трудовой договор для граждан россии в казахстане
И. Обуховская, профессиональный бухгалтер РК
Какие необходимы документы при приеме на работу, и какие налоги удерживаются с доходов работника гражданина России? Компания хочет принять на работу гражданку России, вида на жительство нет и гражданство менять не собирается. Требуется ли разрешение на работу с миграционной полиции, и с кем она должна составить договор? Может ли Казахстанское ТОО принять на работу в качестве директора жителя России? Если да, то как это нужно оформить, какие отчеты сдавать и как удерживать налоги?
Следовательно, компании, привлекающей для работы физическое лицо резидента РФ, не требуется получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
Далее согласно статье 4 соглашения трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также настоящим соглашением и оформляются путем заключения трудового договора.
Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ (ы), подтверждающий (е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства.
Положения Трудового кодекса. При этом согласно пункту 1 статьи 31 Трудового кодекса, для заключения трудового договора с физическим лицом нерезидентом необходимо предоставление:
— документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков;
— копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства либо временного проживания;
— документ воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
— документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с установленными правилами).
Хотелось бы отметить, что с учетом того, что сотрудница является нерезидентом, при приеме на работу так же необходимо копии свидетельств о присвоении регистрационного номера налогоплательщика, и документ (ы), подтверждающий (е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. К таким документам относятся отметка пограничной службы в паспорте о пересечении государственной границы и миграционная карта.
Комментарии. Далее в соответствии со статьей 5 соглашения трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации, постановки на учет по месту пребывания, в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем.
Налогообложение. Что касается вопроса по поводу налогообложения сотрудницы резидента РФ, то согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников в РК признаются доходы физического лица-нерезидента от деятельности в РК по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем.
Далее согласно пункту 3 статьи 201 Налогового кодекса исчисление ИПН, удерживаемого у источника выплаты, производится налоговым агентом путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса по ставке 10% к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса без осуществления налоговых вычетов.
Далее по поводу СН на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса плательщиками СН являются юридические лица-резиденты РК.
Соответственно согласно пункту 2 статьи 357 Налогового кодекса объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса.
Также хотелось бы отметить, что согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании» обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением получателей пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий.
При этом Гражданин другого государства не входит в категорию, имеющих право получения социальных пособий (льгот) в связи с наступлением социальных рисков по видам обязательного социального страхования согласно вышеуказанного Закона, т. к. имеет статус лица, являющегося гражданином другого государства, законно находящегося и на законном основании занимающегося оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Республики Казахстан. В связи с чем, граждане другого государства не подлежат обязательному социальному страхованию в Республике Казахстан, и перечисление социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за них не производится.
Налоговая отчетность.Декларация по ИПН и СН (ФНО 210.00) по иностранцам и лицам без гражданства на основании пункта 1-1 статьи 162 Налогового кодекса представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.
Таким образом, в рассматриваемом случае компания будет исчислять и уплачивать только ИПН и СН, ОПВ и СО в Государственный фонд социального страхования не должны выплачиваться за данную сотрудницу. При этом так же возникает обязательство по предоставлению в налоговые органы в установленные законом сроки декларации по ИПН и СН (Форма 210.00).
Как иностранцам получить разрешение на работу в Казахстане Версия для печати
Если вы – иностранец и решили осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Казахстан, то в этой статье мы подскажем, что нужно сделать для получения разрешения.
Все дальнейшие процедуры, включающие в себя получение разрешения на временное проживание, оформление ИИН (при необходимости) и получение разрешения на трудовую деятельность у физического лица, проводятся в Центре обслуживания населения (ЦОН).
Выдача разрешения на временное проживание
Иностранцы прибывшие в Казахстан имеют право нахождения до 30 суток без получения разрешения на временное проживание (РВП).
На срок свыше 30 суток (для работы, учёбы, лечения, бизнес-иммигрантам, а также с целью воссоединения семьи и миссионерства), оформляют РВП.
Для оформления РВП принимающее лицо – гражданин Республики Казахстан, иностранец и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Казахстан, ходатайствующие о приглашении иммигрантов в Республику Казахстан для временного проживания и (или) предоставляющие место для их проживания, обращаются в территориальные органы полиции.
Оформление ИИН для оплаты госпошлин
Для получения разрешения на трудовую деятельность необходимо найти работодателя на территории Республики Казахстан и заключить трудовой договор. Граждане Республик Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдова, Грузия и Украина имеют право осуществлять трудовую деятельность у физических лиц без получения выгоды. Граждане ЕАЭС (Россия, Кыргызстан, Беларусь, Армения) осуществляют трудовую деятельность на территории Республики Казахстан без получения разрешения на основании трудового договора.
Для оплаты государственной пошлины граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Грузии и Украины должны получить ИИН (индивидуальный идентификационный номер).
Получение разрешения на трудовую деятельность
Для получения разрешения на трудовую деятельность, Вам необходимо предварительно предоставить в ЦОН по месту пребывания:
— заявление о выдаче разрешения трудовому иммигранту;
— квитанции об уплате предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу (после сканирования возвращается услугополучателю);
— справки о медицинском освидетельствовании иностранца, подтверждающую отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности по избранной специальности (медицинская справка формы 075/у);
— справку о прохождении дактилоскопирования и фотографирования (при наличии сведений о получении трудового разрешения иммигрантом в течении предыдущего календарного года дактилоскопирование и фотографирование не производится);
— медицинская страховка (после сканирования возвращается услугополучателю);
— трудовой договор, составленный между работодателем и услугополучателем в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан в случае оказания проактивной государственной услуги «Выдача разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Республике Казахстан» (после сканирования возвращается услугополучателю).
Фото-, видео-, дактилоскопическую регистрацию можно будет пройти в ЦОНе или в оперативно-криминалистическом отделе полиции.
Медицинскую страховку также можно получить в ЦОНах, при наличии терминалов страховых компании.
Продление разрешения на трудовую деятельность
Продлить разрешение можно на срок до одного года.
Для продления разрешения необходимо обратиться в ЦОН по месту временного проживания на территории Республики Казахстан и предоставить:
— заявление о продлении разрешения трудовому иммигранту;
— квитанции об уплате предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу (после сканирования возвращается услугополучателю);
— ранее выданное разрешение трудовому иммигранту;
— трудовой договор, составленный между работодателем и услугополучателем в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан (после сканирования возвращается услугополучателю);
— медицинская страховка (после сканирования возвращается услугополучателю);
Также для продления разрешения на трудовую деятельность можно обратиться через портал электронного правительства по адресу: www.egov.kz:
Для продления разрешения через портал необходимо предоставить электронный запрос, удостоверенный электронной цифровой подписью услугополучателя и электронной цифровой подписью работодателя, давшего согласие на продление разрешения трудовому иммигранту.
Трудовой договор для граждан россии в казахстане
Правила осуществления трудовой и профессиональной деятельности иностранными гражданами
Правила осуществления трудовой и профессиональной деятельности иностранцев и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан за границей
Утверждены постановлением правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999 года №862
I. Общие положения
1. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
II. Порядок осуществления трудовой и профессиональной деятельности иностранцев и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан
3. Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан.
4. Иностранные граждане в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.
5. Порядок работы иностранного гражданина на территории Республики Казахстан определяется условиями контракта (трудового договора, соглашения), заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан между работодателем и иностранным гражданином.
6. Контракт (трудовой договор, соглашение) в обязательном порядке должен содержать в себе основные данные о работодателе и работнике, условия о предмете контракта, условия оплаты труда, рабочего времени и отдыха, о страховании жизни и здоровья, страховании от несчастных случаев на работе, об исполнении обязательств и ответственности сторон, о способах разрешения трудовых споров, о возврате работника к месту постоянного жительства за счет работодателя, о сроке действия и расторжения. Иные условия контракта определяются сторонами.
7. Работодатели обязаны получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы у центрального исполнительного органа, которое выдается в пределах установленных квот.
8. При принятии решения о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы центральный исполнительный орган руководствуется интересами государства по защите внутреннего рынка труда.
9. Наличие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, если:
1) эти лица входят в состав официальных дипломатических, консульских представительств и международных организаций;
2) эти лица находятся на учебе в средних специальных и высших учебных заведениях;
3) эти лица являются религиозными деятелями объединений, официально зарегистрированных в Республике Казахстан;
4) эти лица являются работниками иностранных средств массовой информации и аккредитованы в Республике Казахстан;
5) эти лица имеют вид на жительство в Республике Казахстан.
10. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдается на срок действия контракта (трудового договора, соглашения).
11 Работодатели должны предоставить уполномоченному органу по месту нахождения заявление на имя центрального исполнительного органа для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы с приложением необходимых документов.
12. К заявлению прилагаются:
1) список ввозимой иностранной рабочей силы в пяти экземплярах с подписью и печатью работодателя с указанием фамилии, имени и отчества, даты и года рождения, страны выезда, специальности и образования, должности, на которую приглашается в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником должностей, профессий и работ, применяемым в Республике Казахстан;
2) копии контрактов (трудовых договоров, соглашений) работодателя с наемными работниками;
3) медицинская справка исследования на ВИЧ международного образца.
13. На основании представленных документов уполномоченные органы по месту привлечения иностранной рабочей силы в срок не более двух недель выносят обоснованное заключение о возможности выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и направляют его вместе с представленными документами в центральный исполнительный орган.
15. Отказ в выдаче разрешения работодателю на привлечение иностранной рабочей силы может быть дан в случае:
1) непредставления требуемых документов;
2) несоответствия оформления документов условиям настоящих Правил.
16. Центральный исполнительный орган информирует Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Командующего пограничными войсками Республики Казахстан о выданных разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы.
17. При установлении международным договором или соглашением, участником которого является Республика Казахстан, иных правил перемещения рабочей силы применяются правила международного договора (соглашения).
18. Работодатель гарантирует вывоз иностранной рабочей силы по истечении срока контракта путем внесения гарантийного и залогового взносов.
19. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность согласно законодательству Республики Казахстан.
III. Порядок осуществления трудовой и профессиональной деятельности граждан Республики Казахстан за границей
20. Граждане Республики Казахстан, кроме лиц, находящихся на воинской службе, имеют право на трудовую деятельность за границей.
21. Граждане Республики Казахстан осуществляют трудовую деятельность за границей по собственной инициативе или в результате посреднической помощи по трудоустройству со стороны юридических или физических лиц.
22. Условия осуществления трудовой и профессиональной деятельности граждан Республики Казахстан за границей определяются в контрактах с работодателями в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
23. Ограничение выезда граждан Республики Казахстан за границу с целью осуществления трудовой деятельности допускается в случаях:
6) по иным основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан.
24. В случае расторжения или прекращения действия контракта (трудового договора, соглашения) работодатель обязан гарантировать возвращение гражданина Республики Казахстан к месту постоянного жительства.
Какие налоговые обязательства возникают при заключении трудового договора с гражданином России? (Т. Иванова, 15 сентября 2020 г.)
Какие налоговые обязательства возникают при заключении трудового договора с гражданином России?
(Т. Иванова, налоговый консультант, 15 сентября 2020 г.)
Трудовой договор с гражданином РФ заключен с 1 сентября 2020 года. До этого работал в другом предприятии на территории РК более двух лет, но выезжает в РФ (сдает квартиру в РФ) и поэтому раз в квартал проходит границу. Какие налоги нужно удерживать с его доходов в РК? Проживает в РК, ИНН есть.
Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора о ЕАЭС.
Трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Граждане стран ЕАЭС заключает трудовой договор с работодателями государства въезда (РК) на основании Договора о ЕАЭС и Трудового кодекса РК.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса признается физическое лицо, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов, которых находится в Республике Казахстан.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Налогового кодекса физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
Трудоустройство иностранцев из ЕАЭС: инструкция
Статус иностранных работников
Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:
Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:
В отношении же второй категории иностранцев действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Собственно, их прием на работу мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. Но есть некоторые нюансы.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.
2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.
3. Принимая на работу иностранца из ЕАЭС, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
4. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
5. Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.
6. Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Постановка на учет осуществляется в ГУВМ МВД России путем подачи уведомления по форме, утвержденной приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.
Как принять на работу иностранца из ЕАЭС
Принимая на работу таких сотрудников, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС при трудоустройстве граждане из стран ЕАЭС не должны предоставлять, а работодатель не обязан с них требовать:
Также работодатель не обязан:
Оформление трудовых отношений с иностранцами из ЕАЭС происходит в несколько этапов.
1. Получение с иностранного гражданина необходимого комплекта документов
В обязательный перечень документов входят:
2. Оформление трудовых отношений
На этой стадии происходит:
3. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина
Это уведомление нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Уведомление подается на каждого принятого на работу иностранца.
Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.