статья 134 трудового договора
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (действующая редакция)
Комментарий к ст. 134 ТК РФ
1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.
В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.
Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.
2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).
6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).
Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).
Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?
Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
специально для ГАРАНТ.РУ
В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья «старая», действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?
Индексировать не обязан, но повысить должен
Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.
Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.
В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).
Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.
Но так ли это?
Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:
«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».
Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.
Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.
Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.
Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).
Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.
Своя рука – владыка?
Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!
Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».
Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).
Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:
а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);
б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.
Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?
В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:
На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор. Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).
Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).
Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).
Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.
Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).
Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.
Нет возможности – нет повышения!
В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.
Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).
В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).
В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?
Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.
То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.
В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.
Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).
Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст. 134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.
Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст. 129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.
Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.
Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:
Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).
«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация «оклада» или единовременная выплаты и т.п.
Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Комментарий к ст. 134 TК РФ
Судебная практика по статье 134 TК РФ
Отказывая Г. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что индексация заработной платы за время вынужденного прогула была произведена в соответствии с коллективным договором, заключенным между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» и соответствующей объединенной профсоюзной организацией на момент вынесения решения суда о восстановлении Г. на работе (решение Охинского городского суда от 28 мая 2004 г.), расчет среднего заработка за время вынужденного прогула уже учитывал инфляционные процессы и средний заработок в размере 350134 руб. 89 коп. определен с учетом повышения тарифной ставки на индекс потребительских цен.
Вследствие инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу ст. 55 ГПК РСФСР (ст. 61 ГПК РФ) доказыванию в данном деле не подлежащий) покупательная способность невыплаченной истцу в установленный срок денежной суммы снизилась, в связи с чем истец потерпел убытки. В соответствии со ст. 81.1 КЗоТ РФ (ст. 134 ТК РФ) названная сумма подлежит компенсации в полном объеме с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами государственной статистики.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемое прокурором решение N 12-с от 28 сентября 1993 г. было принято на основании п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», не противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, его ст. 134, Трудового кодекса РФ (ст. 313). Кроме того, признание оспариваемого решения недействующим ухудшит материальное положение рабочих и служащих (в том числе государственных служащих), в отношении которых применяется повышенный коэффициент к заработной плате за счет собственных средств предприятий и организаций и средств бюджета округа и муниципальных образований.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 февраля 2004 г. материал по иску И., Б., Р., М.Е.М., С., Г., К. к ОАО «Карельский окатыш» о понуждении к исполнению требований ст. 134 ТК РФ, условий трудового договора, взыскании индексации заработной платы, переданный на рассмотрение в порядке надзора по жалобе И. на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П. от 26 января 2004 г.
Статья 134 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает индексацию заработной платы. Индексация обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Между тем, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 134, 236 Трудового кодекса РФ, и, учитывая пункт 55 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что истцу должна быть произведена выплата денежного довольствия, рассчитанного исходя из оклада месячного содержания сотрудников органов внутренних дел по состоянию на 24 ноября 2011 года, т.е. в порядке, который действующим законодательством не предусмотрен.
В ст. 3 Закона Брянской области заявитель оспаривает слова «индексация окладов заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения осуществляется в порядке и сроки, определяемые Законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период», как противоречащие ст. 134 ТК РФ. В соответствии с данной федеральной нормой организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Закон о бюджете Брянской области не содержит норм трудового права и не устанавливает порядок индексации заработной платы.
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 134 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 130 И 134 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Мониторинг правоприменения
Индексация заработной платы (ст. 134 ТК РФ) Часть I
Аналитический отчет по результатам междисциплинарного анализа и обобщения материалов правоприменительной практики и
реализации законодательства РФ в сфере индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ) (на основе выводов экономистов и более 100 правоприменительных актов)
Часть I
Методика сбора правоприменительной практики:
Реализация правовых норм, связанных с обеспечением повышения уровня реального содержания заработной платы, представляет собой межотраслевой массив, включающий трудо-правовые и административно-правовые отношения. Особый интерес в связи с социальной направленностью Российского государства приобретают гарантии охраны заработной платы, закрепленные действующим законодательством, регламентирующие социальные обязательства работодателей перед работниками в сфере индексации заработной платы.
В отчете проанализирована противоречивая практика судов общей юрисдикции за период с 2014 г. по 2018 г. по вопросам применения правовых норм об индексации заработной платы в части проблем вменения работодателям императивной обязанности повышения уровня реального содержания заработной платы (в том числе путем индексации); повышения уровня реального содержания заработной платы (в том числе путем индексации) работникам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений; привлечения к административной ответственности работодателей за отсутствие закрепления порядка повышения уровня реального содержания заработной платы (в том числе путем индексации); определения механизмов индексации заработной платы работодателями (не финансируемыми из бюджета). Данная практика является противоречивой, несмотря на то, что Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06. 2010 г. № 913-О-О и от 17.07.2014 г. №1707-О, а также Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 апреля 2017 г. по делу № 18-КГ17-10 сделаны попытки снять многие вопросы в сфере повышения уровня реального содержания (в т.ч. индексации) заработной платы.
Междисциплинарный аспект отчета: отсутствие надправового (метадисциплинарного) подхода к закреплению содержания правовой нормы и оценке эффективности ее реализации с точки зрения действия экономических механизмов.
Правовой аспект отчета: противоречие между правовыми актами / отсутствие формальной определенности / пределы усмотрения работодателей / пределы судейского усмотрения.
В этой связи неудивительны итоги опроса работодателей порталом Rabota.ru по вопросам возможного повышения заработной платы работникам в 2019 году. Выяснилось, что более половины российских работодателей не собираются повышать заработную плату своим сотрудникам, несмотря на прогнозы по росту инфляции. Только 18% компаний сообщили о намерении индексировать заработную плату, остальные затруднились ответить на этот вопрос. При этом в опросе работодатели-респонденты отмечали, что будут увеличивать должностные оклады «точечно», и прибавки могут дождаться лишь отдельные сотрудники в индивидуальном порядке. Некоторые опрошенные указывали, что оплату труда надо повышать за счет премий одновременно с установлением дополнительной нагрузки для работников. В одних компаниях пообещали повысить заработную плату только в том случае, если покупательская способность вернется на уровень 2014 года, в других подчеркнули, что у них заработная плата «заморожена» с 2016 года. При этом намерения работодателей зависят от отрасли экономики, региона, сферы деятельности работника и политики вознаграждений в конкретной компании.
В ходе мониторинга материалов правоприменительной практики и реализации законодательства РФ в сфере индексации заработной платы были выявлены следующие проблемы:
1. Проблемы вменения работодателям императивной обязанности повышения уровня реального содержания заработной платы
(в том числе путем индексации)
2. Проблемы повышения уровня реального содержания заработной платы
(в том числе путем индексации) работникам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений
3. Проблемы привлечения к административной ответственности работодателей за отсутствие закрепления порядка повышения уровня реального содержания заработной платы (в том числе путем индексации)
Список проанализированных правоприменительных актов:
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 г. № 1707-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.В. Елисеева на нарушение его конституционных прав статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации»
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой»
3. Определение Конституционного Суда РФ от 17.06. 2010 г. № 913-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации”
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. по делу № 18-КГ17-10
5. Решение Белгородского районного суда от 30.10. 2018 г. по делу № 2-2144/2018
6. Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 30.10. 2018 г. по делу № 2-691/2018
7. Решение Йошкар-Олинский городской суда (Республика Марий Эл) от 04.06. 2018 г. по делу № 2-1847/2018
8. Решение Усинского городского суда Республики Коми от 28.06.2018 г. по делу № 2-781/2018
9. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.05.2018 г. по делу № 33-9264/2018
10. Апелляционное определение Новгородского областного суда от 25.05.2018 г. по делу № 33-1192/2018
11. Апелляционное определение Приморского краевого суда от 20.02.2018 г. по делу № 33-1584/2018
12. Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22.12. 2017 г. по делу № 2А-7089/2017
13. Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 02.11. 2017 г. по делу № 2-1113/2017
14. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.10.2017 г. по делу № 33-37799/2017
15. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.09. 2017 г. по делу № 33-32808/2017
16. Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 02.09. 2017 г. по делу № 2-1113/2017
17. Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 22.08. 2017 г. по делу № 2-898/2017
18. Определение Московского городского суда от 08.08.2017 г. по делу № 4г-9814/2017
19. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2017 г. по делу № 33-22702/2017
20. Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23.05.2017 г. по делу № 2-1073/2017
21. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29.03.2017 г. по делу № 33-1455/2017
22. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2017 г. № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016
23. Решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16.12. 2016 г. по делу № 2-1338/2016
24. Решение Якутского городского суда Республики Саха от 09.12. 2016 г. по делу № 2А-15695/2016
25. Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25.10. 2016 г. по делу № 2-6680/2016
26. Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17.10.2016 г. по делу № 12-702/2016
27. Решение Сызранского городского суда Самарской области от 04.10.2016 г. по делу № 12-376/2016
28. Решение Мелеузовскогорайонного суда Республики Башкортостан от 13.07. 2016 г. по делу № 2-1702/2016
29. Решение Кировского районного суда Приморского края от 04.04.2016 г. по делу № 2-32/2016
30. Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 07.06. 2016 г. по делу № 2-3140/2016
31. Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24.05.2016 г. по делу № 12-407/2016
32. Решение Кировского районного суда Приморского края от 19.04. 2016 г. по делу № 2-62/2016
33. Определение Московского городского суда от 06.05.2016 г. по делу № 4г-5527/2016
34. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2016 г. по делу № 33-10228/2016
35. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30.03.2016 г. по делу № N 33-8676/2016
36. Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22.03.2016 г. по делу № 2-11062/2015
37. Решение Кызылского городского суда Республика Тыва от 16.03. 2016 г. по делу № 2-10906/2015
38. Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 02.03. 2016 г. по делу № 2А-1550/2016
39. Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 01.03.2016 г. по делу № 12-94/2016
40. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25.01.2016 г. по делу № 33а-39/2016
41. Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 21.12. 2015 г. по делу № 12-193/2015
42. Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 05.10. 2015 г. по делу № 2-3896/2015
43. Решение Тындинского районного суда Амурской области от 13.11. 2015 г. по делу № 2-2113/2015
44. Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 26.10. 2015 г. по делу № 2-4172/2015
45. Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 05.10. 2015 г. по делу № 2-3896/2015
46. Решение Московского городского суда от 18.09.2015г. №7-9856/15
47. Решение Московского городского суда от 10.09.2015г. № 7- 9382/2015
48. Решение Московского городского суда от 20.08.2015 г. по делу N 7-8854/15
49. Определение Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20.08.2015 г. по делу № 33-7280/2015
50. Определение Московского городского суда от 24.07.2015г. по делу №4г/8-6608/2015
51. Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17.06.2015 г. по делу № 2-2585/2015
52. Апелляционное определение Курганского областного суда от 11.06.2015 г. по делу № 33-1534/2015
53. Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 11.06. 2015 г. по делу №2-1171/2015
54. Апелляционное определение Костромского областного суда от 09.06. 2015 г. по делу № 33-866/2015
55. Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.05. 2015 г. по делу № 2-852/2015
56. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30.04.2015 г. по делу № 33-917/2015
57. Решение Свободненского городского суда Амурской области от 24.04.2015 г. по делу 2–98/2015
58. Решение Озерского городского суда Челябинской области от 16.04.2015 г. по по делу № 2- 692/15
59. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 13.03.2015г. по делу №33-1586/2015
60. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2015г. по делу № 33-7487
61. Определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.03. 2015 г. по делу № 33-773/2015
62. Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 02.03. 2015 г. № 2-869/2015
63. Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 27.02.2015 г. по делу № 2-502/2015
64. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26.02.2015 г. по делу № 33-2783/2015
65. Решение Костромского областного суда от 19.02. 2015 г. по делу № 21-37/2015
66. Решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 11.02.2015 г. по делу № 12-76/2015
67. Решение Псковского городского суда от 25.12.2014 г. по делу № 2-5020/2014
68. Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска 25.12.2014 г. по делу № 2- 7842/2014
69. Определение Хабаровского краевого суда от 17.12.2014 г. по делу № 33-7901/2014
70. Решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15.12.2014 г. по делу № №2-2806/2014
71. Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.12.2014 г. по делу № 2-6162/2014
72. Решение Забайкальского краевого суда от 01.12. 2014 г. по делу № 7-21-305/2014
73. Решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25.11.2014 г. по делу № 2-2576/2014
74. Решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 24.11.2014 г. по делу № 2-1108/2014
75. Решение Хорошевского районного суда от 17.11. 2014 г. по делу № 2-6262/2014
76. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11.11.2014 г. по делу №33-3855/2014
77. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29.10.2014 г. по делу № 33-6915/2014
78. Апелляционное определение Тульского областного суда от 22.10. 2014 г. по делу № 22-2005/2014
79. Решение Павловского районного суда Алтайского края от 20.10. 2014 г. по делу № 2-772/2014
80. Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.09. 2014 г. по делу № 2-6336/14
81. Решение Сургутского городского суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.09.2014 г. по делу № 2-4816/2014
82. Решение Йошкар-Олинского городского суда от 21.08. 2014 г. по делу № 2-4123/2014
83. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 20.08.2014г.№33-2356-2014
84. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.08.2014 г. по делу № 33-7033/2014
85. Определение Краснодарского краевого суда от 11.08.2014 г. по делу № 4г-8161/2014
86. Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08. 2014 г. по делу № 2-558/2014
87. Определение Красноярского краевого суда от 07.08.2014 г. по делу № 4г-1541/2014
88. Решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 04.08.2014 г. по делу № 2-1211,2014
89. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.07.2014 г. по делу № 33-4444/2014
90. Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 30.06.2014 г. по делу № 2040/2014
91. Апелляционное определение Костромского областного суда от 26.05.2014 г. по делу № 33-797/2014
92. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 07.05.2014 г. по делу № 33-1287-2014
93. Решение Ленинградского областного суда от 22.04.2014 г. по делу №7-625/14
94. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 04.03.2014 г. по делу №33-426/2014
95. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18.02.2014 г. по делу №33-371/2014
96. Решение Зеленчуксого районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.02.2014 г. по делу № 2-87 / 14
97. Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы от 06.12.2013 № 235/14-16 (действующее).
98. Федеральное отраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2014-2016 годы от 05.02.2014 № 7/14-16 (действующее).
99. Федерального отраслевого соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года от 30.04.2013 № 224/13-16 (действующее).
100. Федеральное отраслевого соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014-2016 годы от 20.11.2013 № 233/14-16(действующее).