в делении предложения бывают простыми сложными и сложносочиненными допущена такая ошибка как
Дихотомическое деление.
понятие не-А. Например, все современные государства. (А) по социально-политическому строю можно разделить на социалистические (В) и несоциалистические (не-В): А ==В+-В.
Поскольку каждое положительное понятие имеет соответствующее ему отрицательное понятие, с которым оно находится в отношении противоречия, постольку в каждом родовом понятии можно выделить одно видовое понятие и понятие, которому не присущ видообразующий признак первого. Например, в понятии «животное» (А) можно выделить видовое понятие «млекопитающее» (В) с видообразующим признаком «иметь молочные железы» и понятие млекопитающее» (В), в содержании которого этот признак отсутствует.
Дихотомическое деление может не ограничиваться одним только актом. В объеме отрицательного понятия (-В) может быть выделен вид второго порядка (С) и противоречащее ему понятие (-С), не содержащее видообразующего признака С, и т.д. Например, разделив объем понятия «современное государство»(А) на социалистические (В) и несоциалистические (-В), мы можем затем понятие «несоциалистические государства» (-В) разделить на капиталистические (С) и некапиталистические (-С) и т.д.
Столь широкое применение дихотомии в науке объясняется ее преимуществами перед делением по видоизменению признака. Так, в дихотомии нет необходимости перечислять все виды делимого понятия: в процессе дихотомического деления выделяется лишь один вид, а затем путем его отрицания образуется понятие, в которое включаются все остающиеся виды. Члены дихотомического деления исключают друг друга, а их объемы в сумме полностью исчерпывают объем делимого понятия.
Предмет может или обладать определенным признаком или не обладать им, между двумя противоречащими понятиями не может быть ничего • третьего. Любой предмет может мыслиться только в. объеме одного из противоречащих объему делимого понятий. Члены дихотомического деления, поэтому не могут быть пересекающимися понятиями.
Несмотря на эти преимущества, дихотомия имеет ряд недостатков. Дихотомическое деление дает знание о существенных признаках только незначительной части /делимого понятия, той части, которая выражается положительным понятием. Другая часть, выраженная отрицательным понятием, остается очень неопределенном, мы знаем о ней лишь то, что ей не присущ признак выделенного вида. Кроме того, во втором акте дихотомического деления в отрицательном понятии может мыслиться вид, выделенный нами в первом акте, что приводит к еще большей неопределенности. Например, в результате первого акта дихотомического деления понятие «современное государство» мы выделили вид «социалистическое государство» и путем отрицания его образовали член деления «несоциалистическое государство». Во втором акте, подвергнув дихотомии понятие «несоциалистаческое государство», мы получили члены деления «капиталистическое государство» и «некапиталистичаское государство».. Но в понятии «некапиталистическое государство» может мыслиться и выделенный нами в первом акте вид «социалистическое государство». Такое деление нельзя назвать четким и ясным, поэтому дихотомия чаще всего ограничивается первым актом.
Далее, если в первых актах дихотомического деления обычно легко установить наличие противоречащего понятия, то мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Объясняется это тем что в объективной действительности не существует резких разграничении между видами.
Эти недостатки ограничивают роль дихотомии в научном познании. Она используется лишь в качестве предварительного вспомогательного приема классификации.
Правила деления
Правильность деления достигается соблюдением определенных правил деления, нарушение которых ведет к ошибкам и, следовательно, к искажению действительных отношений предметов.
можно выразить следующей краткой формулой:
Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов: неполное деление и деление с излишними членами.
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1002 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
В делении предложения бывают простыми сложными и сложносочиненными допущена такая ошибка как
Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики.
Тест включает в себя 100 заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры.
Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся.
При оценке результатов теста можно использовать следующую систему:
• наука об умозаключениях и доказательствах;
• наука о правилах мышления;
• наука о формах и законах мышления;
• наука о формах и законах познания.
2. Формальная логика появилась:
• в эпоху Возрождения.
3. Формальная логика является:
4. Создателем логики считается древнегреческий философ:
5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:
• представляет собой абсурд;
• лишено всякого смысла;
• выражает пример классической нелепости;
• построено по форме: «Все A есть B».
6. Математическая или символическая логика появилась:
• тогда же, когда и традиционная логика;
• в начале нашей эры;
7. Интуитивная логика – это:
• совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам;
• стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления;
• теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе;
• полное искажение теоретической логики;
• ничто из перечисленного.
8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:
• слово или словосочетание;
10. Любое понятие имеет:
11. Любое понятие выражается в форме:
• слова или словосочетания;
12. Содержание понятия – это:
• совокупность всех объектов, которые оно охватывает;
• наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;
• то суждение, в котором оно может употребляться;
• слово или словосочетание, в котором оно выражается;
• объект, который оно обозначает.
13. Объём понятия – это совокупность:
• объектов, охватываемых этим понятием;
• всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;
• всех значений, которые могут в него вкладываться;
• наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;
• всех рассуждений, в которых оно употребляется;
• всех людей, которым известно это понятие.
Правила деления. Возможные ошибки
1. Деление должно быть соразмерным.
Это значит, что объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления.
«Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы». В этом случае объем делимого понятия меньше суммы объемов членов деления, так как объем понятия «сплавы» не входит в объем делимого понятия. Ошибочное деление подобного рода называется делением с излишними членами.
Мы нарушим это правило, если, например, разделим международные договоры на справедливые, несправедливые, устные и письменные: сначала международные договоры мы разделили по признаку их равноправности, а затем по признаку формы их заключения.
2. Члены деления должны исключать друг друга.
Это означает, что члены деления не должны иметь общих элементов, т.е., пересекаться.
Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные». Освободительные войны относятся к числу справедливых войн, следовательно, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
3. Деление должно быть непрерывным
При делении необходимо переходить к ближайшему низшему роду. В случае несоблюдения этого правила возникает ошибка, называемая скачком в делении. Например, «грамматические предложения бывают простыми, сложноподчиненными и сложносочиненными». В этом делении имеется скачок. Если мы разделим грамматические предложения сначала на простые и сложные, а затем сложные предложения разделим на сложносочиненные и сложноподчиненные, скачка в делении не произойдет.
4. Деление должно производится только по одному основанию.
В противном случае произойдет перекрещивание объемов понятий, выражающих члены деления. Например: «Рефлексы делятся на условные и безусловные». Случай неправильного деления: «Рекламные ролики делятся на интересные и неинтересные, дорогостоящие и дешевые».
Разделительно-категорический и чисто разделительный силлогизмы
Умозаключения, которые содержат в себе разделительные, (дизъюнктивные) суждения называются разделительными. В мышлении и речи часто используется разделительно-категорический силлогизм, в котором, как явствует из названия, первая посылка представляет собой разделительное (дизъюнктивное) суждение, а вторая посылка – простое (категорическое). Например:
Учебное заведение может быть начальным, или средним, или высшим. МГУ является высшим учебным заведением. МГУ – это не начальное и не среднее учебное заведение.
Разделительно-категорический силлогизм имеет два модуса:
1. Утверждающе-отрицающий модус, у которого первая посылка представляет собой строгую дизъюнкцию нескольких вариантов чего-либо, вторая утверждает один из них, а вывод отрицает все остальные (таким образом, рассуждение движется от утверждения к отрицанию). Например:
Леса бывают хвойными, или лиственными, или смешанными. Этот лес хвойный. Этот лес не лиственный и не смешанный.
С помощью условных обозначений логических союзов можно представить форму данного силлогизма в виде следующей записи:
((a b
c) ∧ a)→( b ∧ c), где (a
b
c) – это первая посылка в виде строгой дизъюнкции трёх простых суждений; a – это вторая посылка в виде утверждения одного из них; ((a
b
c) ∧ a) – это две посылки силлогизма, соединённые знаком конъюнкции; ( b ∧ c) – это вывод силлогизма в виде конъюнкции отрицаний двух оставшихся простых суждений, входивших в первую посылку; знак импликации «→» показывает, что из посылок следует вывод.
2. Отрицающе-утверждающий модус, у которого первая посылка представляет собой строгую дизъюнкцию нескольких вариантов чего-либо, вторая отрицает все данные варианты, кроме одного, а вывод утверждает один оставшийся вариант (таким образом, рассуждение движется от отрицания к утверждению).
Люди бывают европеоидами, или монголоидами, или негроидами. Этот человек не монголоид и не негроид. Этот человек является европеоидом.
С помощью условных обозначений логических союзов можно представить форму данного силлогизма в виде следующей записи:
((a b
c) ∧ ( b ∧ c)) → a, где (a
b
c) – это первая посылка в виде строгой дизъюнкции трёх простых суждений; ( b ∧ c) – это вторая посылка в виде конъюнкции отрицаний двух из них;
(a b
c) ∧ ( b ∧ c) – это две посылки силлогизма, соединённые знаком конъюнкции; a – это вывод силлогизма в виде утверждения третьего простого суждения, входившего в первую посылку; и наконец, импликацией объединяются посылки и вывод силлогизма.
Первая посылка разделительно-категорического силлогизма является строгой дизъюнкцией, т. е. представляет собой уже знакомую нам логическую операцию деления понятия. Поэтому неудивительно, что правила этого силлогизма повторяют известные нам правила деления понятия:
1. Деление в первой посылке должно проводиться по одному основанию. Например:
Транспорт бывает наземным, или подземным, или водным, или воздушным, или общественным. Пригородные электропоезда – это общественный транспорт. Пригородные электропоезда – это не наземный, не подземный, не водный и не воздушный транспорт.
Силлогизм построен по утверждающе-отрицающему модусу: в первой посылке представлено несколько вариантов, во второй посылке один из них утверждается, в силу чего в выводе отрицаются все остальные. Однако из двух истинных посылок вытекает ложный вывод. Почему так получается? Потому что в первой посылке деление проводилось по двум разным основаниям: в какой природной среде передвигается транспорт и кому он принадлежит. Подмена основания деления в первой посылке разделительно-категорического силлогизма приводит к ложному выводу.
2. Деление в первой посылке должно быть полным. Например:
Математические действия бывают сложением, или вычитанием, или умножением, или делением. Логарифмирование – это не сложение, не вычитание, не умножение и не деление. Логарифмирование – это не математическое действие.
В силлогизме неполное деление в первой посылке обусловливает ложный вывод, вытекающий из истинных посылок.
3. Результаты деления в первой посылке не должны пересекаться, или дизъюнкция должна быть строгой. Например:
Страны мира бывают северными, или южными, или западными, или восточными. Канада – это северная страна. Канада – это не южная, не западная и не восточная страна.
В силлогизме вывод является ложным, т. к. Канада в такой же степени северная страна, в какой и западная. Ложный вывод при истинных посылках объясняется в данном случае пересечением результатов деления в первой посылке, или, что одно и то же, – нестрогой дизъюнкцией. Следует отметить, что нестрогая дизъюнкция в разделительно-категорическом силлогизме допустима в том случае, когда он построен по отрицающе-утверждающему модусу. Например:
Он силён от природы или же постоянно занимается спортом. Он не является сильным от природы. Он постоянно занимается спортом.
В силлогизме нет ошибки, несмотря на то, что дизъюнкция в первой посылке была нестрогой. Таким образом, рассматриваемое правило безоговорочно действует только для утверждающе-отрицающего модуса разделительно-категорического силлогизма.
4. Деление в первой посылке должно быть последовательным. Например:
Предложения бывают простыми, или сложными, или сложносочинёнными.
Это предложение сложносочинённое. Это предложение не простое и не сложное.
В силлогизме ложный вывод следует из истинных посылок по той причине, что в первой посылке был допущен скачок в делении.
Разделительно-категорический силлогизм в логике часто называют просто разделительно-категорическим умозаключением. Помимо него существует также чисто разделительный силлогизм(чисто разделительное умозаключение), обе посылки и вывод которого являются разделительными (дизъюнктивными) суждениями.
Зеркала бывают плоскими или сферическими. Сферические зеркала бывают вогнутыми или выпуклыми. Зеркала бывают плоскими, или вогнутыми, или выпуклыми.
Форму приведённого чисто разделительного силлогизма можно представить следующим образом: ((a b) ∧ (b1
b2)) → (a
b1
b2), где (a
b) – первая посылка; (b1
b2) – вторая посылка; (a
b1
b2 ) – вывод.
Проверьте себя:
1. Что представляют собой разделительные умозаключения?
2. Какие модусы имеет разделительно-категорический силлогизм?
Приведите по три примера для каждого модуса, изобразив их форму с помощью условных логических обозначений.
3. Каковы правила разделительно-категорического силлогизма?
Какие ошибки возникают при их нарушении? В каком случае дизъюнкция в разделительно-категорическом силлогизме может быть нестрогой? Придумайте по одному примеру для каждой ошибки, возникающей при нарушении соответствующего правила.
4. Чем отличается чисто разделительный силлогизм от разделительно-категорического силлогизма? Приведите два примера чисто разделительного силлогизма.
5. Допущены ли ошибки (и какие) в следующих разделительно-категорических силлогизмах:
1. Четырёхугольники бывают квадратами, или ромбами, или трапециями. Эта фигура – не ромб и не трапеция. Эта фигура – квадрат.
2. Отбор в живой природе бывает искусственным или естественным. Данный отбор не является искусственным. Данный отбор является естественным.
3. Люди бывают талантливыми, или бесталанными, или упрямыми.
Он является упрямым человеком.
Он не талантлив и не бесталанен.
4. Суждения бывают утвердительными или отрицательными.
Это суждение утвердительное.
Это суждение не отрицательное.
5. Учащиеся бывают отличниками или двоечниками.
Правила деления. Возможные ошибки
1. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. При нарушении этого правила возможны ошибки:
а) неполное деление, например: Треугольники бывают остроугольные и тупоугольные (пропущен член деления – прямоугольные треугольники);
б) избыточное деление, например: Химические элементы, делятся на металлы, неметаллы и сплавы (сплав – избыточный член деления).
2. Деление должно производиться по одному основанию. Мы нарушим это правило, если, например, разделим международные договоры на справедливые, несправедливые, устные и письменные, так как сначала международные договоры мы разделили по признаку их равноправности, а затем по признаку формы их заключения.
3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. находиться в отношении соподчинения. Неверно, например такое деление: Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные. Освободительные войны относятся к числу справедливых войн, следовательно, члены деления в данном примере не исключают друг друга.
4. Деление должно быть непрерывным. Это означает, что при делении необходимо переходить к ближайшему видовому понятию. В противном случае возникает скачок в делении. Например: Грамматические предложения бывают простыми, сложносочиненными и сложноподчиненными (пропущено понятие «сложные»).
Виды деления
При делении по видоизменению признака основанием деления будет служить признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия.
Например: «Государства по изменению форм правления делятся на монархические и республиканские, по изменению форм государственного устройства – на унитарные и федеративные».
При дихотомическом делении (деление надвое) объем делимого понятия А делится на два исчерпывающих его взаимоисключающих множества В и не -В.
Например: «Современные государства можно разделить на республиканские и нереспубликанские».
Особое значение в науке имеет классификация.
Классификациейназывается распределение предметов по классам согласно сходству и различию между ними, которое производится с таким расчетом, чтобы каждый класс занимал фиксированное место в системе других классов.
Классификация отличается от деления тем, что она представляет собой многоступенчатое деление.
Классификация может быть вспомогательнойи естественной.
Вспомогательная классификациясоздается с целью наиболее легкого отыскания того или иного предмета среди множества классифицируемых предметов. Примером служит распределение фамилий в списке учебного журнала по буквам алфавита.
В случае вспомогательной классификации знание о том, в какой группе находится тот или иной предмет, не дает возможности сделать какие-либо утверждения относительно свойств этого предмета. Так, если в алфавитном списке первой стоит фамилия студента Абросимова, то это никак не характеризует его как учащегося.
Естественная классификация – это распределение предметов по группам на основании их существенных признаков. При естественной классификации, в отличие от вспомогательной, знание о том, к какой группе принадлежит тот или иной предмет, дает возможность сделать несколько утверждений о его свойствах. Классическим примером естественной классификации служит периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Упражнение 22
Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила и назовите допущенные ошибки.
1. Углы бывают прямые, острые, тупые, смежные.
2. Живые существа подразделяются на животных, растения и белки.
3. Соучастники преступления делятся на исполнителей, организаторов, подстрекателей и подсобников.
4. Иностранные языки делятся на трудные и неевропейские.
5. Банки делятся на коммерческие, международные, государственные, частные.
6. Климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской, континентальный.
7. Студенты бывают способные, старательные, ленивые и неуспевающие.
8. Теоремы бывают прямые и обратные.
9. Картины бывают пейзажные и исторические.
10. Поезда бывают – скорые, пассажирские и товарные.
11. Дети делятся на две категории – на невоспитанных и наших.
12. В книге можно выделить введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
13. Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно.
14. Науки делятся на общественные, естественные и математические.
15. Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.
Пример:Студенты делятся на успевающих и неуспевающих. Вид деления – дихотомическое. Правильное.
Упражнение 23
Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1. Ученик. 2. Геометрическая фигура. 3. Лес. 4. Хлеб. 5. Суд. 6. Театр. 7. Экзамен. 8. Понятие. 9. Речь. 10. Умозаключение. 11. Индивидуальные трудовые споры. 12. Виновный в преступлении. 13. Преступление совершенное по неосторожности. 14. Страхование. 15. Сделка.
Пример:Государства – демократические и недемократические и т. д.
илигосударства – европейские, африканские и т. д.
Упражнение 24
Укажите, в каких примерах было использовано деление понятий, а в каких – расчленение предмета.
1. Революция может быть мирной и немирной.
2. Дом состоит из 16 квартир.
3. Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь.
4. Оценки успеваемости учащихся: «1», «2», «3», «4», «5».
5. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.
6. Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
7. Зрение бывает нормальное, дальнозоркое, близорукое.
8. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
9. Грамматические предложения бывают простыми и сложными.
10. Завод делится на цеха: литейный, механический, инструментальный, сборочный.
11. «Есть два типа людей, которые никогда не будут цениться: те, которые не способны делать то, что им говорят, и те, кто способны делать только то, что им говорят» (С. Картис).
12. «Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться» (А. Чалмерс)
13. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и подсобник. (УК РФ)
14. «Я разделяю читателей на два класса: на тех, кто читает, чтобы обогатиться, и на тех, кто читает, чтобы забыться». (Э. Фелпс)
15. «Есть два рода бессмысленности: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения». (А.С. Пушкин)
Пример:Книга состоит из 6 глав. Расчленение. Книги делятся на научные и ненаучные. Деление.
Байкер разъезжает по набережной Калифорнии. И тут появляется облако и раздается голос:
— Сын мой, знаю, что несмотря на внешность, ты всегда верил в меня. Я награжу тебя за верность и исполню твоё желание.
Мужик подумал и ответил:
— Хм, идея великолепная, но построить огромный мост из металла и бетона, с ножками до самого дна океана. испортим мы с тобой окружающий мир. Я конечно это могу, но с огромными усилиями. Подумай о другом желании, которым ты на самом деле помог бы человечеству.
— Господи, ты прав, как всегда.. Сделай так, чтобы каждый мужчина понимал женщин. всегда. даже когда они молча улыбаются, или вдруг заплакали. И чтобы мужчины, понимая их, всегда знали чем и как их обрадовать, чем им помочь в трудные моменты жизни, как их любить, и.
Господь перебил его:
— А cколько полос хочешь на мосту?
Понять женскую логику легко, достаточно научиться играть в бильярд кубиками.
У мужчины в Санкт-Петербурге спрашивают:
— Какова вероятность того, что, выйдя на Невский проспект, вы встретите динозавра?
— Меньше одной миллиардной.
— Ну, либо встречу, либо не встречу.
Подруга спрашивает у подруги:
— Скажи, чтобы ты загадала бы, если бы поймала золотую рыбку?
В конкypсе генеpатоpов слyчайных чисел победила женская логика!
Адам после сотворения Евы спросил у Бога:
— А зачем Ты сделал ее такой красивой?
— Чтобы она тебе нравилась.
— А зачем Ты ее сделал такой глупой?
— Чтобы ты ей нравился.
Самое востребованное мужчинами в женской логике – это ее носитель.
В этот момент из магазина вернулась жена. Послушала мой горестный рассказ. Встала на электронные весы, записала данные. Взяла на руки кота, встала на весы с ним. Из общего веса вычла свой. Получила точный вес кота. Кот был доволен и мурлыкал. Вес был определен совершенно точно.
Кот с этим выводом, правда, не согласен. Но кто его спрашивает, толстого увальня.
Женская логика «во-первых, не брала, а во-вторых, уже положила» по-прежнему непоколебима.
Про мышь и женскую логику
Помнится на одной работе, в бухгалтерию забежала мышь. Буквально следом захожу я и наблюдаю картину репина: все бухгалтерши стоят на стульях и визжат.
— Чего такое, спрашиваю?
— Выгони, пожалуйста ее отсюда.
Вопрос на женском форуме:
— Всю ночь сегодня проплакала. Посоветуйте, из-за чего?
ПРАКТИКУМ 2
СУЖДЕНИЕ
Суждение есть мысль, в которой при ее высказывании нечто утверждается или отрицается и которая объективно является либо истинной, либо ложной, и при этом непременно верно одно из двух.
Формальная логика занимается рассмотрением структуры готовых суждений.
Языковой формой суждения является повествовательное предложение, которое может быть истинным либо ложным.
Истинной называется мысль, соответствующая действительности.
Ложной является мысль, которая искаженно отражает действительность. Например: «Железо тяжелее воды» – истинное суждение, а мысль о том, что «Железо – цветной металл» будет ложной, так как железо не относится к группе цветных металлов.
Суждение и предложение различаются по составу. Если суждение состоит из двух терминов: субъекта – (S), предиката– (Р) и связки, то в распространенном предложении кроме главных членов – подлежащего и сказуемого – имеются второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.
ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ
Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, и которая в свою очередь является самостоятельным суждением. Среди простых суждений выделяются атрибутивные (категорические) суждения, суждения об отношениях (реляционные) и суждения существования (экзистенциальные).
Суждения, отражающие связи предметов и их признаков, называются атрибутивными суждениями. Атрибутивные суждения называют также категорическими (от греческого kategorikos – «ясный», «безусловный», «не допускающий иных толкований»).
Всякое атрибутивное, или категорическое, суждение имеет субъект, предикат и связку.
Субъектсуждения – это понятие о предмете суждения.
Предикатсуждения – это понятие о признаке предмета в рассматриваемом суждении.
Связка – это элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака.
Субъект и предикат называются терминами суждения.
Пример: в суждении «Московский гуманитарный университет – ведущий негосударственный вуз России» понятие «Московский гуманитарный университет» – субъект суждения (S), понятие «ведущий негосударственный вуз России» – предикат суждения (Р), «есть» – связка. Атрибутивные суждения выражаются формулой «S есть (не есть) Р».
Атрибутивные суждения делятся на виды по количествуи качеству.
Найти количество суждения – значит, выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта. Признаком, указывающим на то, что суждение является общеутвердительным (А), может служить слово «каждый», «всякий», «любой» и т. п., стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом. Признаком общеотрицательного суждения (Е) может служить слово «ни один», стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом. Слова «некоторые», «часть», «большинство», «обычно», «порой», «иногда» и т. п. показывают, что данное суждение частное. Слова «вообще», «как правило» также являются обычным признаком того, что данное суждение частное. Например: «Спортсмены вообще физически хорошо подготовленные люди» означает, что в большинстве своем спортсмены физически хорошо развиты.
Часто бывает, что ни одного из перечисленных «опознавательных» слов в предложении нет. Это, однако, не означает, что нельзя определить количество суждения. Для этого нужно попытаться подставить к слову, обозначающему субъект, слово «каждый» или «ни один»; если при этом смысл суждения сохранится, тогда оно общее; если же смысл суждения нарушится, оно частное.
