Синдром ослика иа что это

Синдром ослика иа что это

У этого явления даже есть название — ангедония.

Синдром ослика иа что это. Смотреть фото Синдром ослика иа что это. Смотреть картинку Синдром ослика иа что это. Картинка про Синдром ослика иа что это. Фото Синдром ослика иа что это

У каждого бывают хорошие и не самые удачные дни. Но есть состояние, при котором мир кажется серым и унылым, а способность получать удовольствие и радоваться снижена или вовсе утрачена. У этого явления даже есть название — ангедония.

При ангедонии вещи и ситуации, которые раньше приносили положительные эмоции, теряют смысл.

Выделяют два типа ангедонии:

Социальная — не приносит удовольствия общение с близкими, друзьями;

Сенсорная (физическая) — безразличны физические стимулы (запахи, вкусы, сексуальная стимуляция).

Как правило, люди, страдающие ангедонией, испытывают чувство опустошенности, их не покидают мрачные мысли. Ангедония — один из признаков депрессии, она может усложнять выполнение любых задач и влиять на отношения с окружающими.

Ангедония — не диагноз, а симптом. Проявиться она может как при депрессии, так и при тревожности, расстройствах пищевого поведения, посттравматическом стрессовом расстройстве и других ментальных заболеваниях.

По некоторым версиям, ангедония возникает при нарушении синтеза нейромедиатора, гормона вознаграждения — дофамина. Также в процессе получения удовольствия задействовано миндалевидное тело (обрабатывает эмоции), префронтальная кора (отвечает за поведение, проявление личности, принятие решений), активность которых снижается при ангедонии.

Перед постановкой диагноза специалисту нужно проверить признаки ментальных заболеваний и исключить дефицит витаминов, который также может снижать энергию, мотивацию и приводить к ангедонии.

Прицельного лечения ангедонии нет. В зависимости от причины справиться с состоянием можно с помощью психологических практик по восстановлению тех сфер жизни, которые ранее приносили удовольствие, сеансов у психотерапевта или приема антидепрессантов.

Например, если человек любил бегать, начать «реактивацию» можно с ходьбы, причем за каждое усилие нужно себя хвалить. Со временем люди учатся испытывать радость, привыкают к такой практике и лучше себя чувствуют.

Главное здесь — действовать постепенно, очень медленно возвращаясь к образу жизни, который человек вел до ангедонии, так как любые резкие изменения приведут к стрессу и усугублению самочувствия.

Установите бесплатно
мобильное приложение

Читайте секреты полиса ОМС и советы для здоровья в вашем смартфоне

Синдром ослика иа что это. Смотреть фото Синдром ослика иа что это. Смотреть картинку Синдром ослика иа что это. Картинка про Синдром ослика иа что это. Фото Синдром ослика иа что этоСиндром ослика иа что это. Смотреть фото Синдром ослика иа что это. Смотреть картинку Синдром ослика иа что это. Картинка про Синдром ослика иа что это. Фото Синдром ослика иа что этоЗагрузите в App StoreСиндром ослика иа что это. Смотреть фото Синдром ослика иа что это. Смотреть картинку Синдром ослика иа что это. Картинка про Синдром ослика иа что это. Фото Синдром ослика иа что этоЗагрузите в Google Play

Источник

Публикации в СМИ

Синдром Ослика Иа

Еще пару десятков лет назад наша советская студенческая молодежь массовыми потоками вливалась в активную общественно – полезную деятельность. Отчасти это было обусловлено тем, что не состоявшим в партии и комсомоле «неблагонадежным элементам» карьера особо не сулила, да и поглядывали на таких «товарищей» косовато, а отчасти это объяснялось заложенными с детства родителями и школой качествами: патриотизмом, стремлением работать на благо общего дела. Еще, что немаловажно, государственная политика предусматривала различного рода поощрения для молодых ударников коммунистического труда: прибавки к стипендиям, трудоустройство на «важные» места, поездки по просторам всего Советского Союза. Студенты трудились в стройотрядах, активно занимались культурной деятельностью и спортом, приобщались к искусству совдеповского менеджмента и постигали азы поддакивания партийному начальству J.

