туристический налог турция 2021
Сколько придется дополнительно заплатить туристам в отелях Турции в следующем году
В Турции не передумали брать налог на проживание с туристов. Однако его ставку снова изменили. Как налоговое новшество отразится на стоимости отдыха на турецких курортах, рассказали эксперты.
ФИКСИРОВАННАЯ СТАВКА БЕЗ ЛЬГОТ
Турецкие законодатели вновь изменили формат налогообложения туристической отрасли. Первоначально планировалось собирать налог в размере 1-2% только с оборота объектов размещения.
Потом поступило предложение ввести дифференцированную ставку налога – от 6 до 12 турецких лир за ночь, в зависимости от категории объекта размещения, и собирать налог уже с постояльцев отелей. Но и от этой идеи под давлением отельеров было решено отказаться.
14 ноября парламент Турции принял в первом чтении закон, который вводит новый, третий по счету вариант налогообложения. Все постояльцы гостиниц, мотелей, санаториев и пансионатов, гостевых домов, апарт и бутик-отелей будут платить «налог на проживание» в размере 2% от стоимости размещения. Скидок на детей нет. То есть, например, плюс к туру стоимостью 200 тыс. р. на семью туристам придется заплатить еще 4000 рублей «налога на проживание»
Закон предусматривает, что президент страны имеет полномочия по повышению или снижению ставки налога в два раза, или может сделать ее дифференцированной в зависимости от сезона или категории объектов размещения. Как сообщили «Вестнику АТОР» представители турецких DMC-компаний, закон о налоге на проживание уже вступил в силу.
НЕ ТАК КАК В ЕВРОПЕ И РОССИИ
Новый налог снова оказался неожиданным для турецких отельеров. По заявлениям гостиничных ассоциаций Турции, налог на проживание «нелогичен» и не соответствует международной практике.
Во-первых, в европейских странах аналогичный туристический налог взимается только со стоимости проживания. В Турции под налогооблагаемую базу попадает не только размещение, но и все другие опции в отеле (еда, напитки, развлекательные услуги, бассейн, SPA ). Подобное, как отмечают, отельеры, применяется впервые в мировом гостиничном секторе.
Во-вторых, в Европе туристические налоги обычно собирают муниципалитеты, которые направляют эти средства на развитие местной инфраструктуры. Например, по такой схеме собирается курортный сбор в трех регионах России. В Турции налог на проживание будет идти в государственный бюджет, муниципалитеты этих денег не увидят. К тому же не заявлено, на какие цели турецкое правительство будут расходовать поступления от туристического налога – то есть он не целевой.
В-третьих, налог на проживание в Европе практически всегда варьируется в зависимости от локаций и сезонности. Как правило, в низкий сезон ставка снижается на 50%. Или сумма налога в менее посещаемых регионах меньше, в то время как в популярных локациях туристы платят более высокую ставку налога.
В Турции все провинции и города уравнены, нет скидок в низкий сезон. Например, нет разницы, отдыхает ли туристы в более дорогой Анталье летом или в более демократичной по цене Аланье зимой.
ОТЕЛЬЕРЫ КРАЙНЕ ВОЗМУЩЕНЫ
Как поясняют представители турецких принимающих компаний, отельеры еще возмущены и тем, что,по крайней мере в сезоне-2020, им фактически придется платить налог на проживание за туристов из «своего кармана».
Контрактинг на 2020 год закончен, клиенты по акции раннего бронирования покупают туры, куда входит и проживание. Изменить в одностороннем порядке прайсы на сезон-2020 отельеры уже не могут, а закон не подразумевает оплаты налога туристом на месте лично. Отель должен прибавлять сумму налога к стоимости своих услуг централизованно, а не собирать ее постфактум по отдельной налоговой ведомости.
О том, что отельеры не успели предупредить туроператоров и клиентов о новом налоге, их отраслевые ассоциации заявили в открытом письме министру туризма и культуры Турции. Представители гостиничного бизнеса просят отсрочки введения налоговой новинки до 2021 года.
НАЛОГ ПОЧУВСТВУЮТ БЮДЖЕТНЫЕ ТУРИСТЫ
Надеются они и на то, что президент Эрдоган воспользуется своим правом и снизит ставку налога в два раза, до 1%.
Как предупреждают эксперты, в любом случае налог скажется на бюджете туристов, особенно тех, кто проживает в эконом-отелях.
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.
