возрастная психология делится на такие разделы как
Возрастная психология. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В возрастной психологии выделяется несколько разделов:
1) детская психология;
2) психология юности;
3) психология зрелого возраста;
Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.
Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.
Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.
Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.
Возрастная психология делится на такие разделы как
Тест по теме Возрастная психология с ответами.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Возрастная психология делится на такие разделы:
а) психология перинатального развития, психология младенца, психология дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;
+б) психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;
в) психология младенца, школьного возрастная, юности, среднего возраста, психология старости.
2. Предмет возрастной психологии – это…
+а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе;
в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.
3. Возрастная психология изучает…
а) возрастные изменения в поведении людей;
+б) феномены и закономерности психического развития;
в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса.
4. Какова главная задача возрастной психологии?
+а) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости;
б) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
в) изучение механизмов развития личности.
5. Каковы актуальные проблемы возрастной психологии?
а) проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных;
+б) научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте;
в) проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания.
6. Каковы основные методы исследования в возрастной психологии?
+а) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов;
б) наблюдение, тестирование, автобиографический метод, метод анализа продуктов деятельности;
в) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод.
7. Возрастная психология тесно связана с такими науками:
а) общей психологией, психологией человека, психологией труда, социальной, юридической и дифференциальной;
+б) дифференциальной психологией, общей психологией, социальной, психологией человека, педагогической психологией;
в) общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и юридической психологией.
8. Теоретические и практические знания возрастной психологии о воспитании и обучении детей связаны с такими отраслями психологии:
+а) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология;
б) дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология; психология труда, клиническая психология;
в) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; психология труда; социальная психология; педагогика.
9. Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для…
а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка;
+б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде;
в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения.
тест 10. В возрастной психологии, возраст – это…
+а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений;
б) временная характеристика индивидуального развития;
в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.
11. Социальные факторы развития ребенка включают в себя.
+а) социальную среду, обучение, социализацию;
б) социальную среду, обучение, социальный статус;
в) социальный статус, воспитание, адаптацию.
12. Стадия социализации, когда у человека появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, называется…
а) первичной стадией;
б) стадией интеграции;
+в) стадией индивидуализации.
13. Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в…
а) дошкольном периоде;
+б) в периоде раннего детства;
в) в младшем школьном возрасте.
14. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является…
+а) игровая деятельность;
15. Что такое аффект в возрастной психологии?
+а) это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций;
б) реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, которая проявляется в нехарактерном поведении;
в) психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
16. Геронтология- это…
+а) наука, которая изучает процесс старения;
б) наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека;
в) наука, изучающая развитие ребенка во внутриутробной стадии.
17. С каких двух этапов состоит раннее детство?
а) новорожденности, на котором развивается когнитивная сфера; раннего возраста, на котором происходит развитие мотивационно-потребностной сферы;
+б) младенчества, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности; раннего возраста, на котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сфер;
в) младенчества – развитие мотивационной сферы; ранний возраст – развитие когнитивной сфера.
18. Что такое депривация в возрастной психологии?
+а) сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные;
в) обратное развитие, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности;
в) поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах.
19. Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?
а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха;
+б) соподчинение мотивов и самосознание;
в) избирательность восприятия и саморефлексия.
тест_20. Что является центральным новообразованием ранней юности?
а) чувство взрослости;
б) внутренний план действий;
+в) профессиональное и личностное самоопределение.
21. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?
а) учебная деятельность;
+б) общение со сверстниками;
в) трудовая деятельность.
22. Референтная группа для подростка – это…
Разделы возрастной психологии.
Разделы возрастной психологии.
1) новорожденность и младенчество (0-1 год).
2) ранний возраст (1 год — 3 года).
3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).
4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).
5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).
6) юность (14,16 — 20,23(25)).
7) акмеология (психология взрослости).
8) старости (геронто психология) + долгожительство.
Задачи возрастной психологии.
1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.
2) Периодизация психического развития в онтогенезе.
3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов.
4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.
6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.
7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей.
Связи возрастной психологии с другими науками:
— общая психология (все познавательные процессы)
— социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус)
— педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией).
— дифференциальная психология (средства воздействия. )
— специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения)
— психология семьи (развитие личности ребенка. )
— история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие).
Методы возрастной психологии:
— эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование)
— организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).
Обработка данных: количественная, качественная.
Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.
Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.
Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.
Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.
Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.
Основные понятия возрастной психологии.
Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма.
Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики— это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.
Факторы и закономерности развития психики.
Биологизаторское направление. Условием развития человека является наследственность. Изначально все заложено в самом человек. Человек в своем развитии повторяется все стадии филогенетического развития. Человек внутриутробно повторяет стадии развития животного. Только к последним стадиям приобретает человеческие свойства.
Человек рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, особенностями поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, и его предел. В рамках этого направления возникла теория рекапитуляции. Основной идеей которой является прохождение эмбрионом пути от простейшего 2 клеточного организма до человека. Внутри этого направления был сформулирован биогенетический закон, который позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества.
Социологизаторское направление. Представителем является Джон Лок. Ребенок не отягощен наследственностью. Под воздействием социальной среды человек приобретает опыт.
Факторы психического развития человека:
— биологический. Включает в себя прежде всего наследственность. Дополнительно: задатки, тип нервной системы, генотип, общечеловеческий облик, строение головного мозга.
— социальный (фактор среды). Определяется системой взаимодействия человека с обществом. Освоение нравственных моральных норм, освоение культуры, овладение речью, языком, формирование определенных видов деятельности, образец поведения, раскрывается социальное значение предметов.
— собственная активность ребенка.Установление связей с социальной и природной средой.
Закономерности психического развития.
1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Дети интенсивно развиваются до 3 лет.
2) неравномерность развития. Разные стороны личности в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. У младших шк — главное мышление, у дошкольников — память и тд
3) «метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращения одной форму в другую.
4) Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.
Понятия ведущей деятельности.
Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата.
— средства достижения цели
— потребность в деятельности
Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности.
Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики.
Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.
Виды ведущей деятельности:
1) Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит.
2) Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми.
3) Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности.
4) Учебная деятельность или учение (6,7-10,11).
5) Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16)
6) Учебно-профессиональная (юношеский возраст)
7) Трудовая деятельность.
Сензитивный период.
Сензитивность – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, различного рода испытаний.
Возрастная сензитивность – это присущая определенному возрастному периоду определенный характер развития психических свойств и процессов, а также это способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности.
Новорожденность.
Новорожденность является кризисным периодом.
Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности.
Такая полная зависимость от взрослого составляет специфику социальной ситуации развития.
С набором рефлексов: Дыхательный, хватательный, пищеварительные, выделительные, рефлексы, кровообращение, сердцебиение, защитные рефлексы, рефлекс ходьбы.
Собственно младенчество
1 непосредственное общение
2 общение поп поводу предметов
3 общение как совместная деятельность
Основным средством общения является экспрессия.
Познавательное развитие:
1 восприятие: развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом.
2 память: функционирует внутри ощущения и восприятия, проявляется в форме запечатления, узнавания. сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Развитие речи: развитие речи связано с общением со взрослым, возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка. устанавливается связь между предметами и названиями предметов. развивается инициативное употребление осмысленных слов.
К концу 1 года ребенок понимает от 10 до 20 слов произносимых взрослыми и сам произносит несколько слов.
Кризис 1 года.
Содержание кризиса связано со следующими моментами:
2 аффекты и воля (тесно связано с тем, что ребенок начинает ходить)
3 связан с появлением 1 слова.
Познавательное развитие.
1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники.
3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов.
5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания.
Кризис 3 лет.
Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский.
1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого.
2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали.
4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде.
// Уровень субъективного контроля
5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.
Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.
Дошкольный возраст (3-6,7)
Социальная ситуация развития дошкольника:
ребенок выходит за рамки семейных отношений. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми образами героя. Происходит усвоение норм поведения. Данный образ является сензитивным для формирования морального и нравственного сознания.
Кризис 7 лет.
Кризис 7 лет это период становления социального я ребенка. Он связан с появлением нового системного образования, «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Младший школьный возраст.
Социальная ситуация развития: расширение сфер социального взаимодействия и овладение новой социальной ролью «ученика».
Ведущая деятельность: учебная, направленная на освоение ЗУНами. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача,учебные действия, действия контроля и оценки.
1) познавательные мотивы, направленные на овладение знаниями, способами их получения, приемами самостоятельной работы, программами дополнительных знаний.
2) социальные мотивы (понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.
3) узко личные мотивы (получить хорошую отметку, заслужить похвалу и тому подобное)
Познавательное развитие: Мышление доминирующий процесс. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Речь: увеличение словарного запаса до 7 тысяч слов. Проявляется собственная активная речь, формируется контекстная речь.
Память: к концу периода носит произвольный характер. Становится осмысленной. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Память становится опосредованной, ребенок овладевает новыми средствами для запоминания.
Внимание: развиваются все основные свойства внимания. К концу периода внимание становится произвольным.
Восприятие: характеризуется непроизвольностью, отличается слабой дифференцированностью.
Самосознание: интенсивно развивается, формируется способность к рефлексии. Формирование самооценки связано с успешностью в учебной деятельности.
Подростковый возраст.
Выготский этот возраст называл пубертатным. Изменение роста, вес, объема сердца, легкие и всего всего. Нервная система начинает очень активно формироваться. Формирование гормональной сферы.
Социальная ситуация развития: расширение сферы социальных контактов, появление значимого взрослого.
Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. Не учеба определяет его развитие, а общение. Учиться он уже умеет. Снижается интерес к учебе. Стремление познать себя через других, стремление занять определенную социальную позицию, занять статус. Значимым становиться этот статус.
Мышление: происходит переход от словесно-логического мышления к абстрактному мышлению.
Активно развиваются основные операции мышления, такие как классификация, обобщение, анализ. Развивается рефлексивное общение. Подросток приобретает собственную логику мышления.
Развитие личности: становление самоидентичности. Ищется образ для идентификации.
Актуальными становятся проблемы осознания собственного «я». Осознание своего протяженного «я».Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов.
Главная задача — формирование эгоидентичности, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство в личности, позволяет принять социальные нормы и идентифицироваться с групповыми идеалами и стремлениями.
Разделы возрастной психологии.
1) новорожденность и младенчество (0-1 год).
2) ранний возраст (1 год — 3 года).
3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).
4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).
5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).
6) юность (14,16 — 20,23(25)).
7) акмеология (психология взрослости).
8) старости (геронто психология) + долгожительство.
Задачи возрастной психологии.
1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.
2) Периодизация психического развития в онтогенезе.
3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов.
4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.
6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.
7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей.
Связи возрастной психологии с другими науками:
— общая психология (все познавательные процессы)
— социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус)
— педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией).
— дифференциальная психология (средства воздействия. )
— специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения)
— психология семьи (развитие личности ребенка. )
— история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие).
Методы возрастной психологии:
— эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование)
— организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).
Обработка данных: количественная, качественная.
Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.
Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.
Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.
Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.
Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.
Основные понятия возрастной психологии.
Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма.
Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики— это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.