Все бы ничего, так и продолжала бы страна воспитывать будущих студенток, спортсменок и комсомолок, если бы она неожиданно не развалилась, и практически все хорошее, что несли в себе идеи коммунизма, все пошло коту под хвост. Новая Россия, без национальной идеи, без людей, которые ее могли бы создать (одних расстреляли в тридцать девятом, другие отчалили заграницу в восьмидесятых), без денег для поддержки молодежных программ, вошла в новый исторический этап своего развития ( как обещал нам Борис Николаевич: « К ея великому и славному будущему, понимашь…»).

За 15 лет принципиально ничего не изменилось. Несмотря на то, что стали выделять больше денег на различные молодежные и социальные программы, вынесены тома постановлений и создана масса различных комиссий и комитетов, активность студенческой молодежи все равно остается на зародышевом уровне. Периодически на экранах телевизоров появляются сводки о многотысячных скоплениях молодежи на бестолковых политических акциях (кто же откажется пару часов погорлопанить на каком-нибудь российском «майдане» за приличное вознаграждение), субботниках в центральных парках (а действительно, кому понадобится убирать какой-нибудь лесочек на окраине Москвы, где посетителей три старушки, да пара мамаш с колясками – экий электорат). Это все мулька, создание видимости политической, экономической и социальной активности студенческой молодежи, плацебо, которым забивают голову среднестатистическому российскому гражданину.

Но! Как бы не было все плохо и ужасно макроскопически (денег нет, стипендии копеечные, квартир не дают, цены ломовые, государству ты нужен так же, как козе баян), на более маленьком уровне работа кипит. Все таки, выходит наш молодняк периодически красить забор у клумбы рядом с подъездом, копейки, но платят: малообеспеченным, беременным и кормящим мамкам, сиротам и инвалидам, устраиваются молодежные концерты и праздники, периодически возникают то там, то тут спортивные площадки (правда в других местах их сносят больше, чем строят, но… надо смотреть на жизнь с оптимизмом).

Не так давно В.Путин запустил программу развития местного самоуправления. Уж не стану оценивать ее экономические и политические перспективы – это дело политологов, мне интересной кажется сама идея – поддержка активности людей на местах. Пускай народ сам для себя решает, что ему хорошо, а что плохо.
Сама по себе идея гениальна, правда, есть пара «но». Одно из них – власть, стоящая над местной, зачастую упирается и передавать часть полномочий (а значит и поводов для получения взяток) не собирается. Второе – слабая образованность, подготовленность и активность местного населения. Даже при отсутствии первого «но», второе сведет на нет всю затею. В отсутствии грамотного руководителя или активистов из числа «местных» невозможно будет выстроить эффективную систему самоуправления и начать, так сказать, реструктуризацию обстановки в стране изнутри.

Слава Богу, в нашей местной организации – Московской Медицинской Академии с руководством нам повезло. На всех уровнях у нас стоят грамотные управленцы. Так же не возникает проблем и с первым «но». Профсоюзному бюро студентов – основной организации в Академии, работающей с молодежью и для молодежи, руководство ММА дало полный карт – бланш на развитие студенческих и социальных программ.

Проблема в другом – низкой активности наших студентов. Большинство из них не обращает внимания на регулярно проводящиеся в Академии культурные и спортивные мероприятия, не участвует в многообразных социальных проектах Профбюро студентов.

Здесь невольно вспоминается старенький советский мультик про Винни – Пуха. Был там такой флегматичный ослик Иа. Так вот, в одной из серий мультика у ослика случился День рождения, но праздник не удался: мало того, что его никто не поздравил, да еще и Сова отодрала его хвост для своего колокольчика на входной двери. В общем, ослик расклеился, замкнулся на своем отражении в какой – то луже и так бы и помер со скуки, если бы Пятачок не приволок ему в подарок лопнутый шарик, который «входит и выходит» в Пуховский горшок из под меда ( кстати, ну не подло ли выглядит – сож…ть чужой мед!), и если бы Сова не принесла ему его хвост ( с ее коронными «Пгаздгавляю» и «Безвазмезгдно»).

Мораль сей басни такова: ослик был дурачок, поэтому купился на пустой горшок с огрызками шарика. Был бы поумнее, обиделся бы на всех еще больше – особенно на Пуха ( хотя говорят, что дареному коню в зубы не смотрят, мне кажется, что подарки должны быть от души, а не абы где в амбаре найдены и подарены за ненадобностью).
Так вот, к теме, многие наши студенты представляются такими вот осликами, либо абсолютно отстраненными от окружающего мира и замыкающимися, в данном случае, на учебе ( нет, оно конечно надо, но не ставить же себе цель ботанить с утра до вечера), либо упорно ждущими, что к ним подойдут, поумаляют, потанцуют перед ними, и тогда они, возможно снизойдут до уровня общественно – полезной работы.

Уж как только Академия и Профбюро не изворачиваются, чтобы студентам нашим угодить: и концерты в ГЦКЗ Россия устраивают, и спортивные соревнования проводят, и дают возможность овладеть навыками организаторов и управленцев на базе профкома, и хобби своим любимым на базе Академии заняться и т.д. и т.п. – это вам не кусочек воздушного шарика и горшок, чтобы «входило и выходило». Все равно, как об стенку горох. Среди всех студентов, только процентов пять или десять – общественники или те, кто активно участвует в культурных и спортивных мероприятиях.

Нет, конечно, по сравнению с годом двухтысячным, активность возросла, но тех показателей, которые есть сейчас, все-таки катастрофически не хватает для реализации всех тех программ, которые старается реализовывать Профбюро.

Посему, скажу напоследок: ПРИХОДИТЕ К НАМ В ПРОФБЮРО, мы вам все расскажем (а может даже и покажем, если приведете друзей). У нас множество программ, в реализации которых вы себя можете найти. Не становитесь осликами Иа, иначе вас курсу к третьему заест такая грусть, что мало не покажется.
Давайте ВМЕСТЕ начнем возрождать нашу Родину, пускай сначала малыми шажками, но уверенно двигающими нашу Державу к процветанию.

Код вставки на сайт

Синдром Ослика Иа

Еще пару десятков лет назад наша советская студенческая молодежь массовыми потоками вливалась в активную общественно – полезную деятельность. Отчасти это было обусловлено тем, что не состоявшим в партии и комсомоле «неблагонадежным элементам» карьера особо не сулила, да и поглядывали на таких «товарищей» косовато, а отчасти это объяснялось заложенными с детства родителями и школой качествами: патриотизмом, стремлением работать на благо общего дела. Еще, что немаловажно, государственная политика предусматривала различного рода поощрения для молодых ударников коммунистического труда: прибавки к стипендиям, трудоустройство на «важные» места, поездки по просторам всего Советского Союза. Студенты трудились в стройотрядах, активно занимались культурной деятельностью и спортом, приобщались к искусству совдеповского менеджмента и постигали азы поддакивания партийному начальству J.

Все бы ничего, так и продолжала бы страна воспитывать будущих студенток, спортсменок и комсомолок, если бы она неожиданно не развалилась, и практически все хорошее, что несли в себе идеи коммунизма, все пошло коту под хвост. Новая Россия, без национальной идеи, без людей, которые ее могли бы создать (одних расстреляли в тридцать девятом, другие отчалили заграницу в восьмидесятых), без денег для поддержки молодежных программ, вошла в новый исторический этап своего развития ( как обещал нам Борис Николаевич: « К ея великому и славному будущему, понимашь…»).

За 15 лет принципиально ничего не изменилось. Несмотря на то, что стали выделять больше денег на различные молодежные и социальные программы, вынесены тома постановлений и создана масса различных комиссий и комитетов, активность студенческой молодежи все равно остается на зародышевом уровне. Периодически на экранах телевизоров появляются сводки о многотысячных скоплениях молодежи на бестолковых политических акциях (кто же откажется пару часов погорлопанить на каком-нибудь российском «майдане» за приличное вознаграждение), субботниках в центральных парках (а действительно, кому понадобится убирать какой-нибудь лесочек на окраине Москвы, где посетителей три старушки, да пара мамаш с колясками – экий электорат). Это все мулька, создание видимости политической, экономической и социальной активности студенческой молодежи, плацебо, которым забивают голову среднестатистическому российскому гражданину.

Но! Как бы не было все плохо и ужасно макроскопически (денег нет, стипендии копеечные, квартир не дают, цены ломовые, государству ты нужен так же, как козе баян), на более маленьком уровне работа кипит. Все таки, выходит наш молодняк периодически красить забор у клумбы рядом с подъездом, копейки, но платят: малообеспеченным, беременным и кормящим мамкам, сиротам и инвалидам, устраиваются молодежные концерты и праздники, периодически возникают то там, то тут спортивные площадки (правда в других местах их сносят больше, чем строят, но… надо смотреть на жизнь с оптимизмом).

Не так давно В.Путин запустил программу развития местного самоуправления. Уж не стану оценивать ее экономические и политические перспективы – это дело политологов, мне интересной кажется сама идея – поддержка активности людей на местах. Пускай народ сам для себя решает, что ему хорошо, а что плохо.
Сама по себе идея гениальна, правда, есть пара «но». Одно из них – власть, стоящая над местной, зачастую упирается и передавать часть полномочий (а значит и поводов для получения взяток) не собирается. Второе – слабая образованность, подготовленность и активность местного населения. Даже при отсутствии первого «но», второе сведет на нет всю затею. В отсутствии грамотного руководителя или активистов из числа «местных» невозможно будет выстроить эффективную систему самоуправления и начать, так сказать, реструктуризацию обстановки в стране изнутри.

Слава Богу, в нашей местной организации – Московской Медицинской Академии с руководством нам повезло. На всех уровнях у нас стоят грамотные управленцы. Так же не возникает проблем и с первым «но». Профсоюзному бюро студентов – основной организации в Академии, работающей с молодежью и для молодежи, руководство ММА дало полный карт – бланш на развитие студенческих и социальных программ.

Проблема в другом – низкой активности наших студентов. Большинство из них не обращает внимания на регулярно проводящиеся в Академии культурные и спортивные мероприятия, не участвует в многообразных социальных проектах Профбюро студентов.

Здесь невольно вспоминается старенький советский мультик про Винни – Пуха. Был там такой флегматичный ослик Иа. Так вот, в одной из серий мультика у ослика случился День рождения, но праздник не удался: мало того, что его никто не поздравил, да еще и Сова отодрала его хвост для своего колокольчика на входной двери. В общем, ослик расклеился, замкнулся на своем отражении в какой – то луже и так бы и помер со скуки, если бы Пятачок не приволок ему в подарок лопнутый шарик, который «входит и выходит» в Пуховский горшок из под меда ( кстати, ну не подло ли выглядит – сож…ть чужой мед!), и если бы Сова не принесла ему его хвост ( с ее коронными «Пгаздгавляю» и «Безвазмезгдно»).

Мораль сей басни такова: ослик был дурачок, поэтому купился на пустой горшок с огрызками шарика. Был бы поумнее, обиделся бы на всех еще больше – особенно на Пуха ( хотя говорят, что дареному коню в зубы не смотрят, мне кажется, что подарки должны быть от души, а не абы где в амбаре найдены и подарены за ненадобностью).
Так вот, к теме, многие наши студенты представляются такими вот осликами, либо абсолютно отстраненными от окружающего мира и замыкающимися, в данном случае, на учебе ( нет, оно конечно надо, но не ставить же себе цель ботанить с утра до вечера), либо упорно ждущими, что к ним подойдут, поумаляют, потанцуют перед ними, и тогда они, возможно снизойдут до уровня общественно – полезной работы.

Уж как только Академия и Профбюро не изворачиваются, чтобы студентам нашим угодить: и концерты в ГЦКЗ Россия устраивают, и спортивные соревнования проводят, и дают возможность овладеть навыками организаторов и управленцев на базе профкома, и хобби своим любимым на базе Академии заняться и т.д. и т.п. – это вам не кусочек воздушного шарика и горшок, чтобы «входило и выходило». Все равно, как об стенку горох. Среди всех студентов, только процентов пять или десять – общественники или те, кто активно участвует в культурных и спортивных мероприятиях.

Нет, конечно, по сравнению с годом двухтысячным, активность возросла, но тех показателей, которые есть сейчас, все-таки катастрофически не хватает для реализации всех тех программ, которые старается реализовывать Профбюро.

Посему, скажу напоследок: ПРИХОДИТЕ К НАМ В ПРОФБЮРО, мы вам все расскажем (а может даже и покажем, если приведете друзей). У нас множество программ, в реализации которых вы себя можете найти. Не становитесь осликами Иа, иначе вас курсу к третьему заест такая грусть, что мало не покажется.
Давайте ВМЕСТЕ начнем возрождать нашу Родину, пускай сначала малыми шажками, но уверенно двигающими нашу Державу к процветанию.

Источник

«У ослика Иа была депрессия, а у Карлсона — биполярное расстройство»: как разговаривать с детьми о психических заболеваниях

В издательстве «Альпина.Дети» готовится к выходу книга психотерапевта и мамы Екатерины Сигитовой «Как бы тебе объяснить. Находим нужные слова для разговора с детьми». Она рассказывает о том, как обсудить с ребенком самые неудобные и сложные темы, будь то развод родителей или душевное здоровье. «Нож» публикует сказочный гид по самым распространенным психическим болезням: вашему пятилетнему сыну или дочери предстоит узнать, что у Кроша из «Смешариков» синдром дефицита внимания, а у Ежика — тревожное расстройство. Ребенок ведь хотел скорее повзрослеть? Ну вот, пускай начинает.

Приводим краткий гид по самым распространенным психическим болезням и проблемам и план рассказа детям. Для того чтобы им было легче понять, под каждое заболевание подобран сказочный персонаж, который ведет себя очень похоже на то, как бы мог вести себя человек с такой болезнью.

Депрессия

Каждый человек, включая нас самих, время от времени грустит и не имеет сил на ежедневные дела. Депрессия начинается тогда, когда эта грусть и упадок сил начинают мешать человеку работать, учиться, есть, спать, дружить, выходить на улицу и т. д. Грусть становится главным чувством человека. Это продолжается очень долго, может быть, несколько месяцев или даже лет. Тяжело всё время грустить, не правда ли?

Персонаж: ослик Иа, царевна Несмеяна, Пьеро.

Синдром ослика иа что это. Смотреть фото Синдром ослика иа что это. Смотреть картинку Синдром ослика иа что это. Картинка про Синдром ослика иа что это. Фото Синдром ослика иа что это

Шизофрения

Персонаж: Лосяш из «Смешариков» в серии «Бабочка», Алиса из книги «Приключения Алисы в Стране чудес».

Эпилепсия

Персонаж: профессор Люпин из книг про Гарри Поттера.

Биполярное расстройство

Большую часть времени мы находимся в более-менее хорошем или просто спокойном настроении. Оно может быть хуже или лучше, чем обычно, — когда у нас есть причины радоваться или огорчаться. Но некоторые люди подолгу чувствуют грусть и отсутствие сил без особой причины, и это может продолжаться какое-то время ( депрессия ). Через какое-то время эти же самые люди чувствуют сильный прилив энергии, активности и постоянно находятся в приподнятом настроении, тоже без особой причины ( мания ). Мания и депрессия сменяют друг друга, и они настолько разные, что похожи на два полюса — Северный и Южный. Между полюсами бывает время, когда человек чувствует себя нормально, и у него бывает разное настроение в разные дни.

Персонаж: Карлсон.

Расстройства личности, социопатия

Персонаж: Шапокляк, лиса Алиса и кот Базилио, Карабас-Барабас, барон Мюнхгаузен.

Панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство

Персонаж: Пятачок из книг про Винни-Пуха, Филифьонка из книг про Муми-троллей, Ежик из «Смешариков».

Деменция, болезнь Альцгеймера

Все мы периодически что-то забываем и путаем, это нормально — мы не компьютеры, чтобы всё делать безошибочно. Но есть люди, у которых память становится настолько плохой, что они не могут запомнить, какой сегодня день, что они ели на завтрак, или даже как их самих зовут и где они живут. Обычно такая проблема случается у пожилых людей, но иногда такое бывает и у взрослых, которые еще не старые. Это происходит потому, что нервные клетки в мозге постепенно получают меньше еды и хуже работают.

Персонаж: рассеянный с улицы Бассейной.

Особенности развития: синдром Дауна, аутизм, СДВГ и т. д.

Некоторые люди с детства отличаются от остальных. Это происходит потому, что, когда они были еще у мамы в животе и их тело и мозг еще росли, что-то пошло не так и какой-то кусочек их организма сломался или вырос иначе, чем у остальных.

Большинство таких людей вполне могут жить как все, но им труднее, чем здоровым, поэтому общество и другие люди им помогают. Например, есть люди, которые плохо соображают и не могут учиться сложным вещам, но при этом они очень добрые и доверчивые ( синдром Дауна ). Есть люди, которым очень трудно усидеть на одном месте, поэтому они постоянно отвлекаются и им трудно доводить дела до конца ( СДВГ ). Есть люди, которым трудно много общаться с другими, а еще они любят, чтобы всё всегда было на своих местах и оставалось одинаковым ( аутизм ). Есть и другие особенности, их очень много.

Персонаж: Шелдон Купер, Лунтик, Маша из «Маша и Медведь», Крош из «Смешариков».

Раздвоение личности

Обычно мы хорошо знаем всё про себя: например, меня зовут Катя, мне 39 лет, я работаю психотерапевтом и живу в Праге, я умная и добрая. Но так бывает не у всех. Некоторые люди иногда как будто превращаются в других людей, но не физически, как в сказках, а просто ведут себя так непохоже, что кажется — это два разных человека. Такой человек сначала чувствует себя, например, злым, а потом переключается в доброго и не помнит, что натворил, когда был злым. Часто таких людей даже зовут по-разному, хотя всё же это один человек с одним и тем же телом и внешностью.

Персонаж: Халк, Фиона из «Шрека».

Источник

Юля Савиных. Психолог

Невыносимая тяжесть быть Иа.

Синдром ослика иа что это. Смотреть фото Синдром ослика иа что это. Смотреть картинку Синдром ослика иа что это. Картинка про Синдром ослика иа что это. Фото Синдром ослика иа что этоЗаметила, что хочется иногда говорить серьезно о смешном и смешно о серьезном. Итак, психологический анализ личности и поведения ослика Иа (героя мультфильма «Винни-Пух и день забот») сквозь призму трех подходов: психодинамического, гуманистического и когнитивно-бихевиористского.

1. Психодинамический подход к изучению личности ослика Иа.

Согласно Фрейду, в структуре личности доминирует «бессознательное». Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ID. Для удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры EGO (часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ID, в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром) и SUPER-EGO (приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека).

Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни: «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…» – социально приемлемое проявление агрессии к окружающему миру. То есть агрессивно настроенная часть ослика подавляется супер-эго. Пример проявления либидо у ослика прослеживается в радости, относительно помещения лопнувшего шарика в пустой горшочек. «Гляди, входит и выходит, входит и выходит…».