Новые правила въезда в Турцию для иностранных туристов
В циркуляре, подготовленном Министерством внутренних дел в рамках мер по борьбе и профилактике вируса COVID-19 и предотвращения ввоза в Турцию нового штамма, указаны новые правила въезда в страну иностранных туристов.
Новые правила, указанные в настоящем циркуляре, вступили в силу 04 сентября 2021 года.
· Граждане, посетившие за последние 14 дней Бразилию, Южную Африку, Непал и Шри-Ланку должны при въезде в Турцию предоставить отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до въезда в страну. Кроме того, данные граждане будут помещены на 14-ти дневный карантин в местах, обозначенных местной администрацией провинций места прибытия.
· Граждане, посетившие за последние 14 дней Бангладеш, Индию и Пакистан должны при въезде в Турцию предоставить отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до въезда в страну. Лица, имеющие сертификат вакцинации и прошедшие 14-ти дневный период после получения второй дозы вакцины, освобождаются от помещения на 14-ти дневный карантин. Лица, не имеющие сертификат вакцинации будут помещены на карантин.
· Граждане остальных стран, включая граждан Российской Федерации, при въезде в Турецкую Республику на всех пограничных пунктах (сухопутных, воздушных или морских) могут предоставить сертификат о вакцинации и прошедшие 14-ти дневный период после получения второй дозы вакцины, либо предоставить справку о перенесенном заболевании COVID-19 в течении последних 6 месяцев. У лиц, предоставивших данные документы не будут требоваться предоставление отрицательного результата ПЦР-теста и справки о наличии антител.
· Граждане остальных стран, включая граждан Российской Федерации, при въезде в Турецкую Республику на всех пограничных пунктах (сухопутных, воздушных или морских) не предоставившие сертификат о вакцинации и справки о перенесенном заболевании COVID-19 в течении последних 6 месяцев, должны будут иметь отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до въезда либо результат о наличии антител, сделанного не ранее, чем за 48 часов до въезда в страну.
· Дети до 12 лет при въезде в Турцию освобождаются от предоставления сертификата о вакцинации, отрицательного результата ПЦР-теста и справки о наличии антител. Дети, кому уже полные 12 лет и выше, при въезде в Турцию должны иметь отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до въезда либо результат о наличии антител, сделанного не ранее, чем за 48 часов.
Правила въезда в Турцию для россиян в 2021 году
Этот материал обновлен 17.09.2021.
Турция открыта для путешественников из России.
Расскажу подробно, какие требования к документам предъявляет страна и какие ограничения для туристов здесь действуют.
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Какие документы понадобятся для въезда
Отрицательный результат теста на коронавирус. Турция принимает ПЦР- и антиген-тесты. ПЦР-тест сдают в течение 72 часов до прибытия в страну. Антиген-тест — в течение 48 часов.
Справка о перенесенном за последние полгода коронавирусе. При условии, что положительный результат теста турист получил минимум 28 дней назад. В консульстве сообщили, что подойдет сертификат, который скачивают на портале госуслуг.
Что еще нужно знать. Детям до 12 лет сдавать тесты на коронавирус и делать сертификат о вакцинации не нужно. Дети старше 12 лет перед поездкой в Турцию должны сдать ПЦР- или антиген-тест.
Транзитным пассажирам никакие справки не нужны, если их не требует страна назначения.
Туристов, которые въезжают в страну со справкой о болезни или сертификатом о вакцинации, могут все-таки попросить пройти ПЦР-тест по прибытии. В каких именно случаях, власти не уточняют. Если анализ покажет положительный результат, их отправят на 14-дневную самоизоляцию, а на десятый день обяжут сдать анализы повторно. Если выявят индийский штамм коронавируса, карантин снимут на 14-й день без повторного теста.
Какие еще документы нужны
Какие ограничения действуют в Турции в сентябре 2021 года
С 6 сентября в Турции ужесточили ограничения. Сертификат о вакцинации, перенесенном коронавирусе или отрицательный ПЦР-тест начали требовать при посадке на внутренние рейсы, в поезда, междугородние автобусы. В посольстве России в Турции сообщили, что эти правила распространяются и на путешественников. Срок действия ПЦР-теста — 72 часа, антиген-теста — 48 часов. Если турист въехал в Турцию с отрицательным тестом, а справка уже недействительна, для путешествия внутри страны придется получить новую.
Местным жителям подтверждение перенесенного коронавируса, сертификат о вакцинации или отрицательный тест понадобятся еще для посещения концертов, театров и кинотеатров. Распространяется ли это требование на туристов, пока неизвестно.
Турция ввела обязательный налог на проживание для туристов
Президент Турции Эрдоган подписал закон о введении в стране «налога на проживание». Соответствующий текст распоряжения опубликован на государственном портале Resmi Gazetе. Росконтроль выяснил, что это значит для российских туристов.
Согласно документу, за проживание в отелях Турции будет браться 2% налог. Новое правило вступит в силу с 1 апреля 2020 года. В постановлении отмечается, что оно направлено не на туристов, а на все объекты размещения, включая отели на курортах.
В частности, отели будут платить налог как с цены размещения постояльца, так и с оказываемых ему услуг, включая питание, бассейн и иные развлечения.
Как подарить на Новый год путешествие мечты?
Но надо понимать, что гостиницы не станут работать себе в убыток и возместят расходы все-таки за счет туристов. Вероятно, что стоимость проживания в отелях возрастет минимум на эти 2%, которые уже заранее будут включены в стоимость.
Впрочем, туроператоры не прогнозируют сильного роста цен.
Пресс-служба туроператора ANEX Tour:
Туристический налог есть во многих странах, включая Италию, Испанию, Францию, Черногорию, Японию и даже в России есть курортный сбор. В данном случае появление подобного налога в отелях Турции вряд ли окажет влияние на турпоток и спрос на отдых в стране.
Что касается цен, значительно стоимость не увеличится. Предположительно, будут отели, которые уже включат в стоимость проживания данный налог. Также незначительно будут отличие в цене при бронировании туров по акции Ранее бронирование.
Сможет ли отель напрямую взять деньги с туриста?
Собирать налог с туристов отдельно в Турции нельзя. Если отели попробуют взимать налог непосредственно с постояльцев, например, предлагая оплатить налог «постфактум» при выезде из отеля, то они нарушат закон.
All inclusive по-китайски: в Китае придумали чем завлечь россиян
Есть ли разница между «курортным сбором» и «налогом на проживание»?
Пресс-служба туроператора ANEX Tour:
Курортный сбор, туристический налог или налог на проживание фактически может называться по-разному. Это зависит от системы налогообложения в каждой конкретной стране, в том числе и формат оплаты. Если мы говорим о Турции, то по факту турист не оплачивает этот налог на месте, поскольку налог включен в проживание. Иная ситуация в Италии или Испании, где каждый турист должен оплатить из расчета за каждую ночь сбор в зависимости от звездности объекта проживания.
Отметим, что подобная практика в виде налога на проживание в отеле действует достаточно продолжительное время в ОАЭ и Тунисе. По словам туроператоров, туристы к ним привыкли и знают о них еще до того, как прилетают в страну.
По данным Министерства культуры и туризма, только в октябре в отелях Турции было совершено суммарно 21,8 млн. ночевок. Больше всего туристы провели ночей в Анталье, второй в списке Стамбул, замыкает тройку — провинция Муула (Мугла).
Справка “Налоговая система в Турции”
Налоговый режим в Турции является важной составной частью экономики страны и может быть разделен на 3 главные категории:
Налоги на доходы, такие, как подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций
Косвенные налоги, такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), специальный налог на потребление (ЦTV), налог на банковские и страховые операции или гербовый сбор
Налоги на благосостояние, такие, как налог на собственность или налог на получение наследства и налог на подарки
В Турции налоги на доходы взимаются с доходов, полученных как внутри страны, так и за ее пределами физическими лицами и корпорациями, являющимися резидентами Турции. Нерезиденты, получающие доходы в Турции посредством занятия трудовой деятельностью, владения собственностью, занимающиеся предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, являются также объектом налогообложения, но только с доходов, полученных в Турции.
Обязанность по уплате налогов физическими лицами имеет отношение: к доходам, связанным с торговлей или предпринимательской деятельностью, ведущейся на постоянной основе, к зарплате, полученной за выполненную работу в Турции, к доходам, связанным со сдачей внаем недвижимого имущества в Турции, к процентам от полученного в Турции дохода и к доходам от продажи патентов, авторских прав и других различных нематериальных активов.
Персональный налог на доходы физического лица (подоходный налог) варьируется от 15% до 40%.
С целью налогообложения, компании группируются как на акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью, так и на персональные компании (товарищества с ограниченной ответственностью и простые товарищества). Корпоративный налог взимается с вышеуказанных компаний.
