возрастная психология делится на такие разделы как

Возрастная психология. Шпаргалка

возрастная психология делится на такие разделы как. Смотреть фото возрастная психология делится на такие разделы как. Смотреть картинку возрастная психология делится на такие разделы как. Картинка про возрастная психология делится на такие разделы как. Фото возрастная психология делится на такие разделы как

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

1) детская психология;

2) психология юности;

3) психология зрелого возраста;

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

Источник

Возрастная психология делится на такие разделы как

Тест по теме Возрастная психология с ответами.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Возрастная психология делится на такие разделы:

а) психология перинатального развития, психология младенца, психология дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;

+б) психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;

в) психология младенца, школьного возрастная, юности, среднего возраста, психология старости.

2. Предмет возрастной психологии – это…

+а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе;

в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.

3. Возрастная психология изучает…

а) возрастные изменения в поведении людей;

+б) феномены и закономерности психического развития;

в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса.

4. Какова главная задача возрастной психологии?

+а) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости;

б) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

в) изучение механизмов развития личности.

5. Каковы актуальные проблемы возрастной психологии?

а) проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных;

+б) научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте;

в) проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания.

6. Каковы основные методы исследования в возрастной психологии?

+а) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов;

б) наблюдение, тестирование, автобиографический метод, метод анализа продуктов деятельности;

в) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод.

7. Возрастная психология тесно связана с такими науками:

а) общей психологией, психологией человека, психологией труда, социальной, юридической и дифференциальной;

+б) дифференциальной психологией, общей психологией, социальной, психологией человека, педагогической психологией;

в) общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и юридической психологией.

8. Теоретические и практические знания возрастной психологии о воспитании и обучении детей связаны с такими отраслями психологии:

+а) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология;

б) дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология; психология труда, клиническая психология;

в) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; психология труда; социальная психология; педагогика.

9. Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для…

а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка;

+б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде;

в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения.

тест 10. В возрастной психологии, возраст – это…

+а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений;

б) временная характеристика индивидуального развития;

в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

11. Социальные факторы развития ребенка включают в себя.

+а) социальную среду, обучение, социализацию;

б) социальную среду, обучение, социальный статус;

в) социальный статус, воспитание, адаптацию.

12. Стадия социализации, когда у человека появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, называется…

а) первичной стадией;

б) стадией интеграции;

+в) стадией индивидуализации.

13. Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в…

а) дошкольном периоде;

+б) в периоде раннего детства;

в) в младшем школьном возрасте.

14. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является…

+а) игровая деятельность;

15. Что такое аффект в возрастной психологии?

+а) это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций;

б) реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, которая проявляется в нехарактерном поведении;

в) психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

16. Геронтология- это…

+а) наука, которая изучает процесс старения;

б) наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека;

в) наука, изучающая развитие ребенка во внутриутробной стадии.

17. С каких двух этапов состоит раннее детство?

а) новорожденности, на котором развивается когнитивная сфера; раннего возраста, на котором происходит развитие мотивационно-потребностной сферы;

+б) младенчества, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности; раннего возраста, на котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сфер;

в) младенчества – развитие мотивационной сферы; ранний возраст – развитие когнитивной сфера.

18. Что такое депривация в возрастной психологии?

+а) сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные;

в) обратное развитие, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности;

в) поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах.

19. Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?

а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха;

+б) соподчинение мотивов и самосознание;

в) избирательность восприятия и саморефлексия.

тест_20. Что является центральным новообразованием ранней юности?

а) чувство взрослости;

б) внутренний план действий;

+в) профессиональное и личностное самоопределение.

21. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?

а) учебная деятельность;

+б) общение со сверстниками;

в) трудовая деятельность.

22. Референтная группа для подростка – это…

Источник

Разделы возрастной психологии.

Разделы возрастной психологии.

1) новорожденность и младенчество (0-1 год).

2) ранний возраст (1 год — 3 года).

3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).

4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).

5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).

6) юность (14,16 — 20,23(25)).

7) акмеология (психология взрослости).

8) старости (геронто психология) + долгожительство.

Задачи возрастной психологии.

1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

2) Периодизация психического развития в онтогенезе.

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов.

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.

6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.

7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей.

Связи возрастной психологии с другими науками:

— общая психология (все познавательные процессы)

— социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус)

— педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией).

— дифференциальная психология (средства воздействия. )

— специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения)

— психология семьи (развитие личности ребенка. )

— история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие).

Методы возрастной психологии:

— эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование)

— организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

Обработка данных: количественная, качественная.

Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.

Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.

Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.

Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.

Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.

Основные понятия возрастной психологии.

Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма.

Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики— это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.

Факторы и закономерности развития психики.

Биологизаторское направление. Условием развития человека является наследственность. Изначально все заложено в самом человек. Человек в своем развитии повторяется все стадии филогенетического развития. Человек внутриутробно повторяет стадии развития животного. Только к последним стадиям приобретает человеческие свойства.

Человек рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, особенностями поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, и его предел. В рамках этого направления возникла теория рекапитуляции. Основной идеей которой является прохождение эмбрионом пути от простейшего 2 клеточного организма до человека. Внутри этого направления был сформулирован биогенетический закон, который позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества.

Социологизаторское направление. Представителем является Джон Лок. Ребенок не отягощен наследственностью. Под воздействием социальной среды человек приобретает опыт.

Факторы психического развития человека:

биологический. Включает в себя прежде всего наследственность. Дополнительно: задатки, тип нервной системы, генотип, общечеловеческий облик, строение головного мозга.

социальный (фактор среды). Определяется системой взаимодействия человека с обществом. Освоение нравственных моральных норм, освоение культуры, овладение речью, языком, формирование определенных видов деятельности, образец поведения, раскрывается социальное значение предметов.

собственная активность ребенка.Установление связей с социальной и природной средой.

Закономерности психического развития.

1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Дети интенсивно развиваются до 3 лет.

2) неравномерность развития. Разные стороны личности в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. У младших шк — главное мышление, у дошкольников — память и тд

3) «метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращения одной форму в другую.

4) Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.

Понятия ведущей деятельности.

Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата.

— средства достижения цели

— потребность в деятельности

Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности.

Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики.

Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Виды ведущей деятельности:

1) Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит.

2) Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми.

3) Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности.

4) Учебная деятельность или учение (6,7-10,11).

5) Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16)

6) Учебно-профессиональная (юношеский возраст)

7) Трудовая деятельность.

Сензитивный период.

Сензитивность – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, различного рода испытаний.

Возрастная сензитивность – это присущая определенному возрастному периоду определенный характер развития психических свойств и процессов, а также это способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности.

Новорожденность.

Новорожденность является кризисным периодом.

Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности.

Такая полная зависимость от взрослого составляет специфику социальной ситуации развития.

С набором рефлексов: Дыхательный, хватательный, пищеварительные, выделительные, рефлексы, кровообращение, сердцебиение, защитные рефлексы, рефлекс ходьбы.

Собственно младенчество

1 непосредственное общение

2 общение поп поводу предметов

3 общение как совместная деятельность

Основным средством общения является экспрессия.

Познавательное развитие:

1 восприятие: развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом.

2 память: функционирует внутри ощущения и восприятия, проявляется в форме запечатления, узнавания. сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Развитие речи: развитие речи связано с общением со взрослым, возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка. устанавливается связь между предметами и названиями предметов. развивается инициативное употребление осмысленных слов.

К концу 1 года ребенок понимает от 10 до 20 слов произносимых взрослыми и сам произносит несколько слов.

Кризис 1 года.

Содержание кризиса связано со следующими моментами:

2 аффекты и воля (тесно связано с тем, что ребенок начинает ходить)

3 связан с появлением 1 слова.

Познавательное развитие.

1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники.

3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов.

5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания.

Кризис 3 лет.

Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский.

1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого.

2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали.

4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде.

// Уровень субъективного контроля

5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.

Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.

Дошкольный возраст (3-6,7)

Социальная ситуация развития дошкольника:

ребенок выходит за рамки семейных отношений. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми образами героя. Происходит усвоение норм поведения. Данный образ является сензитивным для формирования морального и нравственного сознания.

Кризис 7 лет.

Кризис 7 лет это период становления социального я ребенка. Он связан с появлением нового системного образования, «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Младший школьный возраст.

Социальная ситуация развития: расширение сфер социального взаимодействия и овладение новой социальной ролью «ученика».

Ведущая деятельность: учебная, направленная на освоение ЗУНами. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача,учебные действия, действия контроля и оценки.

1) познавательные мотивы, направленные на овладение знаниями, способами их получения, приемами самостоятельной работы, программами дополнительных знаний.

2) социальные мотивы (понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

3) узко личные мотивы (получить хорошую отметку, заслужить похвалу и тому подобное)

Познавательное развитие: Мышление доминирующий процесс. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Речь: увеличение словарного запаса до 7 тысяч слов. Проявляется собственная активная речь, формируется контекстная речь.

Память: к концу периода носит произвольный характер. Становится осмысленной. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Память становится опосредованной, ребенок овладевает новыми средствами для запоминания.

Внимание: развиваются все основные свойства внимания. К концу периода внимание становится произвольным.

Восприятие: характеризуется непроизвольностью, отличается слабой дифференцированностью.

Самосознание: интенсивно развивается, формируется способность к рефлексии. Формирование самооценки связано с успешностью в учебной деятельности.

Подростковый возраст.

Выготский этот возраст называл пубертатным. Изменение роста, вес, объема сердца, легкие и всего всего. Нервная система начинает очень активно формироваться. Формирование гормональной сферы.

Социальная ситуация развития: расширение сферы социальных контактов, появление значимого взрослого.

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. Не учеба определяет его развитие, а общение. Учиться он уже умеет. Снижается интерес к учебе. Стремление познать себя через других, стремление занять определенную социальную позицию, занять статус. Значимым становиться этот статус.

Мышление: происходит переход от словесно-логического мышления к абстрактному мышлению.

Активно развиваются основные операции мышления, такие как классификация, обобщение, анализ. Развивается рефлексивное общение. Подросток приобретает собственную логику мышления.

Развитие личности: становление самоидентичности. Ищется образ для идентификации.

Актуальными становятся проблемы осознания собственного «я». Осознание своего протяженного «я».Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов.

Главная задача — формирование эгоидентичности, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство в личности, позволяет принять социальные нормы и идентифицироваться с групповыми идеалами и стремлениями.

Разделы возрастной психологии.

1) новорожденность и младенчество (0-1 год).

2) ранний возраст (1 год — 3 года).

3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).

4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).

5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).

6) юность (14,16 — 20,23(25)).

7) акмеология (психология взрослости).

8) старости (геронто психология) + долгожительство.

Задачи возрастной психологии.

1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

2) Периодизация психического развития в онтогенезе.

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов.

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.

6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.

7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей.

Связи возрастной психологии с другими науками:

— общая психология (все познавательные процессы)

— социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус)

— педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией).

— дифференциальная психология (средства воздействия. )

— специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения)

— психология семьи (развитие личности ребенка. )

— история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие).

Методы возрастной психологии:

— эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование)

— организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

Обработка данных: количественная, качественная.

Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.

Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.

Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.

Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.

Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.

Основные понятия возрастной психологии.

Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма.

Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики— это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *