Так или иначе постоянные и длительные беседы
Литература
Тесты по русскому языку
Лошади мои, сбежав с пригорка маленькой рысью, продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезде из станции. Углубленный в размышления о скорой и исправной нашей русской езде, коей — как гласят многие печатные книги — нет подобной в целой Европе, я было забыл о тучах, надо мною висевших, как вдруг полившийся крупный дождь вывел меня из задумчивости. Верх моей коляски — признаться, немного подержанной — поднять было невозможно, и потому я, закутавшись крепко в шинель, должен был, для охранения себя от дождя, ограничиться желанием, чтоб непогода прекратилась. (А. Погорельский.)
Через большие высокие окна широким потоком в класс вливается солнце. Учительница истории рассказывает о великих русских мореплавателях — Дежневе, Крузенштерне, Лисянском, Головнине. Мысли мои далеко.
Ревет океан. Громадные волны обрушиваются на клипер. Команда напугана. На мостике сам Иван Федорович Крузенштерн и молодой, совсем молодой, бесстрашный мичман.
Я (а мичман — это, конечно, я) бросаюсь на палубу. Самые смелые матросы окружают меня. Волны перекатываются через палубу. Мы рубим снасти и неимоверными усилиями выбрасываем стеньгу за борт. Опасность миновала. Я возвращаюсь на мостик. Иван Федорович жмет мне руку.
Эх, если бы так! А может быть, по-другому? С Семеном Дежневым по Ледовитому океану?
«Микешин! — слышу я откуда-то издалека. — Ну-ка, повтори, какие земли были открыты русскими в первой половине восемнадцатого века». Я встаю, краснею и молчу. (Ю. Клименченко.)
Так или иначе, постоянные и длительные беседы с ним были интересны. Как всегда, привлекала легкость взаимопонимания (иногда с полуслова, с намека), позволявшая свободно отдаваться течению мыслей. И все же порой он остро сожалел о своем одиночестве, о своих мучительных и горестных раздумиях, пусть столь далеких от его логики и ясности. Особенно неприятно было чувствовать давление, даже какое-то посягательство — по всей вероятности, неосознанное — на свою духовную самостоятельность. Не потому ли в беседах и спорах все чаще прорывалось раздражение, иногда даже по мелкому поводу? (Д. Брегова.)
Так или иначе постоянные и длительные беседы
Лошади мои, сбежав с пригорка маленькой рысью, продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезде из станции. Углубленный в размышления о скорой и исправной нашей русской езде, коей — как гласят многие печатные книги — нет подобной в целой Европе, я было забыл о тучах, надо мною висевших, как вдруг полившийся крупный дождь вывел меня из задумчивости. Верх моей коляски — признаться, немного подержанной — поднять было невозможно, и потому я, закутавшись крепко в шинель, должен был, для охранения себя от дождя, ограничиться желанием, чтоб непогода прекратилась. (А. Погорельский.)
Через большие высокие окна широким потоком в класс вливается солнце. Учительница истории рассказывает о великих русских мореплавателях — Дежневе, Крузенштерне, Лисянском, Головнине. Мысли мои далеко.
Ревет океан. Громадные волны обрушиваются на клипер. Команда напугана. На мостике сам Иван Федорович Крузенштерн и молодой, совсем молодой, бесстрашный мичман.
Я (а мичман — это, конечно, я) бросаюсь на палубу. Самые смелые матросы окружают меня. Волны перекатываются через палубу. Мы рубим снасти и неимоверными усилиями выбрасываем стеньгу за борт. Опасность миновала. Я возвращаюсь на мостик. Иван Федорович жмет мне руку.
Эх, если бы так! А может быть, по-другому? С Семеном Дежневым по Ледовитому океану?
«Микешин! — слышу я откуда-то издалека. — Ну-ка, повтори, какие земли были открыты русскими в первой половине восемнадцатого века». Я встаю, краснею и молчу. (Ю. Клименченко.)
Профессор Знаев
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
ДИКТАНТЫ-КЛЮЧИ
Лошади мои, сбежав с пригорка маленькой рысью, продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезде из станции. Углубленный в размышления о скорой и исправной нашей русской езде, коей — как гласят многие печатные книги — нет подобной в целой Европе, я было забыл о тучах, надо мною висевших, как вдруг полившийся крупный дождь вывел меня из задумчивости. Верх моей коляски — признаться, немного подержанной — поднять было невозможно, и потому я, закутавшись крепко в шинель, должен был, для охранения себя от дождя, ограничиться желанием, чтоб непогода прекратилась. (А. Погорельский.)
Через большие высокие окна широким потоком в класс вливается солнце. Учительница истории рассказывает о великих русских мореплавателях — Дежневе, Крузенштерне, Лисянском, Головнине. Мысли мои далеко.
Ревет океан. Громадные волны обрушиваются на клипер. Команда напугана. На мостике сам Иван Федорович Крузенштерн и молодой, совсем молодой, бесстрашный мичман.
Я (а мичман — это, конечно, я) бросаюсь на палубу. Самые смелые матросы окружают меня. Волны перекатываются через палубу. Мы рубим снасти и неимоверными усилиями выбрасываем стеньгу за борт. Опасность миновала. Я возвращаюсь на мостик. Иван Федорович жмет мне руку.
Эх, если бы так! А может быть, по-другому? С Семеном Дежневым по Ледовитому океану?
«Микешин! — слышу я откуда-то издалека. — Ну-ка, повтори, какие земли были открыты русскими в первой половине восемнадцатого века». Я встаю, краснею и молчу. (Ю. Клименченко.)
Так или иначе, постоянные и длительные беседы с ним были интересны. Как всегда, привлекала легкость взаимопонимания (иногда с полуслова, с намека), позволявшая свободно отдаваться течению мыслей. И все же порой он остро сожалел о своем одиночестве, о своих мучительных и горестных раздумиях, пусть столь далеких от его логики и ясности. Особенно неприятно было чувствовать давление, даже какое-то посягательство — по всей вероятности, неосознанное — на свою духовную самостоятельность. Не потому ли в беседах и спорах все чаще прорывалось раздражение, иногда даже по мелкому поводу? (Д. Брегова.)
Так или иначе постоянные и длительные беседы
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
ТАК ИЛИ ИНАЧЕ
ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, вводное сочетание
То же, что «как бы ни сложились обстоятельства», «как бы то ни было». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2.
Все эти дни Долли была одна с детьми. Говорить о своем горе она не хотела, а с этим горем на душе говорить о постороннем она не могла. Она знала, что, так или иначе, она Анне выскажет всё… Л. Толстой, Анна Каренина. Так или иначе, дело было упорядочено, после чего тридцать сыновей и четыре дочери лейтенанта Шмидта выехали в свои районы на работу. И. Ильф, Е. Петров, Золотой теленок. Так или иначе, я верю, что всё будет хорошо! В. Каверин, Перед зеркалом.
! Не смешивать с употреблением в роли членов предложения (в знач. «тем или иным способом» или «в любом случае»).
. Ученый он был совершенно первоклассный, а в той области, которая так или иначе касается земноводных, или голых гадов, и равных себе не имел. М. Булгаков, Роковые яйца. Если вы, хлопоча за Бейдемана, допускали по вашему слабоволию. хоть тень чувств иных, разрушающих ваше стремление ему помочь, – вы его так или иначе предали. О. Форш, Одеты камнем. Город неизбежно, так или иначе будет разрушен, мы сами должны организовать это разрушение. А. Толстой, Аэлита.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
повторение о вводных словах, обращениях, вставных конструкциях, выполнение тестовых заданий.
Просмотр содержимого документа
«Обращения, вводные слова и вставные конструкции»
Тема: Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация).
— Что такое обращение и для чего оно служит?
— Какими знаками препинания выделяется обращение?
— Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.
— Являются ли обращения членами предложения?
— Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
— Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?
— Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.
— Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
— Какое значение имеет интонация вводности?
— Какие вы знаете виды вводных предложений?
буквы и раскрывая скобки.
— Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?
3. Закрепление материала.
1. Самостоятельная работа.
Учащиеся списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания, указывают обращения.
1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу?
2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями?
3) Поэта дом опальный О Пущин мой ты первый посетил.
4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?
2. Текстовый диктант на разграничение вводных и вставных конструкций по вариантам.
1. Перепишите тексты, вставляя, где нужно, пропущенные
2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, укажите вводные и вставные конструкции.
Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?
1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Пусть для вас сияет солнце.
б) Шумит шумит высокая пшеница.
в) Ты помнишь ли былое Неман?
г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.
2. Найдите лишнее значение вводных слов.
а) большая или меньшая степень уверенности
б) порядок мыслей и их связь
в) источник сообщения
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) Дождь, казалось, зарядил надолго.
б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.
в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.
г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.
4. Найдите предложение с правильной расстановкой знаков препинания.
а) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
б) Мне часто снятся те ребята: друзья моих военных дней.
в) Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы.
г) Иван Андреевич был, огромного роста, худой, молчали вый и весьма медлительный.
5. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.
а) Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению.
б) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
в) Наш двор как сад.
г) Я читал, что алоэ принимают как лекарство.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Красные, лиловые, жёлтые полотнища света падают на прохожих.
б) Он любил исполнять русские, украинские, молдавские песни.
в) Из деревни доносились праздничные, торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
г) Маленькая, седая женщина ухватилась за край перекладины и полезла вверх.
7. Найдите ошибку в оформлении обращения.
а) Примите, древние дубравы, под тень свою питомца муз.
б) Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами.
в) Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?
г) Вот молодой юноша учитесь у старших.
8. Это предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены).
а) Вечер был прохладный и к счастью нашему светлый.
б) Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным.
в) К сожалению никогда не замечаешь с такой ясностью покоя в природе как в первый вечер после бури.
г) Я не поблагодарила его и кажется побежала домой.
5.Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся):
а) написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции;
составить предложения-лозунги со словами-обращениями спортсмены, учащиеся, новосёлы, садоводы и т. п. (10 предложений);