Государственные предприятия и организации, находящиеся в ведении местных властей, являются также плательщиками корпоративного налога.
Подпадает ли компания под полную или ограниченную обязанность по уплате налога, зависит от того, является ли компания резидентом Турции или нет.
Компания, чье постоянное местопребывание или местонахождение администрации установлено в Турции (компания – резидент), будет иметь полную обязанность по уплате налога; в этом случае налог взимается с прибыли, полученной как внутри страны, так и за ее пределами. Если компания нерезидент ведет свою деятельность через свое отделение или совместное предприятие, она будет иметь ограниченные обязанности по уплате налога; т.е. будет являться предметом налогообложения на доходы, полученные за определенный год на территории Турции.
Если компания не присутствует в Турции, удерживание налога будет происходить с полученного дохода; например, за услуги, оказанные на территории Турции. Однако, если существует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, то в этом случае могут применяться уменьшенные ставки по удержанию налога.
Базовый налог с доходов компаний, ведущих предпринимательскую деятельность в Турции, составляет 20% (Законом № 5520 от 21.07.06г. налог с доходов компаний был уменьшен с 30 % до 20 %).
Взимание налога с дивидендов, получаемых как турецкими, так и иностранными акционерами, осуществляется по ставке 10%.
Для компаний резидентов налог взимается с доходов, полученных как внутри страны, так и за границей, но на уплату налогов с дохода, полученного за границей, предоставляется кредит (до ставки корпоративного налога на доходы, существующей в Турции, т.е. 20%).
Корпорациям предлагается уплачивать Авансовый корпоративный налог с дохода (Advanced Corporate Tax), основанный на доходах, получаемых поквартально, по ставке 30%. Авансовый корпоративный налог с дохода, уплаченный в течение налогового года является альтернативой обязанности уплаты первоначального корпоративного налога на доходы компании.
В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, турецкие компании обязаны формировать первый и второй уровень законных резервов (first and second level legal reserve) из полученных доходов. Эта обязанность не относится к отделениям компаний).
Акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью обязаны ежегодно предоставлять в резерв первого уровня 5% от чистой прибыли. Предел первого уровня законного резерва составляет 20% от оплаченного капитала. Второй уровень законного резерва составляет 10% от прибыли, распределенной после образования первого уровня легального резерва и минимальной выплаты дивидендов (5% от оплаченного капитала).
В отношении формирования второго уровня легального резерва, предела не существует, и он аккумулируется каждый год.
В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, в том случае, если легальные резервы достигли уровня 50% оплаченного капитала, они должны быть использованы на покрытие убытков или на поддержание деловой активности в случае ухудшения экономических условий или с целью предотвратить безработицу, а также противостоять негативным последствиям, связанным с безработицей.
Как правило, корпоративный налог с дохода рассчитывается на базе календарного года. Однако компании могут установить любой 12-месячный фискальный период, удобный для ведения своего бизнеса, что должно быть одобрено Министерством финансов Турции.
Компании, имеющие свое местонахождение и месторасположение администрации за пределами Турции, но учрежденные в Турции в форме отделения, являются предметом налогообложения доходов, полученных от постоянной организации, расположенной в Турции.
Налогообложение международных операций
В Турции предусмотрен тщательный контроль за деятельностью иностранных компаний. Законодательство о защите турецкой лиры требует от иностранных инвесторов в Турции постоянно информировать власти о своей коммерческой, финансовой деятельности, приобретении имущества, покупках, продажах и т.д. Специально оговаривается, что действующие в стране агентства и представительства компаний и лиц, проживающих вне Турции, свои доходы, полученные в Турции, могут переводить через банки и специализированные финансовые компании только после выполнения своих налоговых обязательств, т.е. вычета из указанных доходов сумм налогов и сборов.
Представители иностранных лиц в Турции, проживающих за границей и являющихся налогоплательщиками согласно турецкому законодательству полностью ответственны за этих лиц в налоговом плане перед властями. Отсутствие указанных лиц в Турции не освобождает их представителей в стране от задолженности по налогам.
Согласно ст. 9 «Закона о налоге с корпораций», в тех случаях, когда штаб-квартира, предприятие, официальное бюро, деловой центр и т.д. не находятся в Турции, однако должны выплатить властям указанный налог. Министерство финансов, с целью гарантированного обеспечения выплаты названного налога, может обязать произвести оплату тех лиц, которые имеют отношение к данной выплате.
С точки зрения нерезидентов, множество платежей, осуществляемых за границу, включая такие, как платежи за оказание профессиональных услуг и технической помощи, гонорары и суммы арендной платы, являются объектом взимания налога по ставкам, которые варьируются от 10% до 25%. В этом отношении страны, имеющие с Турцией соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, имеют значительные преимущества.
Турция подписала такие соглашения с 60 странами, и инвесторы из этих стран могут пользоваться преимуществом по сокращению взимаемых налогов.
Странами, с которыми Турция заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и которые действуют по состоянию 01.01.2007 года, являются:
Албания, Алжир, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бангладеш, Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Китай, Дания, Египет, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Индия, Индонезия, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Киргизия, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Румыния, Россия, Саудовская Аравия (только в отношении воздушных перевозок), Сингапур, Словакия, Словения, Южная Корея, Испания, Судан, Швеция, Сирия, Турецкая Республика Северный Кипр, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Туркменистан, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Узбекистан.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Существует еще так называемый “противоположный механизм уплаты НДС с расходного счета”, который применяется при расчете НДС компаниями резидентами по платежам за границу. В соответствии с этим механизмом НДС рассчитывается и уплачивается в соответствующий налоговый орган турецкой компанией от имени иностранной компании. Местная компания использует этот НДС как ”приобретенный НДС” и возмещает его в этом же месяце. Уплата такого НДС не создает налогового бремени для турецких компаний и компаний нерезидентов.
Специальный налог на потребление
Специальный налог на потребление (сокращенное название на турецком языке – “ЦTV”) был введен в августе 2002 года путем упразднения 16 различных косвенных налогов и сборов с целью приведения прямой системы налогообложения в соответствие с директивами Европейского Союза.
В отличие от НДС, взимаемого при каждой поставке, налог “ЦTV” начисляется один раз.
Существует, главным образом, 4 различных группы товаров, которые подпадают под действие налога “ЦTV”. Налоговые ставки на эти товары исчисляются в абсолютных величинах. К таким товарам относятся:
Нефтепродукты, натуральный газ, смазочное масло, растворители и производные от них
Автомобили и другие транспортные средства, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты
Табак и табачные изделия, алкогольные напитки
Товары, относящиеся к категории “люкс” (предметы роскоши)
Налог на банковские и страховые операции
Банки и страховые компании освобождены от уплаты НДС, но подвержены взиманию налога на банковские и страховые операции в размере 5% от прибыли банков по процентам от займов или, например, банковским операциям. Покупка банками или страховыми компаниями товаров и услуг облагается НДС, но это рассматривается как расход для целей возмещения.
Гербовый сбор применяется к широкому спектру документов, включая контракты, соглашения, долговые расписки, аккредитивы, гарантийные письма, финансовые заявления, анкеты и т.п. Гербовый сбор взимается в процентах от цены документа и варьируется от 0,15% до 0,75%. В том случае, если документ не имеет выраженной монетарной цены, гербовый сбор будет исчисляться по единой установленной ставке.
Гербовый сбор уплачивается сторонами, которые подписывают документ Предметом оплаты гербового сбора является каждая копия подписанного документа или соглашения.
Налоги на благосостояние
Налоги на недвижимость
Налог при покупке недвижимости в Турции составляет 3% от стоимости, указанной в свидетельстве о собственности (в среднем 500-1000 евро), который оплачивается покупателем при получении такого свидетельства (Тапу).
Налог на полученную прибыль с продажи недвижимости.
Если физическое лицо было собственником недвижимости менее 5 лет, оплачивается налог на прибыль (разница между стоимостью объекта, указанной в Тапу и переоцененной стоимостью, утвержденной местными властями). Если прибыль не более 6 000 турецких лир, размер налога составляет 20% и увеличивается до 45 %, если прибыль составляет более 140 000 турецких лир.
Если физическое лицо было собственником недвижимости в Турции более 5 лет, данный налог не платится.
Если собственником является юридическое лицо, налог на полученную прибыль с продажи недвижимости в Турции составляет 20% независимо от размера полученной прибыли.
Налог на доход от сдачи недвижимости в аренду.
Турецкое законодательство предусматривает налогообложение для физических лиц в зависимости от суммы получаемой прибыли.
Если годовой доход собственника от сдачи жилой недвижимости в аренду не превышает 2 300 турецких лир, данный налог не взимается.
Если доход превышает 2 300 турецких лир, размер налога изменяется от 20% до 45% в зависимости от дохода. Для коммерческой недвижимости необлагаемый налогом доход составляет 14 000 турецких лир.
Для юридических лиц размер налога составляет 20%.
Ежегодный налог на недвижимость. Для расчета ежегодного налога на недвижимость в Турции используется стоимость, указанная в Тапу.
Ежегодный налог с жилой недвижимости составляет 0,2%; с коммерческой недвижимости 0,4%; с сельскохозяйственных участков 0,2%; с участков земли, имеющих разрешение на строительство коммерческих объектов 0,6 %.
На сегодняшний день сумма налога в среднем составляет: для квартир – 50-60 евро в год; для вилл – 100 евро в год.
В первые 4 года покупатель освобождается от уплаты ежегодного налога на недвижимость.
Налог на получение наследства и налог на подарки
Предметы, полученные в качестве подарков или путем получения наследства, являются предметом налогообложения по ставкам от 1% до 30% от их оценочной стоимости. Налог на получение наследства, уплаченный в иностранном государстве, вычитается из налогооблагаемых активов. Налог на получение наследства уплачивается в трехлетний период двумя платежами в год.
Налог на охрану окружающей среды
Муниципалитетам разрешено собирать налог на охрану окружающей среды как взнос, направленный на финансирование оказания некоторых видов услуг, например, сбора мусора. Этот налог взимается по фиксированной шкале, в зависимости от месторасположения дома или офиса и указывается в счете за расходование воды и уплачивается теми, кто проживает в этом доме или занимает этот офис.
Механизм взимания и удержание налога
В соответствии с системой налогообложения, существующей в Турции, некоторые налоги собираются путем удержания налога у налогоплательщика с целью обезопасить собираемость налогов. Так, удерживается налог с заработной платы служащих, платежи, производимые землевладельцам за аренду, с оплаты за оказание индивидуальным резидентам независимых профессиональных услуг, а также с гонораров, оплаты лицензий и услуг, оказанных нерезидентам. Компании в Турции несут ответственность за удержание таких налогов и должны заявлять об этом в своих налоговых декларациях.
Исполнительными государственными учреждениями в налоговой системе Турции являются местные финансовые инспекции («дефтер-дарлык») и налоговые управления («вергида-ирс»), учреждаемые Генеральным управлением государственных доходов Министерства финансов в количестве, определяемом числом налогоплательщиков. Деятельность их регулируется «Законом о порядке сбора налогов», в котором основополагающим принципом налогообложения является регулярная выплата налоговой суммы, размер которой основывается, в принципе, на поданой налогоплательщиком в налоговое управление в письменном виде налоговой декларации.
Механизм сбора налогов более всего налажен и распространен в крупных городах страны, где действует основной контингент налогоплательщиков. Как правило, в ведение местного налогового управления входит сбор подоходного налога; налога на корпорации; налога на добавленную стоимость: на наследование имущества; на транспортные средства; гербового налога, сбора при оформлении документов.
В дополнение к этим традиционным видам налогов и сборов налоговые управления ныне обязаны следить за отчислениями в Фонд развития и поддержки оборонной промышленности, Фонд поощрения социальной взаимопомощи и солидарности, фонд поддержки подмастерьев, и др. Налоговые управления занимаются также вопросами возврата налога лицам наемного труда, налога на добавленную стоимость и т.д. В крупных городах на одно налоговое управление приходится примерно 25 тыс. плательщиков налогов.
В настоящее время по настоянию МВФ правительство Турции проводит интенсивную работу над проектом нового закона о подоходном налоге. Предполагается передать проект такого закона на утверждение в Парламент страны до конца мая 2009 года.
В Законопроекте, в частности, предусматривается упразднение некоторых видов налогов, в том числе налога на наследство, налога, взимаемого с ремесленников, продающих свои товары без открытия магазина. Также подлежит отмене налог с лиц, предоставляющих услуги по ремонту, покраске, чистке и т.п. без открытия мастерской.
В проекте закона предусмотрен строгий контроль за доходами, и, особенно, за расходами налогоплательщиков. С налогоплательщиков, чьи расходы сильно превышают их доходы, будут требовать объяснения.
В законопроекте также предусматривается снижение ставок подоходного налога. Так, самая низкая ставка в 15% будет уменьшена до 10%, а самая высокая, составляющая сейчас 35%, будет снижена до 25%.
В случае утверждения Парламентом проекта нового закона о подоходном налоге, он вступит в силу с 1 января 210 года.