вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи знаки препинания
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
1. Проб о вал бежать — ноги от страха не двигались. (Л. Толстой.) — Резкое противопоставление.
2. Щепотки волосков лиса не пож а лей — остался б хвост у ней. (И. Крылов.) — Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части.
3. Солнце выглянуло — она повеселела. (В. Короленко.) — Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части.
4. Вы раздвин е те мокрый куст — вас так и обдаст накопивш и мся запахом ночи. (И. Тургенев.) — Первая часть указывает на время, когда происходит то, о чём говорится во второй части.
Пожалуйста, ОЧЕНЬ срочно.
Трансформируйте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в бессоюзные сложные. Дайте все возможные варианты трансформации. Объясните поставленные знаки препинания.
Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Упражнение 107. Трансформируйте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в бессоюзные сложные. Дайте все возможные варианты трансформации. Объясните поставленные знаки препинания.
Упражнение 108. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1) Скажешь не воротишь напишешь не сотрёшь отрубишь не приставишь (Поел.). 2) Я стал читать учиться науки также надоели (Л.). 3) Я предложил ей своё пальто она накинула его себе на плечи (Т.). 4) Гость войдёт мой Андрюша приподнимется прилично улыбнётся и покраснеет гость выйдет он сядет опять достанет из кармана щёточку с зеркальцем и волосики себе причешет (Т.). 5) Делиться разориться (Поел.). 6) Велят выйдешь. За меня не велели послушала за другого велят опять послушаешь (М.Г.). 7) Прежде вы меня обманули Бог с вами а теперь обманете Бог вас накажет (А.Н.О.). 8) Видно, женина родня так отворяй ворота а мужнина родня так запирай ворота! (А.Н.О.) 9) Жил один я в одиночестве холостая жизнь наскучила. (А.К.) 10) У меня голова болит я вышла на воздух авось пройдёт (Т.). 11) Умчались вы невольно льются слезы. (П.) 12) Совершенно не знакомая с трудом она теперь была воодушевлена мыслью о самостоятельной трудовой жизни строила планы будущего это было написано на её лице (Ч.). 13) Я дам тебе всё всё земное люби меня! (Л.) 14) Люди идут идут едут спешат куда-то одному ему некуда спешить нечего делать (Г.-М.). 15) Хотел он крикнуть замерло дыханье (И.Н.). 16) Не стыдно не знать стыдно не учиться (Поел.). 17) Ветер вдруг перескочил мы не успели справиться волна шлёпнула через борт лодка сильно зачерпнула (Т.). 18) Убежим повенчаемся потом кинемся ему в ноги заплачет и простит. (Бун.) 19) Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.). 20) Но как раз стрела запела в шею коршуна задела коршун в море кровь пролил (П.). 21) На Руси не всё караси есть и ерши (Поел.).
Вопросы по русскому языку
9. Сколько орфографических ошибок допущено в тексте?
Когда-то, в царские времена, меблировка присутственных мест производилась по трафарету. Выращена была особая порода казенной мебели: деревянные диваны с трехдюймовыми полированными сиденьями, столы на толстых бильярдных ногах и дубовые парапеты, отделявшие присутстсвие от внешнего беспокойного мира. (Ильф и Петров).
1. 1; 2. 2; 3. 3; 4. более; 5. ошибок нет
10. В каких предложениях есть обобщающее слово при однородных членах?
А. Слуги тоже привязались к нему, хотя он над ними и подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин, (И. Тургенев).
В. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светились тускло, улицы были пустые. (А. С. Пушкин).
С. Это золото осеннее, эта прядь волос белесых – все явилось как спасенье беспокойного повесы.
D. Ни он, ни гул весенней Москвы нисколько не занимали профессора Персикова. (М. Булгаков).
1. А; 2. В; 3. С; 4. D; 5. в нескольких предложениях.
11. В каком предложении есть обособленное определение?
А. Записная книжка – это шифр жизни, закодированный в именах и телефонах. )В. Токарева).
В. И все аплодировали, и эту движущуюся, шаркающую и галдящую толпу обносили мороженым и прохладительными. (Б. Пастернак)
С. Прыгая в мутных реках и освещаясь молниями, бандиты в одну секунду доволокли полуживого администратора до дома №302-бис. (М. Булгаков).
1. А; 2. В; 3. С; 4. А+В; 5. А+С
12. В каких предложениях запятая перед КАК не ставится?
А. Ты как отзвук забытого гимна в моей темной и дикой судьбе. (А. Блок).
В. Буду я как стрелецкие женки под кремлевскими башнями выть. (А. Ахматова)
С. Увидев деньги, Моисей Моисеич сконфузился, встал и как деликатный человек, желающий знать чужих секретов, вышел из комнаты. (А. Чехов).
1. А; 2. В; 3. С; 4. А+С; 5. запятаяставится во всех случаях.
13. В каких предложениях есть вводные слова и конструкции (необходимо выделить их запятыми)?
А. Это было кстати: дома кончились дрова. (Б, Пастернак).
С. Наконец желтенький худенький голос сообщил ей, что Валентинова нет. (В. Набоков).
1. А; 2. В; 3. С; 4. В+С; 5. нет ни в одном предложении
14. В каком случае чужая речь оформлена неправильно?
А. Краткий карманный словарь русского шоу-бизнеса: «Презентация», «пресса», « сколько», «пошел…».
В. Песни «Наутилуса» были воплем провинциала, вставшего с колен и заявившего на полсвета: «Я – Человек».
1. А; 2. В; 3. С; 4. В+С; 5. А+С.
15. В каких предложениях необходимо поставить тире?
А. Перед весной бывают дни такие под плотным снегом отдыхает луг, шумят деревья весело-сухие, и теплый вечер нежен и упруг. (А. Ахматова).
В. Нам свежесть слов и чувства простоту терять не то ль, что живописцу зренье или актеру голос и движенье, а женщине прекрасной красоту. (А. Ахматова).
С. И рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок… (Б. Пастернак).
1. А; 2. В; 3. С; 4. В+С; 5. А+В+С
16. Какой знак следует поставить в этом предложении на месте вопросительного знака?
Вы раздвинете мокрый куст (?) вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И. Тургенев).
1. запятую; 2. двоеточие; 3. тире; 4. точку с запятой; 5. двоеточие или точку с запятой.
С русским помощь, бессоюзные сложные предложения
Задание 1. Спишите бессоюзные предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обоснуйте выбор пунктуационного знака.
1. Выйдем сегодня тропою в поле волны пшеницы тянутся ввысь.
2. От костра столбом поднимался дым красный свет прыгал по земле неровными пятнами.
3. Через реку здесь опасно переправляться течение очень сильное.
4. Все произошло без помехи он перелез через плетень и скрытно пробрался в беседку.
5. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
6. Он пробовал пошевелить левой рукой она не двигалась.
7. На дворе мороз в комнате температура близка к нулю все замерзают.
8. Поспешишь людей насмешишь.
9. В декабре радио принесло известие начался разгром фашистов под Москвой.
10. Прислушаешься птицы поют, приглядишься сонные капли росы на траве и цветах.
11. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
12. Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.
13. Облако идет по небу озеро блестит в лучах восходящего солнца нивы обливаются золотом.
14. Будет овца будут и волки.
15. Часто конные повозки не могли продвигаться дальше жирный чернозем из-за дождей стал вязким, местами даже превратился в некое подобие болота.
Задание 2. Замените сложноподчиненные и сложносочиненные предложения на бессоюзные. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1. Пора ставать, потому что уже семь часов.
2. Молвит слово, как соловей поет.
3. Когда пашню пашут, руками не машут.
4. Не было никакой возможности уйти незаметно, поэтому он вышел открыто.
5. Уже совсем рассвело, и народ стал подниматься.
6. Павел чувствует, как чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.
7. Косили версту, а выкосили грош.
8. Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет медом.
9. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и увидел, что матушка встречает меня на крыльце.
10. Если вы раздвинете мокрый куст, то вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи.
Задание 3. Замените бессоюзные предложения на сложноподчиненные или сложносочиненные. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1. Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант.
2. Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха.
3. Будет дождик – будут и грибки.
4. Печален я: со мною друга нет.
5. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
6. Меньше знаешь – крепче спишь.
7. Поезд ушел быстро, его огни исчезли, через минуту не было слышно шума.
Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи знаки препинания
Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.
Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fur sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы все-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.
А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет да солнце; еще свежо, во уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца… Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.
— Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря.
— А вон, в овраге, колодезь.
Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее. Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.