структура занятия по развитию речи в доу по фгос образец
Консультация воспитателям «Структура занятий по развитию речи»
В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребёнка в школе.
Речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей и ребёнка.
Известно, чем активнее работает мозг ребёнка, тем лучше развиваются его структуры, а значит быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребёнка растёт пропорционально получаемой информации.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создаёт условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Исправлению недостатков в речи детей помогут занятия по развитию речи. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразований и словоизменений; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Для того, чтобы занятие по развитию речи было успешным и результативным, необходимо правильно, в системе организовывать занятие по развитию речи с детьми в игровой форме, чётко определять тему и цель занятия, правильно отбирать лексический и грамматический материал, обозначать основные этапы занятия.
1. Звуковая культура речи. Воспитание ЗКР занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребёнка к 5 годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты. Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в 2 года ребёнок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание ЗКР у ребёнка данного возраста направленно на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общения и речевого развития. В первой младшей группе еженедельно следует проводить специальные занятия по воспитанию ЗКР, которые включают в себя артикуляционную гимнастику.
Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание, а также чтобы артикуляционный аппарат малыша обладал большой подвижностью. Как этого добиться? Чтобы развивать дыхание, можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота – пузырёчки с горлышками разного диаметра. Попробуйте вместе с ребёнком надувать воздушные шарики, дуть на бумажные лодочки (не надувая щёк, запуская их в тазу и соревнуясь, чья лодочка дальше уплывёт.
Ребёнок любит рисовать? Организуйте «карандашные бега». Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола под напором выдыхаемого воздуха?
Для отработки силы и плавности выдоха подойдут большие и полые ключи. На них можно исполнить незамысловатую мелодию. А главное – выработать направленную узкую воздушную струю, которая необходима для произнесения большинства звуков! Неплохо привлечь и музыкальные игрушки: свистульки, дудочки, свирели, губные гармошки.
Все эти тренировки нужны, чтобы научить ребёнка правильно говорить. Потому со временем к чисто дыхательным упражнениям подключите и голосовые. На длительном выдохе вслед за вами ребёнок произнесёт гласные: а, о, у, и. Это распевка. Объясните малышу, что подобным образом тренируют свой голос певцы. Наверняка у ребёнка уже есть любимый исполнитель. Пусть ему и подражает. Если гласные получаются без проблем, постепенно подключите к ним согласные (те, что малыш хорошо произносит). Например, «В», «С», «Ш». пусть кроха их тоже «потянет» на длительном выдохе. Эта игра называется «Ниточка». Покажите рукой, как долго тянется звук.
Учтите, что дыхательные упражнения для ребёнка – это огромная нагрузка. Не стремитесь к рекордам. Сначала поиграйте 2-3 минуты, постепенно увеличивайте время на 1-2 минуты. Передозировка чревата серьёзными последствиями, особенно для малыша-астматика. Желательно перед занятиями проконсультироваться с лечащим врачом. Не занимайтесь с крохой сразу после еды, чтобы не спровоцировать рвоту. Но и на голодный желудок дыхательные упражнения не проводят. Во всём выбирайте золотую середину.
2. Формирование словаря. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь ребёнка нужно заботиться не только о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит сам, были наполнены для ребёнка живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому к приёмам обогащения и уточнения словаря относятся следующие:
— многократное повторение нового слова,
— объяснение назначения предмета,
— использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами,
— поручения, предполагающие ответ действием,
— договаривание детьми слов,
— сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей,
— поручения, требующие от детей развёрнутого высказывания.
3. Воспитание слухового восприятия и развитие фонематического слуха. Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчётливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие и фонематический слух. Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения. Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить этому ребёнка, малышу предлагаются задания, которые дают ему возможность услышать различия в громкости и скорости произнесения одних и тех же слов и звукосочетаний.
4. Формирование грамматического строя речи. Для того, чтобы ребёнок овладел именно правильной речью, необходимо совершенствовать его грамматический строй. В процессе овладения ребёнком речью необходимо контролировать его речь, т. е. исправлять аграмматические ошибки. А также учить детей разным формам согласования слов. Чтобы детям не было скучно, нужно обыгрывать упражнения. Так, например, чтобы научить ребёнка правильно употреблять в речи существительные множественного числа Именительного падежа, можно предложить поиграть в игру «Бедняк – богач» (взрослый – бедняк, ребёнок – богач: У меня шапка – у меня шапки и т. д.).
Примеры игр закрепления:
— существительных множественного числа Родительного падежа: игра «Бедняк – богач» (взрослый – бедняк, ребёнок – богач: У меня шапка – у меня много шапок.) или игра с усложнением «Один – много – нет» (шапка – шапки – нет шапок).
— уменьшительно – ласкательной формы существительных единственного числа: игра «Назови ласково» (шапка – шапочка).
— спряжения в настоящем времени с местоимениями Я, ТЫ, ОН, ОНИ, МЫ (Я заблудился в лесу. Ты заблудился в лесу. Он заблудился в лесу. Они заблудились в лесу. Мы заблудились в лесу.)
— игра «Договори предложение».
— согласование числительных с существительными: игра «Сосчитай» (Один мяч, два мяча, три мяча, … до 5 – 10).
— согласование прилагательных с существительными: про что можно сказать зимний, зимняя, зимнее и т. д.
— согласование притяжательных прилагательных с существительными (У Оли мяч. – Чей это мяч? – Это Олин мяч.)
— образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный).
— согласование существительных с глаголами: игра «Кто быстрее?» (Я села. – А я уже сел.)
5. Развитие связной речи. Главным показателем умственного развития ребёнка является развитость его связной речи. Ребёнок должен понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, рассказывать в 2-4 фразах о нарисованном, увиденном и т. д.
Для развития связной речи детей от 1 года до 4 лет воспитателям можно предложить следующие виды работ на занятиях:
— чтение потешек, стишков, небольших сказок;
— заучивание потешек и стишков (А. Барто «Игрушки»)
— обыгрывание их игрушками, на фланелеграфе;
— инсценеровки сказок и потешек ;
— рассматривание сюжетных картинок, серий сюжетных картинок и составление небольших описательных рассказов по ним;
— составление описательных рассказов по мнемотаблицам.
Работа по развитию связной речи должна начинаться с более простого и как бы «обрастая» некоторыми подробностями должна усложняться. При составлении описательных рассказов необходимо следить за правильностью грамматического состава речи и исправлять аграмматические ошибки.
6. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.
Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.
Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС
Екатерина Кияйкина
Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС
Специфика работы по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности отличается от работы в обычной группе. Работа воспитателя координируется с работой учителя-логопеда.
Большое внимание уделяем правильности организации и проведению занятия по речевому развитию. Оно отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, поддерживается игровыми моментами.
Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС:
• используем непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
• во время проведения занятиядеятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.
На занятиях по речевому развитиювключаем следующие виды работы:
1. формирование умений в овладении звуковой культурой речи
2. развитие и обогащение лексики
3. формирование грамматического строя речи
4. развитие связной речи (монологу и диалогу)
5. подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)
• продумываем методы и приёмы обучения
При планировании занятия определяются нами разнообразные по степени сложности методы и приёмы работы с детьми:
Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение стихов, объяснение значения пословицы и поговорок и др.
Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника, картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.
Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические, логические упражнения для развития речи (Т. А. Ткаченко., игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры и др.
Выбираем приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).
Используя различные методические приемы, создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т. е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность.
• подготавливаем соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуютопределенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.
Применение наглядности в старшем дошкольном возрасте приобретает
другие формы: все больше используются нами картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.
Используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, аудиовизуальное оборудование (проектор) для показа мультимедийных и др. презентаций, DVD, CD.
• разрабатываем структуру и ход занятия (этапы реализации НОД).
Структура занятия должна быть четкой,где определяются три части:
— вводная (мотивационный этап);
— основная (содержательный этап);
— заключительная (рефлексивный этап).
В водной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).
Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
На первом этапе занятия иногда создастся нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
В ходе основной части используются нами различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.
В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка.
На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом». Также стараемся обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитиюиспользуются нами современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т. В. Большева, Т. В. Малетина и др.); ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т. А. Сидорчук, Л. А. Мушарапова, Н. Н. Хоменко и др.);здоровье сберегающие технологии:технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз;технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков;коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
Нами также используются эффективные технологии речевого развития детей:
-технология обучения детей составлению сравнений
-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок
В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому включаем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?» и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»). Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта.Усложняется речевая активность детей: используются нами коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий также изменились, образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.
Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Организация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до Игра на магнитах «Веселый фермерский паровозик» Образовательная область:познавательное развитие. Игра предназначена для детей 3-4.
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Зима на Белгородчине» в соответствии с ФГОС (старшая группа) Тема: «Зима на Белгородчине» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.
Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.
Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС
Ольга Ларкина
Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС
При построении занятий, с учётом Стандарта, по развитию речис дошкольниками 5-7 лет я:
1. Продумываю организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.)
2. Качественно подготавливаю наглядные материалы занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
3.По структуре занятия:
В вводной части (создаю мотивацию и «не забываю» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
Также в НОД создаю проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
Использую различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
В случае, когда у детей что-то не получается, могу использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например,воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена справились с заданием, а вот Максим и Олега немного запутались, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают всё правильно»)
Также в соответствиис новым образовательным стандартом стараюсь использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность (ТРИЗ- теорию решения исследовательских задач, игровые обучающие ситуации, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии).
Заключительную часть занятия организовываю таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
Считаю, что отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер, а также тщательно продумываться.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
Использование электронных пособий в образовательном процессе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя МБДОУ №4 «Берёзка» Кытаховой Нюргустаны Иосифовны.
Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения.
Построение целостной здоровьесберегающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в МБДОУ №21 «Умка» Построение целостной здоровьесберегающей среды в ДОУ Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное.
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС до I. Вводная часть 1. Актуальность: Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Педагогический совет «Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Цель: Обобщить опыт работы педагогического коллектива по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями.
Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.