты самыми тяжелыми и непредсказуемыми последствия­ми для участвующих в конфликте сторон. Зачастую они ведут к нараста­нию напряженности, вооруженным столкновениям, провоцируют но­вые источники противоречий и конфликтов. В рамках международных отношений даже региональные или внутригосударственные кризисы способны стать источником более масштабных и даже глобальных потрясений (например, Карибский кризис 1962 г., проведение анти­террористической акции в Чечне в конце 90-х гг. и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *