трудовой договор с директором продуктового магазина
Образец трудового договора с генеральным директором ООО
Составляется ли трудовой договор с генеральным директором
Появление необходимости в составлении трудового договора с директором хозяйственного общества зависит от статуса руководителя в контексте объема прав собственности на уставной капитал ООО. Здесь возможны следующие варианты:
1. Руководитель не является единственным собственником организации (либо не владеет долями в фирме вообще).
В этом случае собственники организации, наделившие директора полномочиями в соответствии с решением общего собрания, будут обязаны заключить с ним и трудовой договор. Осуществление полномочий директора — это труд на постоянной основе, и в РФ он должен осуществляться на базе норм ТК РФ, а значит, в рамках трудового договора.
2. Руководитель является единственным владельцем ООО.
В этом случае он вправе осуществлять руководство фирмой и без трудового договора. Законом не запрещено заключение соответствующего контракта, хотя это и не слишком приветствуется органами власти. Минфин, к примеру, считает, что в отсутствии 2 сторон трудовой договор не может быть заключен, и потому единственный учредитель фирмы не вправе нанять себя директором (письмо Минфина от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790). С Минфином согласен и Роструд (письмо от 06.03.2013 № 177-6-1).
Преимуществами заключения контракта могут быть, к примеру:
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы оформили трудовые отношения с директором. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Кто подписывает трудовой договор с директором в статусе учредителя
Если руководитель — единственный владелец ООО, то кто подписывает трудовой договор с генеральным директором такого юрлица?
По закону трудовое соглашение с руководителем ООО подписывает председатель общего собрания собственников, иное уполномоченное собранием лицо или же глава совета директоров (если он учрежден) либо уполномоченное советом директоров лицо (п. 1 ст. 40 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом если собственник у фирмы один, то он вправе участвовать от имени ООО в тех же правоотношениях, в которых стороной, представляющей фирму, выступает общее собрание (ст. 39 закона № 14-ФЗ).
Таким образом, если у организации — единственный собственник, то трудовой договор с директором (как вариант — с самим собой) заключает он. Делегировать данное полномочие, к примеру, директору по персоналу он не вправе. При этом если владелец фирмы заключает трудовой договор с самим собой, то в него нельзя включать положения, предписанные нормами, которые содержатся в главе 43 ТК РФ.
Если у фирмы несколько собственников, то договор директор заключает с главой собрания собственников (либо иными лицами в порядке, рассмотренном нами выше), которым при этом может быть избран сам нанимаемый директор, поскольку это не запрещено законом. В свою очередь, в контракте прописываются условия, предусмотренные положениями главы 43 ТК РФ.
На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, который у вас возникает в ходе заключения трудового договора. В этой ветке можно обсудить, например, как должна проходить процедура заключения трудового договора.
Изучим теперь то, каким образом, собственно, составляется договор, а также то, какая форма документа при этом используется.
Какая должна использоваться форма трудового договора с директором
Для заключения контракта с генеральным директором ООО образец формы, обязательный для всех типов хозяйствующих субъектов, не установлен законом (равно как и образец трудового договора с рядовыми сотрудниками). Однако типовую форму контракта, введенную в оборот законодательно, обязаны использовать, в частности, микропредприятия (ст. 309.2 ТК РФ).
Важно, чтобы в трудовом договоре с директором ООО присутствовали разделы, раскрывающие:
Порядок размещения указанных разделов в договоре значения не имеет. Но, как правило, он соответствует приведенной последовательности элементов соглашения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гендиректор — в полной мере материально ответственное лицо в соответствии со ст. 277 ТК РФ, ст. 44 закона № 14-ФЗ и постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Обстоятельства, исключающие полную материальную ответственность, перечислены в ст. 239 ТК РФ и п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52.
В контракт между фирмой и генеральным директором предполагается включение ряда примечательных формулировок. Изучим их в контексте небольших выписок из определенных разделов соответствующего трудового договора.
Выписка из трудового контракта с директором: на что обратить внимание
В разделе «Предмет трудового договора», как правило, указывается срок действия соглашения, а также обоснование заключения срочного договора.
Данная формулировка может звучать так:
«На основании ст. 59 ТК РФ по соглашению сторон настоящий договор заключен на 3 года. Период действия договора — с 17.03.2021 по 17.03.2024».
В соответствующей части трудового договора с директором ООО не должен фигурировать срок, превышающий 5 лет. Дело в том, что единоличный исполнительный орган ООО не может функционировать бессрочно, в то время как максимальная длительность срочного договора — 5 лет (п. 2 ст. 58 ТК РФ).
В том же разделе могут быть прописаны условия об испытательном сроке для директора. В этих целях в договоре могут присутствовать формулировки:
1. После заключения договора работник проходит испытание в целях подтверждения уровня квалификации, необходимого для исполнения обязанностей по занимаемой должности.
2. Срок испытания работника составляет 120 дней.
3. По истечении срока испытания работника, а также при отсутствии намерений со стороны работодателя либо работника осуществить действия, предусмотренные ст. 71 ТК РФ, испытание считается пройденным.
В разделе «Прочие условия» желательно прописать формулировки, устанавливающие для директора обязанности по обеспечению конфиденциальности той информации, которую он получает в ходе служебной деятельности.
Они могут звучать так: Работник обязан не допускать разглашения конфиденциальной информации и охраняемой законом тайны, доступ к которым он приобретает в ходе осуществления трудовой деятельности.
Где можно скачать пример трудового договора на должность директора
Скачать образец трудового договора с директором ООО вы можете на нашем сайте — по ссылке ниже.
Данный документ отражает те нюансы, что рассмотрены нами выше. При этом доступный на нашем сайте образец трудового договора с генеральным директором ООО предусматривает, что работодатель генерального директора — не он сам (как единственный учредитель), а другие лица.
Узнать больше о специфике заключения трудового договора с директором предприятия вы можете в статьях:
Итоги
Трудовой договор заключается с директором обязательно, только если он — не единственный учредитель организации. В этом случае достаточно наличия полномочий руководителя по решению единственного учредителя, в то время как трудовой договор заключается добровольно.
Ошибки в трудовом договоре с продавцом
Итак, в магазине — продавцы, у продавцов трудовой договор с магазином. Вроде бы всё в порядке. Оказывается, риск всё равно есть: ошибешься, и трудовая инспекция закроет магазин на три месяца. Чтобы такого не случилось с вами, мы попросили Анну Моргун рассказать о частых ошибках в трудовом договоре.
Санкции за ошибки в договоре
За договорами с сотрудниками следит трудовая инспекция, или, сокращенно ГИТ. Если на договор пожаловался продавец или инспектор заметил ошибки во время проверок, магазин ждут санкции.
Штрафы за нарушение трудового законодательства:
Разбирательства с инспекцией. Продавец вправе пожаловаться на магазин на что угодно: задержали зарплату, не отпустили в отпуск, требуют работать сверх обязанностей по договору. Всё это — повод для проверки магазина как работодателя.
Проблемы с увольнением. Трудовой договор помогает объяснить сотруднику условия и обязанности. Условия могут быть любыми: работа начинается в 8:00, перерыв на обед в 12:00, среди обязанностей — забота о цветах.
Если в договоре неправильно описаны условия, есть риск, что директор магазина не сможет уволить продавца.
В магазине одежды «Люкс-бутик» два продавца. По договору начало рабочего дня в 9:00.
Один из продавцов не успевал раскладывать одежду до открытия магазина, поэтому директор попросил приходить на полчаса раньше. Продавец на словах согласился, а сам приходил к девяти.
Даже если продавец устно согласился, согласие ничего не значит. Если директор попробует его уволить за опоздание, то не выйдет. Официально начало рабочего дня в девять, — значит, можно приходить в девять.
Увольнение — большая тема, и мы о ней еще поговорим. Самое важное в увольнении — причина, которую сотрудник не оспорит в суде, а для причины как раз нужны доказательства. Договор без ошибок помогает собрать доказательства для увольнения.
В статье рассказываю о частых ошибках из трудового договора, они же встречаются в должностных инструкциях. К должностной инструкции в Трудовом кодексе нет жестких требований, но если ссылаетесь на нее в трудовом договоре, здорово убедиться, что она без ошибок.
Обязанности общими словами
В любом трудовом договоре есть обязанности сотрудника. Обязанности — задачи, которые продавец должен выполнять в рабочее время.
Проблема в описании обязанностей. Чаще всего в договорах — общие формулировки, что-то вроде: «Продавец обязан добросовестно исполнять трудовую функцию». Вместо «продавца» можно поставить «водитель», «швея» или «бухгалтер», и фраза ко всем подойдет, а так не должно быть.
Директор «Люкс-бутика» прописал в договоре продавца: «Сотрудник обязан добросовестно исполнять трудовую функцию».
Для директора фраза означает, что продавец отвечает на вопросы клиентов, помогает подобрать одежду по цветотипу и предлагает аксессуары. Для продавца Елены «добросовестно» — это быстро принимать деньги за покупку, чтобы не создавать очередь, и не забывать выдавать чек.
