положение формы в пространстве
Положение формы в пространстве
Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.
Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные (рис. 13). По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное (рис. 14). Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту — выше-ниже (рис. 15). По расположению между собой формы могут находиться:
на некотором расстоянии;
примыкать друг к другу;
врезаться друг в друга (рис. 16).
Наиболее активное взаиморасположение в композиции — врезка одного элемента в другой (рис. 16,в). Наиболее пассивное — примыкание (рис. 16,о»).
4.Положение формы в пространстве.
Это свойство определяет ся по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.
Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные (рис. 13). По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное (рис. 14). Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-далыпе, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту — выше-ниже (рис. 15). По расположению между собой формы могут находиться:
на некотором расстоянии; примыкать друг к другу; врезаться друг в друга (рис. 16). Наиболее активное взаиморасположение в композиции — врезка одного элемента в другой (рис. 16,в). Наиболее пассивное — примыкание (рис. 16,6).
3.Величина формы. Величина формы рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотношение двух или более форм между собой: (больше-меньше) и по отношению к человеку (рис. 17). Пределами ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринимаются.
Масса. В физике масса определяется как количество вещестнствева, из которого состоит тело. В художественно-композиционном плане это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность. Массивность — свойство объемнопространственных форм имеет ряд особенностей:
с изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большей по величине форме соответствует большая масса. Следовательно, большая форма воспринимается более массивной
массивность формы изменяется в зависимости от степени объемности, плоскостности или линеиности ее. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела, куб, шар и другие объемные формы воспринимаются более массивными, чем формы приближающиеся по своим пропорциям к линейным
массивность зависит от плотности заполнения формы материалом. Одним пределом плотности массы является минимальное заполнение формы, при котором обеспечивается сохранение этой формы, другим — максимальное заполнение формы (монолитная форма)
на массивность форм влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Стеклянный куб засчет своей прозрачности воспринимается более
5.Понятие об основных свойствах. Фактура. Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем. В живописи это характер мазка образующего красочный слой, в скульптуре — обработка поверхности, в архитектуре — также характер поверхности. Но исходя из общего определения объемно-пространствен- ной формы, фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба — от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажн го здания
Светотень. Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объема, поверхности и пространства
История искусства показывает, что свет всегда был важнейшим средством художественной выразительности. Достаточно вспомнить живопись Ботичелли с четкой трактовкой формы; свет помогает восприятию формы и в живописи Рембрандта, главное — световая среда, которая заполняет все поле картины.
Аналогию можно видеть, если сравнить предельно ясную трактовку формы в архитектуре Египта, Греции и мастеров Ренессанса и певучую ускользающую форму архитектуры мастеров барокко или работы архитектора Гауди. Неопределенность формы, отсутствие четких границ элементов формы определяет основную тему: игра светотени и разрушение геометрической определенности в построении формы.
Цвет. Различают цвет света, падающего на объемно-про- странственную форму или хроматическую структуру видимого спектра, и цвет тела, т.е. собственный цвет формы.
Цвет можно классифицировать по таким категориям:
насыщенность и яркость (или светлота); видимый спектр в свою очередь состоит из теплой гаммы (желтый — оранжевый — красный цвета и промежуточные состояния) и из холодной гаммы (зеленый — синий — фиолетовый цвета и промежуточные состояния);
ряд цветов от хроматических к ахроматическим —например, от красного к белому, от красного к серому или к черному.
Цвета, дающие в сумме ахроматический цвет, называются взаимно дополнительными. Основные взаимно дополнительные пары: красный —зелено-голубой; оранжевый —голубой; желтый —синий; желто-зеленый —фиолетовый; зеленый —пурпурный.
Исходными основными цветами служат три цвета: красный, желтый и синий. Смешанные попарно цвета. Сумма трех исходных цветов составляет белый (ахроматический) цвет.
Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить, но может и зрительно деформировать, разрушить объемно-пространственную форму. Примером разрушения формы может служить военный камуфляж.
В архитектуре цвет непосредственно связан с основной композиционной темой. Достаточно вспомнить цветовую среду русских храмов, создаваемую фресками и другими цветовыми средствами, которые обязательно действуют в согласовании со световой средой.
Положение формы в пространстве
ЛЕКЦИЯ 2
Свойства объемно-пространственных форм
В основе восприятия объемно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства следующие:
— положение в пространстве;
Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возможных изменений.
Геометрический вид
Вид формы композиционного элемента определяется: стереометрическим характером очертания поверхности фигуры; соотношением размеров формы по трем координатам. Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
К четвертой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности.
• прямоугольные элементы наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;
• прямоугольные элементы легко соединяются в группы;
• внутренне пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера;
• вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе.
Формы других стереометрических тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств. Форма композиционного элемента в зависимости от соотношений величин измерений по трем координатам может быть объемной, плоскостной и линейной.
Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед.
Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.
Положение формы в пространстве
Рис. 6
Величина формы
Величина формы рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотношение двух или более форм между собой и по отношению к человеку.
Рис. 7
Масса (массивность)
Это свойство объемно-пространственных форм, которое имеет ряд особенностей:
— с изменением формы по величине, при прочих равных условиях изменяется масса.
Следовательно, большая форма воспринимается более массивной;
Рис. 8
— массивность формы изменяется в зависимости от степени объемности, плотности или линейности ее. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела, куб, шар, цилиндр и т.д. воспринимаются более массивными, чем формы приближающиеся по своим пропорциям к линейным;
Рис. 9
— массивность зависит от плотности заполнения формы материалом;
— на массивность форм влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Стеклянный куб за счет своей прозрачности воспринимается более легким, хотя физический вес его больше деревянного.
Рис. 10
Фактура
Светотень
Светотень, так же как и фактура, непосредственно связана еще с одним формообразующим свойством объемно-пространственных тел – цветом.
Цвет
Различают цвет света, падающего на объемно-пространственную форму или хроматическую структуру видимого спектра, и цвет тела, т.е. собственный цвет формы.
Цвет можно классифицировать по таким категориям как: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить, но может и зрительно деформировать, разрушить объемно-пространственную форму. Цвет является одним из средств построения и особенно выявления формы. Используя особенности цвета, можно компенсировать недостатки формы или подчеркнуть, усилить характерные черты. Особенно это относиться к пространственным композициям. Сочетая холодные и теплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, как бы приблизить к зрителю объемы, организующие пространство.
Понятие равновесия
Позиция А
Позиция Б
Один из элементов увеличен при сохранении взаимоположения. Элементы становятся различными по силуэту и массе, они сопоставляются, сравниваются. Больший объем подчиняет меньший. Так как внимание переключается на больший объем, ось равновесия сразу смещаются в его сторону. Композиция становится асимметричной. Чем больше разница между элементами, тем активнее ось перемещается от центра, в результате может произойти нарушение равновесия. Во фронтальной асимметричной композиции обычно зрительное равновесие ее элементов определяется положением оси в пределах примерно средней трети поля композиции. Если зрительное равновесие окажется нарушенным, т.е. ось равновесия окажется вне этой зоны, необходимо его восстановить, возвратив ось в требуемые пределы.
Позиция В
Позиция Г
Если меньший параллелепипед из положения первой позиции выдвинуть вперед, он сразу занимает активное положение по отношению к большему. Ось равновесия снова в центральной части композиции.
Позиция Д
Меньший элемент находится под углом к большему и одновременно выдвинут вперед. В результате перемещения элементов и изменения массы ось зрительного равновесия перемещается то влево, то в вправо, происходит «колебание» оси равновесия.
Рис. 11
Композиция будет казаться уравновешенной, когда проекции всех составляющих ее элементов на горизонтальную плоскость вписываются или почти вписываются в круг или в квадрат. Это означает, что условие объемности соблюдено.
Практическое задание 2.
Выполнить композицию с помощью ограниченного числа прямоугольных элементов (3-5). Необходимо добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов.
· композиция должна иметь главный элемент или композиционный центр. Выделение главного элемента по отношению к подчиненным достигается неравенством их по трем признакам: форме, величине и расположению в пространстве (на расстоянии, примыкание, врезка);
· соотношения сторон объемного элемента могут быть в пределах от 1:1:1 (куб) до 1:3-5:3-5 (параллелепипед);
· объемные элементы должны располагаться только параллельно или перпендикулярно по отношению друг к другу и краю подосновы;
Допускается как симметричное, так и асимметричное расположение элементов на листе. Композиция решается зрительным равновесием между общей массой элементов, интервалами между ними и площадью свободного поля подосновы.
Время выполнения задания: 2 ч. в аудитории.
2 СВОЙСТВА ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ
Время чтения: 5 минут
В основе восприятия объёмно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объёмам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства следующие:
— положение в пространстве;
Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возможных изменений.
2.1 Геометрический вид
Вид формы композиционного элемента определяется: стереометрическим характером очертания поверхности фигуры; соотношением размеров формы по трём координатам. Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся формы, образованные параллельноперпендикулярными плоскостями, – куб и параллелепипед.
Ко второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, – пирамиды, призмы, многогранники.
Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, – шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т. д.
К четвёртой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности (рис. 4).
Рисунок 4 – Моностатическое тело (гембец)
В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур – кубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:
• прямоугольные элементы наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;
• прямоугольные элементы легко соединяются в группы;
• внутреннее пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера;
• вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечнобалочной системе.
Формы других стереометрических тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств. Форма композиционного элемента в зависимости от соотношений величин измерений по трём координатам может быть объёмной, плоскостной и линейной.
Объёмная форма характеризуется относительным равенством величин по трём координатам. Наиболее типичные объёмные формы – куб, шар. В этих фигурах измерения по трём направлениям равны.
Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчинённой третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед.
Линейная форма характеризуется преобладанием одного какоголибо измерения над двумя другими.
2.2 Положение формы в пространстве
Это свойство определяется по отношению: к осям координат (горизонтальные: X и Y; вертикальная: Н), к зрителю, к другим формам. По расположению между собой формы могут находиться: на некотором расстоянии, примыкать друг к другу, врезаться друг в друга. Наиболее активное взаиморасположение в композиции – врезка одного элемента в другой. Наиболее пассивное – примыкание (рис. 5).
2.3 Величина формы
Величина формы рассматривается как соотношение протяженностей формы по трём координатам, как соотношение двух или более форм между собой и по отношению к человеку (рис. 6).
2.4 Масса (массивность)
Это свойство объёмно-пространственных форм, которое имеет ряд особенностей:
— с изменением формы по величине, при прочих равных условиях изменяется масса; следовательно, большая форма воспринимается более массивной (рис. 7);
— массивность формы изменяется в зависимости от степени объёмности, плотности или линейности её. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела, куб, шар, цилиндр и т. д. воспринимаются более массивными, чем формы, приближающиеся по своим пропорциям к линейным (рис. 8);
— массивность зависит от плотности заполнения формы материалом;
— на массивность форм влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Стеклянный куб за счёт своей прозрачности воспринимается более лёгким, хотя физический вес его больше деревянного (рис. 9).
2.5 Фактура
Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем. Исходя из общего определения объёмнопространственной формы, фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба – от шероховатости до степени расчленённости плоскости фасада здания. Фактура в определённой степени характеризует объёмно-пространственную форму и всегда являлась одним из средств художественной выразительности. Выразительные возможности фактуры выявляются светом – одним из важнейших средств демонстрации художественных качеств объёмнопространственной формы.
2.6 Светотень
Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объёма, поверхности и пространства. При изменяющемся направлении освещения одна и та же форма производит различное впечатление; так, например, один и тот же карниз здания, в зависимости от времени дня, года и географического объекта, может создавать тени различной глубины. Распределение светотени при восприятии объёмно-пространственных форм может меняться от полной затемнённости до максимальной освещённости. Это может зависеть как от направления света, так и от силы источника света. При предельных состояниях светотени восприятие формы затруднено. На характер светотени влияет также распределение отражённого света от окружающих форму поверхностей. Восприятие формы обогащают рефлексы – градации светотени, появляющиеся вследствие освещения предметов отражённым светом. Яркость и цвет рефлексов зависят от освещённости и свойств отражающей поверхности.
Светотень, также как и фактура, непосредственно связана ещё с одним формообразующим свойством объёмно-пространственных тел – цветом.
2.7 Цвет
Различают цвет света, падающего на объёмно-пространственную форму или хроматическую структуру видимого спектра, и цвет тела, т. е. собственный цвет формы.
Цвет можно классифицировать по таким категориям, как: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить, но может и зрительно деформировать, разрушить объёмно-пространственную форму. Цвет является одним из средств построения и, особенно, выявления формы. Используя особенности цвета, можно компенсировать недостатки формы или подчеркнуть, усилить характерные черты. Особенно это относится к пространственным композициям. Сочетая холодные и тёплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, как бы приблизить к зрителю объёмы, организующие пространство.
2.8 Понятие равновесия
Визуальное равновесие при восприятии объёмнопространственных форм – это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, и наоборот, «несбалансированная композиция выглядит случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Её элементы стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре». Равновесие всегда определяется зрительной осью (см. рис. 10-11).
Два одинаковых, подобных параллелепипеда, стоящих фронтом на одной линии, образуют симметричную и уравновешенную композицию – ось равновесия проходит через геометрический центр и совпадает с осью симметрии.
Один из элементов увеличен при сохранении взаимоположения. Элементы становятся различными по силуэту и массе, они сопоставляются, сравниваются. Больший объём подчиняет меньший. Так как внимание переключается на больший объём, ось равновесия сразу смещаются в его сторону. Композиция становится асимметричной. Чем больше разница между элементами, тем активнее ось перемещается от центра, в результате может произойти нарушение равновесия. Во фронтальной асимметричной композиции обычно зрительное равновесие её элементов определяется положением оси в пределах примерно средней трети поля композиции. Если зрительное равновесие окажется нарушенным, т. е. ось равновесия окажется вне этой зоны, необходимо его восстановить, возвратив ось в требуемые пределы.
При этом положении элементов (на одной линии по фронту) и некотором увеличении меньшего элемента приведённая масса обоих элементов становится относительно разновеликой – ось равновесия перемещается к центру, и композиция снова уравновешена.
Если меньший параллелепипед из положения первой позиции выдвинуть вперёд, он сразу занимает активное положение по отношению к большему. Ось равновесия снова в центральной части композиции.
Меньший элемент находится под углом к большему и одновременно выдвинут вперёд. В результате перемещения элементов и изменения массы ось зрительного равновесия перемещается то влево, то в вправо, происходит «колебание» оси равновесия.
Описание работы над композицией из двух элементов дано не потому, что это простая в решении задача, а лишь из соображений большей доходчивости. Построить выразительную и целостную композицию асимметричного характера из двух элементов довольно сложно – ось равновесия в этих композициях очень чутко реагирует на малейшее изменение массы и положения в пространстве, поэтому в поиске решения таких задач чувство равновесия должно быть особенно обострено.
Рисунок 10 – Схемы, демонстрирующие поиск равновесия в процессе решения композиции
Композиция будет казаться уравновешенной, когда проекции всех составляющих её элементов на горизонтальную плоскость вписываются или почти вписываются в круг или в квадрат. Это означает, что условие объёмности соблюдено.