формирование характера учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности
Описание презентации по отдельным слайдам:
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА, УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА В ОБЩЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эти качества зависят от воспитания родителей, каким будет их ребёнок: усидчивым, трудолюбивым или ленивым, аккуратным. К дошкольному периоду формирование этих качеств заканчивается. Начиная с начальных классов начинает прорабатываться самовоспитание. В средних классах, начинается формирование нравственных и мировоззренческих качеств человека. В подростковом периоде характер человека начинает уже окончательно достраиваться. Но в период полового созревания, когда идут гормональные изменения все черты характера значительно обостряются. К окончании школы характер человека уже полностью сформирован и готов окончательно к жизни.
Если ты хорошо знаком с характером человека, то можно предвидеть, как он поведет себя в тех или иных обстоятельствах.
Характер получает наиболее яркое выражение в поступках, общении, поведении, профессиональной деятельности, накладывая отпечаток на внешность человека. В первую очередь о характере следует судить на основании поступков человека, в которых более ярко отражается их сущность Человеческие поступки, которые часто повторяются, становятся привычными и начинают закладываться в черты характера, которые в дальнейшем начинают влиять на положение человека в социуме и также на отношение к нему со стороны других людей.
Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу.
Сангвиник. Для представленной разновидности темперамента актуальна повышенная жизненная активность. Такой человек быстро откликается на все, что могло бы привлечь его внимание. Имеет достаточно запоминающуюся живую мимику, выразительность. Любая мелочь его может рассмешить или рассердить. Особенного повода к появлению агрессии не понадобится. По выражению лица можно определить настроение человека с данным типом темперамента. Сангвиники довольно работоспособны, активно принимаются за новое интересное занятие, дело. Это хорошие работники, которые могут быть дисциплинированными и ответственными. Сангвинику присущи гибкость ума, импульсивность, находчивость, изменчивость настроения, Для данного типа темперамента также характерна склонность к неустойчивости, достаточно большая подвижность.
Холерик. Этому темпераменту присуще малая чувствительность, достаточно высокая активность. Такие люди обычно несдержанны в своих эмоциях и чувствах, очень вспыльчивы, инертны. Однако стоит сказать, что холерики обладают большой устойчивостью, сложно меняют свои принципы и интересы. Движения человека с холерическим типом резкие и стремительные. Высокая работоспособность и энергия.
Флегматик. Такому типу присуще весьма высокая активность, малая чувствительность и крайняя эмоциональность. Флегматика проблематично удивить и развеселить. Он способен оставаться крайне невозмутимым даже тогда, когда вокруг него все хохочут. Даже при крупных неприятностях он остается спокойным и уравновешенным. Характерна также невыразительная мимика, немного медленная речь. Однако человек с таким темпераментом может быть находчивым и весьма работоспособным. Отличается большой терпеливостью и высоким самообладанием. При всем при этом он довольно сложно сходится с малознакомыми людьми, весьма инертный и трудный на подъем. Основные преимущества данного вида темперамента – самообладание, основательность и постоянство личности.
Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью. Даже незначительный повод его может огорчить и вызвать слезы. Меланхолики очень обидчивы, все воспринимают близко к сердцу. Движения и мимические черты невыразительные, голос преимущественно тихий. Такие люди, как правило, не уверены в себе, робки, любая трудность заставляет их опускать руки. Меланхолики трудно сходятся с людьми, ненастойчивы и малоэнергичны. Работоспособность, деловая активность также небольшая. В спокойной ситуации они могут вполне справиться с жизненными задачами. Замкнутые в себе, необщительные, спокойные, легко уязвимые – это про меланхоликов
Темпераменты индивида и характер. Темперамент слабо влияет или совсем никак не влияет на особенности того или иного характера. Это совершенно разные понятия, которые не стоит путать. Темперамент никак не определяет мировоззрение, внутренние убеждения и уникальные взгляды человека. Он лишь помогает понять и осознать поведение индивида и его уникальный характер. Насколько индивид уравновешен, гибок, говорит о его качественных способностях и возможностях, которые влияют на трудовую или иную другую деятельность человека. Темперамент способен преобразоваться под влиянием неповторимых качеств человека. Преобразование и развитие особенностей темперамента и характера является взаимозависимым процессом.
1. Какой у вас характер? А) спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый. Б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный. В) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый. Г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску. 2. Какие эмоции вы наиболее часто испытываете? А) положительные, бурных реакций нет. Б) Страх В) Гнев, бурные эмоции Г) Положительные эмоции, много смеюсь. 3. Какие игры вам нравятся? А) уединенные, тихие, спокойные. Б) уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими. В) азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные. Г) всякие, но чтобы было весело. 4. Как реагируете на наказание? А) практически без эмоций Б) негативно, с обидой В) на словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом. Г) спокойно. 5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях? А) малоэмоционально Б) пытаюсь избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения) В) пытаюсь сопротивляться (потребность борьбы) Г) проявляю любопытство (выраженное позитивное отношение)
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
Тема: « Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности »
Автор: Покровская Полина Алексеевна, обучающаяся I курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах ГБПОУ НГК
Руководитель: Козлова С.А., преподаватель истории и обществознания ГБПОУ НГК
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
Покровская Полина Алексеевна
44.02.02 Преподавание в начальных классах, 1 курс, группа 146к2.
Козлова Светлана Александровна
Преподаватель истории и обществознания.
Срок реализации проекта:
Сентябрь – декабрь 2018 год
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
Что такое характер, позитивные и негативные качества черт характера.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект:
Недостаток знаний о своем характере
Основные цели и задачи проекта
Узнать о характере, его формировании и о его особенностях в общении и профессиональной деятельности.
Узнать, какие черты характера преобладают.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:
Узнать, что такое характер и рассмотреть черты характера, их позитивные и негативные качества.
Ответить на вопросы теста на акцентуацию характера по Леонгарду.
Результат (продукт) учебного проекта:
Презентация и тест на акцентуацию характера по Леонгарду.
Наименование разделов Стр.
ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА…………………. 5
Противоречивый характер………………………………………. 6
Акцентуации характера………………………………………….. 9
Акцентуации темперамента……………………………………. 9
На протяжении всей своей жизни каждый человек проявляет свои индивидуальные особенности, которые отображаются не только в его поведении или же специфике общения, но и обуславливают отношение к деятельности, себе и другим людям. Все эти особенности, проявляющиеся в жизнедеятельности, как в научном обиходе, так и в быту называют характером.
Что-то заложено в нас с самого рождения, а что-то развивается со временем. Именно это и делает из нас полноценную личность со своими особенностями.
ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА.
Под характером подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических качеств отдельного человека.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. Черты темперамента в характере содержатся в преобразованном виде. Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические факторы. Говоря о характере, мы подразумеваем совокупность свойств и качеств личности. Черты характера составляют жизнь человека, его общение в обществе, его образ жизни.
Становление характера зависит от социальных групп, в которые входит человек (семья, коллектив на работе или учебе и др.). Но наиболее сильно на характер влияет профессия, которая связана с умением быстро реагировать в нестандартных и критических ситуациях.
В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека.
Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью;
сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью;
меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью;
флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Структура характера – это устойчивая и закономерная система зависимостей между его отдельными чертами: стержневыми и поверхностными, устойчивыми и ситуационными, основными и второстепенными.
Цельный характер – характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.
ГРУППЫ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА.
Следующая группа включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Позитивными чертами характера являются уверенность в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно завышенная самооценка, излишняя строгость к себе, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость.
Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Центральное место занимает характер, соединяя все особенности человека вместе. Он меняется, в зависимости от вида деятельности человека, окружающего его коллектива, проблем, с которыми он сталкивался и опытом, полученным от жизни. Одни люди предпочитают трудности, другие – любят легкое решение проблем. Это тоже черты характера.
Карл Леонгард — немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» — одной из первых типологий личностей.
Как считал Карл Леонгард: Акцентуации характера – это чрезмерно выраженные черты характера и темперамента.
Карлом Леонгардом выделены десять типов акцентуаций характера, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративная, педантичная, застревающая, возбудимая) и акцентуации темперамента (гипертимный и гипотимный, циклотимный и зкзальтированный, тревожно-боязливый и эмотивный).
Человек должен знать сильные и слабые стороны своего характера, когда выбирает свою будущую профессию. От характера зависит, будет ли он хорошим работником. Конечно, можно изменить свой характер, но для этого требуется большой самоконтроль и дисциплина. Культурный и воспитанный человек властен над своим характером и может его менять, ну а если человек безответственный, то и повлиять на свой характер он не сможет. Часто люди перекладывают ответственность с себя на свой характер. Это абсолютно неправильно. Каждый должен отвечать за свои поступки, а тем более за свой характер.
Вопросы Карла Леонгарда — Акцентуации характера и темперамента
Инструкция теста акцентуации характера по Леонгарду:
Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Помните, что правильных и неправильных вопросов не существует, поэтому не стоит подыгрывать себе .
Обработка результатов методики акцентуации характера:
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
Предположения об акцентуации характера можно делать только тогда, когда сумма больше 12 баллов.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла.
Ключ к тесту акцентуации характера:
1.Демонстративность/демонстративный тип:
«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
«-»: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2.Застревание/Застревающий тип:
«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
«-»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3.Педантичность/Педантичный тип:
«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
«-»: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4.Возбудимость/ Возбудимый тип:
«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на 3.
5.Гипертимность /Гипертимный тип:
«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6.Дистимность/ Дистимный тип:
«+»: 9, 21, 43, 75, 87.
«-»: 31, 53, 65.
Сумму ответов умножить на 3.
7.Тревожность/ Тревожно-боязливый тип:
«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
«-»: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8.Экзальтированность/ Аффективно-экзальтированный тип:
«+»: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9.Эмотивность/ Эмотивный тип:
«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
«-»: 25.
Сумму ответов умножить на 3.
10.Циклотимность/ Циклотимный тип:
«+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить на 3.
Приложение 3.
Описание результата теста акцентуации характера:
1. Демонстративная акцентуация (психокоррекция: демонстративный характер)
Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов.
Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.
Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения).
Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит.
Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается.
Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающая акцентуация (психокоррекция: застревающий характер)
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.
Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей.
Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичная акцентуация (психокоррекция: педантичный характер)
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.
Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимая акцентуация (психокоррекция: возбудимый характер)
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений.
Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной.
Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков.
Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться.
Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимная акцентуация характера (психокоррекция: гипертим)
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимы, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими.
Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.
Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов.
Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству.
Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимная акцентуация (психокоррекция: гипотим)
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость.
Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни.
Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожная акцентуация (психокоррекция: тревожная акцентуация)
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.
Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования.
Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.
Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.
Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,
8. Экзальтированная акцентуация (психокоррекция: экзальтированная акцентуация)
Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения.
Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных.
Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов.
В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивная акцентуация ( психокоррекция: эмотивная акцентуация)
Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам.
Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон.
Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимная акцентуация (психокоррекция: циклотимная акцентуация)
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.
Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий.
Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям.
У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.