Пример: «Книга – могучее орудие воспитания молодежи». Проверяем: «Всякая книга – могучее орудие воспитания молодежи». Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное.
Сказанное выше относится к суждениям, у которых субъект – понятие общее. Если же субъект – понятие единичное, то и суждение будет единичным, которые рассматриваются как частный случай общего суждения.
Таким образом, чтобы найти количество суждений, необходимо:
1) найти субъект и предикат;
2) исследовать его путем прибавления к предложению слов «каждый», если суждение утвердительное, или «ни один», если оно отрицательное;
3) привести его к одной из следующих логических форм:
а) всякое S есть Р – (А) – общеутвердительное суждение;
б) ни одно S не есть Р – (Е) – общеотрицательное суждение;
в) некоторые S есть Р – (I ) – частноутвердительное суждение;
г) некоторые S не есть Р – (О ) – частноотрицательное суждение,
где S – субъект суждения, Р – предикат суждения.
Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер взаимосвязи субъекта и предиката. Если связка выражена глаголом без частицы «не», то суждение является утвердительным, в противном случае оно отрицательное.
Упражнение 1
Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество
и качество суждений, укажите кванторное слово.
1. Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности.
2. Сокровища Оружейной палаты Московского Кремля являются государственным достоянием.
3. Некоторые города являются областными.
4. В некоторых странах отмечают государственный праздник День Независимости.
5. Всякий хирург является по образованию врачом.
6. Большинство людей не курят.
7. Некоторые граждане России постоянно принимают участие в выборах депутатов Государственной Думы.
8. Большинство стран Азии недемократические.
9. Люди желают счастья.
10. Большинство студентов вузов учатся на отлично.
11. Кое-какие книги по политической истории я читала.
12. Не все люди умеющие говорить, по-английски нигде не учились.
13. Русские открыли северо-восточную границу Азии.
14. Пассажиры устремились к траппу.
15. Часто успех ослепляет нас.
Пример:Все (кванторное слово) студенты (S) имеют (связка) зачетные книжки (Р). Суждение общее по количеству, утвердительное по качеству.
Упражнение 2
Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество. Наглядно это можно представить следующим образом: общее суждение частное суждение; утвердительное суждение
отрицательное суждение).
1. Некоторые озера имеют пресную воду.
2. Все композиторы музыканты.
3. Ни один студент нашей группы не имеет высшего образования.
4. Все дни в мае были солнечными.
5. Некоторые студенты трудоспособны.
6. Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным положением.
7. Все выпускники вузов имеют диплом о высшем образовании.
8. Некоторые участники телепередачи не согласились с выдвинутым тезисом.
9. Все учебные заведения имеют лицензию на образовательную деятельность.
10. Члены российской экологической партии «Зеленые» ведут активную работу по стабилизации экологической ситуации в мире.
11. «Мы не можем все быть героями». (У. Роджерс)
12. «Юные и красивые редко бывают мудрыми». (Гомер)
13. Существуют исключения из правил.
14. «Настоящие новости – плохие новости». (Маршалл Маклюэн)
15. «Совесть – тысяча свидетелей». (Квинтиллиан)
Пример:Все студенты нашей группы – отличники – общеутвердительное суждение (А) – Некоторые студенты нашей группы не являются отличниками – частноотрицательное (О).
Суждения об отношениях (реляционные)
Суждения, в которых говорится о том, что определенные отношения имеют место (или не имеют места) между элементами пар, троек и т. д. предметов, называются суждениями об отношениях (реляционными).
Пример: «Москва больше Брянска», «Некоторые люди знают английский язык лучше, чем японский».
Структура суждений об отношениях выражается формулой А R В, где А и В – понятия о предмете, R – отношение между предметами. Формула А R В читается следующим образом: «Между предметами А и В существует отношение R».
Суждение существования (экзистенциальные)
В суждениях существования выражается сам факт существования (несуществования) предмета суждения в действительности. Например, «Существуют млекопитающие животные», «Существуют статистические законы», «Суждение без предложения не существует». Субъектами данных суждений выступает понятие о предмете суждения. Предикатами этих суждений являются понятия о существовании (несуществовании) предмета.