В договоре нет требования помогать клиентам, поэтому директор не сможет уволить Елену только потому, что она не подсказывает клиентам, что выбрать, а читает фейсбук с телефона.
Чтобы избежать недопонимания с продавцом, советую описывать обязанности с конкретикой. В Трудовом кодексе запрета на такое нет.
Обязанности общими формулировками
Обязанности конкретными формулировками
Добросовестно исполнять трудовую функцию, возложенную на сотрудника трудовым договором
Отвечать на вопросы покупателей о выборе одежды
Предлагать покупателям свою помощь при выборе
Находиться в зале во время рабочего дня
Не использовать личный сотовый и планшет во время рабочего дня. Исключение — обеденное время
Отчитываться о проделанной работе и вести документацию
Сдавать письменные отчеты за прошлую неделю по понедельникам. В отчете — сумма продаж за неделю и распределение продаж по категориям. Формат — в приложении №1
Вот так обязанности продавца могут выглядеть в договоре:
Бывает, что в трудовом договоре обязанности описываются в нескольких пунктах, а подробности — в должностной инструкции. В Трудовом кодексе нет запрета на ссылку на инструкцию, поэтому ссылайтесь, если так удобнее. Главное, чтобы в одном из документов обязанности продавцов были с конкретикой.
Не все обязанности описаны в договоре
В обязанности продавца может входить разное: продавать, вести страничку магазина на Фейсбуке, одевать манекены в одежду из новой коллекции. Если обязанности есть в договоре и продавец его подписал, магазин вправе требовать эти обязанности.
Может быть такое: в трудовом договоре основные обязанности — всё, что связано с продажами. Допустим, ответы на вопросы покупателей или помощь с выбором пальто. А остальные обязанности — на словах.
Продавцы «Люкс-бутика» сами вели страницу магазина в фейсбуке: фотографировали и выкладывали платья, делали селфи с клиентами и писали посты. Продавцам такое нравилось, поэтому не возражали из-за дополнительной обязанности.
В магазин пришла новый продавец Елена. Она отказалась вести страницу: мол, с фейсбуком не дружит и ничего выкладывать не будет.
В трудовом договоре продавца нет обязанности вести соцсети, поэтому формально директор не вправе требовать от Елены заниматься СММ.
Если появились новые обязанности, есть два варианта: добавить обязанности в трудовой договор и подписать его или сделать допсоглашение к договору.
C допсоглашениями есть ограничение. Если написать, что продавец выполняет обязанности другого специалиста: юриста, бухгалтера или грузчика, это уже будет совмещением должностей, и за совмещение придется доплачивать, но это тема другой статьи.
Можно подписывать сколько угодно допсоглашений в год, это законно. Поэтому мой совет: появились новые задачи и директор договорился о них с сотрудником — подписывайте допсоглашение. Это быстрее, чем спорить с продавцом из-за обязанностей.
Нет графика работы или ошибки в часах
Одна из частых ошибок в трудовом договоре — отсутствие графика работы или ошибки в графике.
Нет графика. Я не знаю, почему график не всегда есть в договоре, но, как поняла из разговоров с магазинами, причина — в гибком графике. Сначала продавец работает два дня через два, а потом меняет смены и выходит два через три. Непонятно, как фиксировать.
Если график часто меняется, советую в трудовом договоре оставить фразу: «Продавец работает по графику, который описывает Приложение №1», а в приложении давать сам график. Смены продавца меняются — вы меняете описание, и в этом случае не нужно трогать трудовой договор.
Неважно, где описываете график — в договоре или приложении, на документах должны быть подписи: ваша и продавца.
Ошибки в графике. В Трудовом кодексе есть требования к графику работы, они действуют и для продавцов:
Чтобы было проще составить график, вот пример:
Как платить за работу в праздники — статья в «Деле»
За работу в праздники и выходные полагается двойная оплата. Бухгалтер вышел в воскресенье, он получает за день не три тысячи рублей, а шесть. Это примерный расчет, но принцип такой же. В правиле есть исключения.
Продавцы не получают двойную оплату за работу по субботам и воскресеньям. Смена по графику приходится на субботу, и магазин работает, у продавца — обычный рабочий день. Если планируете график и видите, что работа попадает на выходные, здорово предупредить продавца о стандартной оплате. Вдруг он не знает.
Запланированная переработка
По закону рабочая неделя длится 40 часов. Всё, что больше сорока часов, считается переработкой и оплачивается по двойному тарифу.
Час работы продавца Елены стоит 200 рублей.
Елена отработала положенные 40 часов в неделю — получает 40 * 200 = 8 000 рублей.
Если на этой неделе Елена работала 45 часов, она получает 8000 рублей за 40 часов нормы и 2000 рублей — оплата в двойном размере за 5 часов переработки.
Есть магазины, которые требуют больше рабочих часов, при этом не готовы за них платить. Часто встречаю: пять смен в неделю по 12 часов — это 60 часов. Кажется, если написать в трудовом договоре, что рабочая неделя — шестьдесят часов, доплачивать за переработку не придется. Это не так.
На сверхурочную работу можно вызывать при внезапных обстоятельствах: сменщица заболела или поставщик задержал доставку, поэтому магазин не успел провести учет. При этом сверхурочная работа должна укладываться в лимит: не больше 4 сверхурочных часов за два дня подряд и не более 120 часов в год.
Если нельзя сократить часы в смене и продавец готов к работе, есть способ не нарушать закон. Для этого есть правило «учетного периода». По трудовому кодексу рабочие часы можно считать не за неделю, а за месяц или даже год. Это и есть учетный период.
Правила учетного периода — тема отдельной статьи, пока вот самое главное. Допустим, магазин определяет учетный период — месяц. Теперь для него не действует лимит на 40 рабочих часов в неделю. Вместо этого магазин может взять часы всех недель в месяце, сложить и перераспределить внутри месяца как удобно.
В реальной жизни с расчетами всё сложнее, показываю принцип:
Директор «Люкс-бутика» хочет, чтобы в первую неделю месяца продавцы работали по 70 часов, при этом лимит за неделю — 40.
Чтобы избежать переработки, директор использует принцип учетного времени, и в качестве учетного времени взял месяц.
В октябре 184 рабочих часа. Это значит, что неважно, сколько часов продавцы отработают в какую-то неделю, важно, чтобы за месяц набежало не больше 184 часов. Выходит, продавцы могут отработать в первую неделю месяца 70 часов.
В трудовом договоре условие об учетном периоде может звучать так:
Правило учетного времени вправе использовать любая компания: магазин, аптека или пиццерия. В Трудовом кодексе ограничений нет.
Премия есть, а положения и приказа нет
Если в трудовом договоре с продавцом есть пункт о премиях, у магазина должен быть документ, где об этом говорится. Такие документы называются «внутренними локально-нормативными актами». Обычно это положение о премии.
В положении — как считается премия, за что выплачивается и когда. Допустим, в «Люкс-бутике» премия зависит от выполнения плана продаж. Продавец выполнил план на 100% — премия 10 000 рублей, на 80% — 8000 рублей, на 70% — 7000 рублей. В положении о премиях директор указывает эти условия.
Чтобы бухгалтерия выдала премию сотруднику, понадобится еще один документ — приказ. На каждого сотрудника директор готовит приказ о премии:
Еще статьи о сотрудниках:
Бесплатный зарплатный проект в Модульбанке
Зарплата на любые карты в 1 клик и без комиссии
Короче
Частые ошибки в трудовом договоре
Обязанности общими словами
Обязанности не прописаны в договоре
Нет графика работы или ошибки в часах
Премия есть, а положения и приказа — нет
Какие документы проверить
Допсоглашение на новые обязанности
Прложение и приказ о премии
200 000 ₽
возможный штраф за ошибку в трудовом договоре
Кто такой директор по рознице и как им стать
Директор по рознице — это специалист, который может наладить процессы в ретейле и добиться от магазина эффективно развития с быстрым выходом на прибыль. Профессия востребована, ведь оборот розничной торговли в России в 2020 году составил 33,555 трлн рублей, и это несмотря на пандемию. Зарплаты, судя по открытым данным на HeadHunter, составляют 100-200 тыс. руб. для региональных управляющих и еще больше для директоров сетей и кластеров.
Что должен знать управляющий розницей
Высшего образования по специальности современному директору по рознице недостаточно. Вот чему учат на курсах повышения квалификации:
Способы отраслевого маркетингового анализа, с упором на особенности ретейла, источники получения данных, методы систематизации информации.
Типы поведения покупателей, анализ целевых клиентских групп.
Аудит процессов компании, разработка и внедрение стратегии развития магазинов.
Особенности и различия между управлением магазином и управлением сетью.
Управленческие, организационные, маркетинговые, финансовые ошибки и как их избежать.
Инструменты управляющего: регламенты, бюджет, персонал, технологии.
Методы анализа эффективности техники продаж. Приемы стимулирования продаж для увеличения среднего чека. Цены, скидки, промо-акции
Особенности мерчандайзинга — правила выкладки, создания атмосферы с помощью цветового и звукового оформления.
Оптимизация издержек: на чем можно и нельзя экономить.
Виды материальной и нематериальной мотивации для персонала. Грейдирование, KPI.
Построение бизнес-процессов в рознице. Категорийный менеджмент.
Чем занимается директор по рознице
Ключевой показатель эффективности управляющего розничными магазинами — выход на плановые показатели по выручке и EBITDA. Хорошо, если вы будете постоянно оптимизировать бюджет на персонал, снижать уровень списания и выполнять KPI по розничному товарообороту, среднему чеку, выручке с квадратного метра.
Это стандартный перечень обязанностей руководителя:
Управлять розничными продажами, офлайн и онлайн. Формировать ассортиментную матрицу. Открывать новые торговые точки, развивать их до уровня окупаемости. Настроить систему мониторинга ключевых показателей развития магазинов.
Планировать и организовывать мероприятия по развитию торговых точек, созданию новых товарных категорий. Оптимизировать товарное позиционирование, перестраивать, при необходимости, магазины.
Разработать план продаж и KPI сотрудников. Внедрить систему отслеживания показателей. Создать систему материальной и нематериальной мотивации персонала.
Наладить систему отбора персонала, сформировать кадровый резерв — самостоятельно или с помощью HR-департамента, в зависимости от особенностей компании. Управление персоналом: развитие, наставничество, коучинг, разработка мотивационных программ.
Контролировать выполнение стандартов сервиса обслуживания.
Проводить маркетинговый анализ для магазинов, определять целевые клиентские группы, составлять типологию посетителей. Менять стратегию развитию в соответствии с результатами анализа.
Формировать аналитическую отчетность для топ-менеджеров или гендиректора. Использовать несколько видов статистики, проверять данные.
Выстроить эффективные коммуникации с другими отделами — финансы, закупка, снабжение, склад. Работать с поставщиками, настроить систему приема, реализации и возврата товара.
Стимулировать продажи с помощью маркетинговых и рекламных акций, учитывая аудиторию магазина.
Навыки и качества
Управляющий розничными магазинами — это человек с хорошо развитыми управленческими и лидерскими навыками. Он должен уметь управлять процессами и людьми, это главная компетенция.
Смотрите также: Мотивация отдела продаж. Формируем систему оплаты.
Пригодятся и сильные аналитические способности. Директор по рознице должен ежедневно работать с большим объемом информации и уметь быстро принимать решения.
Даже в крупных магазинах и сетях может быть небольшой штат HR, поэтому адаптация нового персонала тоже ложится на плечи управляющего. Придется заниматься и повышением мотивации подчиненных, поддерживать их и вести за собой. Пригодится хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Директор по рознице должен уметь работать автономно, быть самостоятельным. Не ждать поручений, а планомерно выстраивать бизнес-процессы, которые сделают магазин прибыльным.
Важно быть активным и постоянно генерировать идеи, выстраивать гипотезы и проверять их на практике. Разберитесь в методах генерации сильных идей и применяйте их на практике.
Требования к образованию и опыту работы
Стандарт в требованиях к управляющему розничными магазинами — высшее образование. Как правило, нужно или техническое, или экономическое.
Судя по опубликованным на HeadHunter вакансиям, для замещения должности нужно проработать директором по рознице или его заместителем в течение трех-пяти лет, а вот общий опыт работы в ретейле требуется больше — от пяти до десяти лет. Желательно, чтобы вы работали в том же продуктовом секторе, где и будущий работодатель.
Пригодятся и дополнительные курсы. Как минимум стоит пройти такие:
Повышение квалификации для директоров по рознице.
Курсы по брендингу, маркетингу и рекламе.
Для крупных корпораций желательно законченное MBA.
Плюсом будет сертификат, подтверждающий владение Excel и 1С: Управление торговлей.
Приглашаем на авторский курс для директоров по рознице
На курсе подробно рассказываем, как организовать работу розницы, реагировать на меняющиеся условия и эффективно выстраивать процессы. В программе — чек-листы для проверки действий, инструкция, как разработать план оптимизации и стратегию предприятия. Отдельное занятие посвящено открытию нового магазина.
Лекции подготовлены с учетом специфики бизнеса в России и странах бывшего СНГ. Участники обучения узнают, как сформировать стратегию торгового предприятия, избежать типичных ошибок, стимулировать продажи и быстро вывести магазин на прибыль.
Курс «Директор по рознице» → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления