выше на терцию что это значит
Что такое терция в музыке — музыкальный интервал в 3 ступени
Терции нужны чтобы звучание было качественным и разнообразным. Невозможно представить музыку без такого музыкального интервала как терция.
Главная страница » Блог » Что такое терция в музыке — музыкальный интервал в 3 ступени
«Его тонкий голосок, почти фальцет, был неистощим, пел он на терцию выше хора и так комически жалобно произносил радикальные слова, что и публика и даже некоторые из хористов начали смеяться. »
Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936 г.
Смотрите видео как играть терции на гитаре
Что такое терция простыми словами?
Чтобы понять что такое терция, для начала необходимо изучить базовые понятия музыкальных интервалов и их роль в музыке
Базовых интервалов восемь: 1. Прима; 2. Секунда; 3. Терция; 4. Кварта; 5. Квинта; 6. Секста; 7. Септима; 8. Октава. При записи для обозначения данных интервалов используются цифры.
Простым интервалом называется расстояние между двух звучащих нот в пределах одной октавы. Сложные интервалы не ограничиваются одной октавой.
Отличие мелодического от гармонического интервала состоит в том, что при мелодическом интервале играют ноты последовательно, а при гармоническом — одновременно. Мелодические интервалы в свою очередь делятся на восходящие и нисходящие: последовательность нот, звучащих снизу вверх или сверху вниз соответственно.
С помощью интервалов мелодии придаётся выразительность и оттенок: минорный или мажорный в основном.
Узнайте больше о музыкальной грамоте на пробном бесплатно мзанятии
Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары
Интервалы в музыке. Общая информация
Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.
Что такое музыкальные интервалы
Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции
Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.
Как найти интервалы на гитаре
Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.
Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.
Самое простое расположение интервалов выглядит так.
Прима
Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.
Малая секунда
Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.
Большая секунда
То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.
Малая терция
Струна на пятом, соседняя выше на третьем.
Большая терция
То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу
Чистая к варта
Обе струны зажимаются на одном и том же ладу
Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.
Чистая квинта
5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.
Малая секста
То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу
Большая секста
То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.
Малая септима
5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.
Большая септима
То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.
Октава
То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.
Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.
Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.
Классификация
Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.
Простые
Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».
Составные
Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.
Благозвучные
Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.
Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.
Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.
Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.
Неблагозвучные
Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.
Таблица интервалов в музыке
Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.
Простые интервалы
Название | Количество тонов | Возможные виды | Звучание |
Прима | 0 | Чистая | Плотное, нейтральное |
Секунда | 0,5; 1 | Малая (0,5 тонов) |
Большая (1 тон)
Большая (2 тона)
Большая – мажорное, радостное, мягкое
Увеличенная (3 тона)
Увеличенная – диссонирующее, напряженное
Чистая (3,5 тона)
Чистая – пустое, нейтральное
Большая (4,5 тона)
Большая – торжественное, веселое, размашистое
Большая (5,5 тонов)
Большая – напряженное, кричащее
Составные интервалы
Название | Количество тонов | Возможные виды | Как звучит |
Нона | 6,5; 7 | Малая (6,5 тонов) |
Большая (7 тонов)
Большая (8 тонов)
Увеличенная (9 тонов)
Увеличенная (9,5 тонов)
Большая (10,5 тонов)
Большая (11,5 тонов)
Как использовать музыкальные интервалы
В первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.
Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.
При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.
Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.
Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.
Обращение
Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.
Ниже приведена таблица обращений интервалов
Основной | Обращенный |
Прима | Октава |
Секунда | Септима |
Терция | Секста |
Кварта | Квинта |
Квинта | Кварта |
Секста | Терция |
Септима | Секунда |
Октава | Прима |
Нона | Септима |
Децима | Секста |
Ундецима | Квинта |
Дуодецима | Кварта |
Терцдецима | Терция |
Квартдецима | Секунда |
Квинтдецима | Октава |
Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.
Как научиться слышать интервалы
Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.
В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.
После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.
Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.
Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.
Терция
Терция (переводится как третья) — интервал равный 3 ступеням и имеющий две разновидности малую и большую, поэтому терции являются несовершенными консонансами.
Малая терция (м3) равна расстоянию в три полутона или 1, 5 тона. В нотной записи звуки терции всегда находятся на равнозначных позициях нотного стана. То есть если основание записано на линейке, то вершина будет также на линейке, если основание между линеек, то и вершина между линеек:
Малые терции
Другое название для малой терции — минорная терция, так как она является основой и отличительной чертой минорного трезвучия. Малая терция звучит грустно, печально. Мелодически терции рассматриваются, как переходные интервалы между поступенным движением и скачками.
Минорная терция является естественным интервалом, так как легко получается из натурального звукоряда, где она образуется между 5 и 6 обертонами.
В тональной музыке мы можем построить минорные терции на 1, 4, 5 ступенях натурального минора:
Если хотите вспомнить, как звучит малая терция то напевайте мелодию Маленькой елочке холодной зимой или Подмосковные вечера.
Мажорная или большая терция (б3) на полутон шире малой, так для того, чтобы получить большую терцию из предыдущих малых нам нужно повысить на полтона верхний звук или понизить нижний. Большая терция строится на 1, 4,5 ступенях мажорного лада и является основой мажорного и увеличенного трезвучия.
Большая терция звучит радостно, светло, как в гармонии, так и в мелодии.
Как известно, из строения обертонового ряда большая терция это первый несовершенный консонанс, который появляется в цепочке обертонов. Что частично объясняет укрепление мажорного лада, как главного в классической музыке.
Прочие виды терций
Терция, как и другие интервалы может быть увеличена и уменьшена. Увеличена равна 2,5 тонам, уменьшенная 1 тону. В чистом мажоре или миноре эти интервалы построить нельзя. Они возникают в результате альтераций лада или аккорда. Например, в септаккорде с повышенной квинтой получаем ув3, а в септаккорде с пониженной ум3:
Терция (интервал)
Те́рция (лат. tertia — третья) — музыкальный интервал шириной в три ступени, обозначается цифрой 3.
Разновидности терции
Акустика терции
Частоты звуков могут по-разному соотноситься в разных строях.
Звучание
Примечания
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
---|---|---|
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Полезное
Смотреть что такое «Терция (интервал)» в других словарях:
ТЕРЦИЯ — (лат. от tertius третий). 1) шестидесятая часть секунды. 2) род крупного типографского шрифта. 3) технический термин в фехтовальном искусстве. 4) в музыке: интервал третьей ступени. 5) третий класс в прежних средних учебных заведениях. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
интервал — См … Словарь синонимов
ТЕРЦИЯ (музыкальный интервал) — ТЕРЦИЯ, см. Интервал (см. ИНТЕРВАЛ) … Энциклопедический словарь
Интервал в музыке — Интервал музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте) одного звука к другому. Звуки, или ступени, диатонической мажорной гаммы образуют следующие И.: унисон, или прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Названия… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Терция — Терция: Терция типографский шрифт, кегль которого равен 16 пунктам. Терция третья ступень диатонической гаммы и интервал к ней от первой ступени. Терция единица времени, равная 1/60 секунды. Терция боевое построение пехоты … Википедия
ТЕРЦИЯ — [тэ ], и, жен. В музыке: третья ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий три ступени звукоряда. Большая т. (интервал в три ступени и два тона). Малая т. (интервал в три ступени и полтора тона). | прил. терциевый, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ТЕРЦИЯ — [тэрция], терции, жен. (лат. tertia третья). 1. Третья ступень диатонической гаммы (муз.). В гамме до мажор терцией является ми. || Тон, отстоящий от принятого за исходный на две ступени вверх или вниз. Терцией вверх от соль является си. Взять… … Толковый словарь Ушакова
Интервал — музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте)одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической мажорной гаммыобразуют следующие И.: унисон или прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ТЕРЦИЯ — ТЕРЦИЯ, смотри в статье Интервал … Современная энциклопедия
ТЕРЦИЯ — см. Интервал … Большой Энциклопедический словарь
Теория 5 : Интервалы
Доброго времени суток. Опять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.
Что же за интервалы такие в музыке? Интервал — латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке — расстояния между двумя звуками.
Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал — это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!
1. Первый — прима!
Это самый простой интервал — повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза — это мелодический интервал — прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность — взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например. Найдем ЛЯ на шестой струне — это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе — вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима — это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует — равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал — у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима — первая.
2. Секунда
Теперь возьмем на пятой струне ноту ДО, а затем РЕ на открытой четвертой струне — это большая секунда. Послушайте, как звучит этот интервал — такие интервалы называются диссонирующими (звучат резко). В музыкальном словаре 1475 года о диссонансе написано: «диссонанс — это смешение разных звуков, по природе оскорбляющие ухо». В то время в музыке отдавали предпочтения консонансам — «благозвучные» интервалы, в которых звуки как бы сливаются, звучат мягко!
Немного истории: европейцы до начала нашего века не проявляли никакого интереса к негритянской музыке, считая, что блюзы и спиричуэлы звучат «грязно»! И лишь после вторжения в классическую музыку импрессионистов, широко использовавших диссонансы, наиболее прогрессивные европейцы открыли для себя удивительный мир негритянской музыки.
А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними — полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.
3. Третий интервал — это терция
Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) — это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина — 2 тона!
4. Кварта
Следующий интервал — кварта — четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).
В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО — полезно послушать, как они звучат. Также полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись! Так что изучайте теорию и не забудьте подписаться на новые посты моего блога! В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!
Не пропадайте.