В диалоге с Винни-Пухом:

– В такой день.
– А какой сегодня день?
– Пятница, День моего Рождения. Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
– Сегодня? Твой День Рождения?
– Ну да. А разве не видишь, подарки, именинный пирог, клюква в сахаре и прочее. Не видишь?
– Нет
– Я тоже… Это шутка… ха-ха…

отчетливо прослеживается неудовлетворенная часть супер-эго. В обществе, в котором живет ослик, принято отмечать День Рождения с подарками и угощениями. Неудовлетворение этой части ведет ослика к плохому настроению, грусти и несчастному виду.

Фрейд считал, что большинство конфликтов связано с «фиксацией» человека на одной из стадий развития личности – оральной, анальной и фаллической. У ослика Иа мы наблюдаем фиксацию на оральной стадии, так как ему присуще такие психологические свойства, как «недоверие», «ненасытность», «неудовлетворенность всем предлагаемым» – общий «пессимизм».

Id, ego и super-ego находятся в постоянном конфликте. Для временного снятия конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы. Рассмотрим какие защитные механизмы выработала личность ослика Иа.

Отрицание. (способ справляться с переживаниями заключается в отказе признавать существование проблем, как таковых)

– А что случилось с твоим хвостом?
– А что с ним могло случиться?
– Его нет.
– Ты не ошибся?
– Хвост или есть или его нет совсем, тут нельзя ошибиться»
– А что же тогда там есть?
– Ничего.
– Не может быть.

Проекция. (Механизм, при котором у воспринимаемых объектов внешней среды избирательно выделяются качества, соответствующие внутренним переживаниям.)

Ослик Иа проецирует собственные переживания скорби и безнадежности на внешний мир, игнорируя при этом оптимистические и радостные стороны жизни.

– Доброе утро, Иа!
– Доброе утро, Винни-Пух, если оно вообще доброе, в чем я лично сомневаюсь.

– Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.

– Наверное, ты его (хвост) где-нибудь оставил.
– Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил. Впрочем, удивляться не приходится. Этого следовало ожидать.

На протяжении сюжета с осликом Иа происходят следующие травматические ситуации, в результате которых образовываются психологические травмы и возникает интенсивный уровень напряжения.

При устранении этих ситуаций (Сова принесла хвост, Винни-Пух и Пятачок принесли подарки и все поздравили с Днем Рождения) напряжение уменьшается, появляется радость и удовлетворенность происходящим.

– Настоящий День Рождения! Столько подарков!
– Мой настоящий собственный хвост?!
– Приятно другу подарить подарок в День Рождения!
– И я, и я, и я того же мнения!

2. Гуманистический подход к изучению личности ослика Иа.

Главным источником развития личности в гуманистической психологии Роджерс считал врожденные тенденции к самоактуализации. На основе этой тенденции у человека в процессе развития возникает особая личностная структура Я, которая включает «Идеальное Я» и «Реальное Я». Эти подструктуры находятся в сложных отношениях от конгруэнтности до полной дисгармонии. Маслоу выделял типы: дефицитарный и ростовой потребностей. А также, пять уровней потребностей.

У ослика Иа неудовлетворенны следующие потребности:

– В такой день.
– А какой сегодня день?
– Пятница, День моего Рождения. Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
– Сегодня? Твой День Рождения?
– Ну да. А разве не видишь, подарки, именинный пирог, клюква в сахаре и прочее. Не видишь?
– Нет
– Я тоже… Это шутка… ха-ха… но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…

Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни.
– Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар…
Перешел озеро на другой берег.
– Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше, а все почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?…

– Как поживаешь?
– Не очень как… Я даже думаю совсем никак…

У ослика Иа прослеживается низкая самооценка и низкое значение конгруэнтности (Идеальное Я выше оценивается, чем Реальное Я), в результате чего отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Он отказывается от попыток удовлетворить свои потребности.

– Что с тобой?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного, все же не могут…
– Чего не могут?
– Веселиться, петь, плясать «не беда! Да-да-да» и тому подобное…

– …но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…

Низкая самооценка в качестве гипотезы может быть обусловлена «меня не поздравляют друзья, значит, я не достоин их поздравления».

Таким образом, в силу некоторых определенных обстоятельств, на пути роста и развития ослика Иа возник временный блок (резкое расхождение между «Реальным Я» и «Идеальным Я»), застревание на 3 уровне потребностей, устранив которое, ослик Иа возвращается к нормальному, недепрессивному поведению и как следствие к лучшему удовлетворению 5-го уровня. Теперь мир и жизнь представляются ему более радостным, он смеется и поет песни. Даже в лопнувшем шарике находит плюсы.

– Нет, как раз воздушные шарики в такой горшочек не влезут, они слишком большие.
– Это другие не влезут, а мой влезет. Гляди, пятачок, входит и выходит.
– Входит и выходит!

3. Когнитивно – бихевиористский подход к изучению ослика Иа.

У каждого человека, по мнению Келли, имеется своя собственная система личностных конструктов, своеобразных классификаторов-шаблонов нашего восприятия других людей и себя (умный – глупый, сильный – слабый, хороший – плохой и т.д.). Основной блок личности, согласно Бандуре – самоэффективность (могу – не могу).

Опираюсь на клинические наблюдения и экспериментальные исследования Бека о когнитивной триаде.

1. негативно относится к собственной персоне.

– Как поживаешь?
– Не очень как… я даже думаю совсем никак.

– … я сам такой несчастный…

– Доброе утро, Пятачок, в чем я лично сильно сомневаюсь, но это не важно (обесценивание своего мнения)

2. Склонен к негативной интерпретации своего текущего опыта. Негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений.

– Наверное, ты его где-нибудь оставил
– Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил…

– Всем наплевать, никому нет дела.

Хотя по сюжету следует, что друзья попросту не знали о событии.

3. Негативно относится к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, ожидает провала.

– Впрочем, удивляться не приходится. Этого и следовало ожидать.
Перейдя озеро:
– Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше…

Видя у Совы свой хвост, он продолжает не верить
– Мой хвост?
– Мой настоящий собственный хвост?

Пятачок:
– Поздравляю тебя с Днем Рождения!
– Как ты сказал? Повтори.
– Поздравляю с Днем Рождения.
– Кого? Меня? С Днем Рождения?

Таким образом, Ослик ошибочно полагает, что он отвергнут людьми, его эмоциональная реакция столь же негативна, как и в случае действительного отвержения. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Он не предпринимает попыток исправить ситуацию.

Он искажает факты или воспринимает только те из них, которые вписываются в доминирующие в его сознании дисфункциональные схемы. Нормальный процесс соотнесения схемы со стимулом нарушен вторжением активных идиосинкразических схем.

Убежденность ослика в достоверности его негативных идей сохраняется благодаря следующим систематическим ошибкам мышления:

– Всем наплевать. Никому нет дела.

– Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…

После принятия от Пятачка лопнувшего шарика
– Поздравляю с Днем Рождения, желаю счастья в личной жизни. Пух.
– Спасибо, мне уже посчастливилось (грустно)
– Я принес тебе маленький подарок.
– У меня уже есть один подарочек (с сарказмом)

– Спасибо, Пятачок, ты настоящий друг, не то, что некоторые…

Очевидна у ослика Иа так называемая «выученная беспомощность» (по теории Селигмана) Так как ослик считает, что внeшниe coбытия от нac не зaвиcят, и мы ничeгo не мoжeм cдeлaть, чтобы иx пpeдoтвpaтить или видoизмeнить.

– Это почему? Что с тобой?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного, все же не могут…
– Чего не могут?
– Веселиться… петь… плясать…

Согласно этой теории, негативные представления о собственной персоне, своем будущем и окружающем мире формируются у ослика на основе раннего опыта. Эти представления (схемы) могут до поры до времени находиться в латентном состоянии — их активируют специфические обстоятельства, как то: потеря хвоста и отсутствие внимания друзей в «такой день».

Заключение.

Сменить невыносимую тяжесть быть Иа на легкость бытия может помочь психолог любого направления!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *