формы командной работы на уроке
КОМАНДНАЯ РАБОТА – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Боровикова Елена Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 182 с углубленным изучением литературы и математики»
Дружный и хорошо работающий коллектив – мечта любого руководителя, поскольку организация командной работы занимает большой процент его времени.
Ключевые слова: коллектив, командная работа, проект, ведущий метод, игра в команде.
A friendly and well working collective is a dream of any leader, as organization of command work occupies the large percent of his time.
Keywords: team, teamwork, project, leading method, the game as a team.
Коллектив – это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно-значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом. (1, с 47 )
Небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Команда проходит эволюцию от рабочей группы (Working Group), которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества (High Performance Team).
В нашей деятельности ведущим стал второй метод, в частности, командная игра. Командные игры – это веселые, динамичные соревнования-путешествия по станциям, которые быстро и эффективно включают детей в игру, позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Самое главное – научиться работать в команде: распределять обязанности, уметь “командовать” и “подчиняться”, брать на себя ответственность, предлагать идеи и доводить начатое до конца.
Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между детьми, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей.
Что дожжен знать каждый член команды:
Общую цель команды;
Свои задачи и их взаимосвязь с общей целью;
Задачи своих членов команды;
Свою роль в команде и ответственность;
Роль и ответственность других членов команды;
Результаты своей работы и других членов команды;
Критерии оценки результатов;
Ожидание от него других членов команды;
Общепринятые правила, нормы, стандарты совместной работы;
Три условия развития эффективно работающих команд
Информация. Взаимоотношения. Сопричастность
Роли в команде проекта.
Координирует: поясняет утверждения и показывает их связь с другими утверждениями, анализирует предлагаемые варианты.
Ищет информацию: запрашивает фактическую информацию о задачах группы или методиках их исполнения, просит разъяснений относительно предложений
Гармонизирует: улаживает споры и разногласия, акцентирует общность взглядов.
Представляет информацию: предлагает информацию для использования в решении задач, разъясняет предложения
Ориентирует: помогает группе придерживать плана, обнаруживает отклонения, предлагает процедуры для повышения эффективности работы группы.
Ищет мнения: запрашивает мнения относительно обсуждаемого вопроса.
Поддерживает-вдохновляет: высказывает одобрение предложений других участников, демонстрирует теплое и чуткое отношение к ним.
Высказывает мнения: делает утверждения по обсуждаемым вопросам.
Сопровождает: последовательно продвигается по всем этапам вместе с командой, принимает чужие идеи, выражает согласие.
Проверяет целесообразность: сопоставляет предлагаемые решения с реальным положением дел.
Индивидуальные роли (нефункциональные).
В каждой проектной команде, которая стремится эффективно организовать свою работу, независимо от ее численного состава, должны выполняться следующие 8 ролей:
Председатель, оформитель, генератор, критик, рабочая пчелка, опора команды, добытчик.
Стадии развития команды:
На каждой стадии существуют свои особенности ПОВЕДЕНИЯ в ОТНОШЕНИИ ЗАДАНИЯ, которым соответствует предпочтительный СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Требования к лидеру команды
Является компетентным в профессиональной сфере;
Обладает развитыми организаторскими способностями, умеет распоряжаться временем, грамотно планирует рабочую нагрузку, как для себя, так и для других;
Не исходит из произвольных и эмоциональных оценок членов команды, умеет оценивать их адекватно;
Является творческим человеком, умеет мыслить неординарно, свободен от стереотипов;
Мыслит позитивно, настроен на достижение успеха, а не на бегство от неудач;
Не только имеет свою положительную индивидуальную мотивацию, но также позитивно мотивирует команду;
Является компетентным в сфере общения;
Выступает как носитель прямой коммуникации: не манипулирует другими членами команды, а прямо выражает свои требования и замечания;
Компетентность в сфере адаптивного решения межличностных конфликтов;
Внимательность к членам команды, видит их способности, понимает индивидуальность каждого;
Является носителем командных ценностей;
Следует общечеловеческой этике, поступает согласно «кодексу чести»;
Нацеленность на интеллектуальное и духовное развитие;
Способен заглянуть далеко в себя, умет честно анализировать свои решения и поступки;
Не доминирует (но и команда не полагается на него чрезмерно);
Является «человеком команды», верит в нее и умеет развиваться вместе с нею.
Требования к «рядовым» членам команды
Итак, что делает лидер:
Лидер принимает решения.
Лидер дает задания.
Лидер не стесняется говорить «Я считаю», «Я полагаю», «Я думаю».
Лидер самостоятельно планирует свою работу: он решает, когда, сколько и над чем именно он будет работать.
Лидер задает вопросы.
Лидер держит паузу столько, сколько считает нужным.
Лидер занимает «много места».
Лидер намечет цели.
Лидер несет ответственность.
Лидер, наконец, высказывает оценки.
В заключении хотелось бы привести слова выдающегося американского баскетболиста Майкла Джордана:
«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты».
Пешкова В.Е. Педагогика. Теория и методика воспитания. Курс лекций. Учебное пособие. – Москва-Берлин, 2015
Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.
Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. по-собие. – М.: Дело, 2003. – С.717-719.
Научная статья «Командная работа уроке как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников»
«Командная работа на уроке как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников».
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1, 8 ].
Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития.
Низкий уровень коммуникативной компетентности отражается на отвержении и травли детей одноклассниками, переживании одиночества, проявлении враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным друг к другу, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения.
Миссия школы состоит в том, чтобы формировать у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Это и позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе. На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования, которая пропагандирует командное взаимодействие.
Актуальность данной проблемы послужила основной для избрания её в качестве темы работы «Командная работа как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников».
Цель работы: изучение возможностей применения командной работы в процессе формирования коммуникативных способностей младших школьников.
Практическая значимость исследования видится в том, что его материалы и рекомендации можно использовать для развития в обучающихся навыков и компетенций 21 века на каждом уроке.
1. Позитивная взаимозависимость. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды. Где действует принцип: успех одного означает успех других: дети чувствуют, что они вместе, взаимозависимы. Успех не может быть достигнут без участия каждого.
2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель команды ответственен за достижение цели, каждый должен выступить перед кем-то другим. Ученики чувствуют, что их видят.
3. Равное участие. Необходимо создать условия для равного участия каждого ребёнка: время равное, количество очередей равное. Ученики чувствуют, что у них равный статус.
4. Одновременное взаимодействие. Это ответ на вопрос: какой процент учеников очевидно взаимодействует одновременно? Дети себя чувствуют вовлечёнными в процесс.
Основной формой работы являются групповые формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, умения совместной работы со сверстниками. Приемы работы таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет [5, 22].
В процессе совместной работы (и неформального общения) удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации и, как правило, с высоким уровнем знаний. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого.
Общеизвестно, что нет двух абсолютно одинаковых людей. У каждого своя внутренняя энергетика, сила характера, способности и наклонности к различным непрофессиональным видам деятельности, к общению, к искусству и т.п.
В команде постепенно проявляются затейники, умельцы, мыслители и т.д., получившие признание всей команды. Личностные способности членов команды в итоге становятся неформальным ресурсом команды, который может быть целенаправленно использован в различных ситуациях.
Таким образом, в команде происходит неформальное распределение между членами команды различных ролевых функций для разрешения проблем в благоприятном для команды направлении. В команде складываются стереотипы распределения ролей в типовых, часто повторяющихся ситуациях. В спонтанных ситуациях команда оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу «у тебя это получится лучше всех» [6].
Однако довольно часто команды состоят из людей, занимающих определенную должность, которая, собственно, и задает им «границы» роли. В этом случае распределение ролей в команде целесообразно проводить на время «мозгового штурма» и не распространять на собственно производственную деятельность.
Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужно ролевое распределение, если есть профессиональные функции? Гибкое ролевое распределение повышает уровень мобильности команды, а также степень ее адаптируемости в слабо предсказуемых условиях (что в особенности характерно для рыночной экономики в нашей стране).
Главный ресурс команды заключается и в том, что члены команды могут «подстраховать» друг друга в сложной ситуации. Возможность «примерить» на себя разнообразные роли формирует дополнительный ресурс для выполнения членами команды своей «страховочной» функции. Чтобы сочетать «игровой момент» с ощущением индивидуального вклада в общее дело, к названиям ролей нужно подходить творчески, не скупясь на яркие образы, метафоры. К выделению, называнию и распределению ролей команда может посвятить специальное время. Такие дискуссии проходят весело и создают дополнительные ресурсы для поддержания «командного духа».
Факторы, определяющие роли в команде:
непосредственная профессиональная деятельность, должностные обязанности;
взаимодействие команды с внешними партнерами, клиентами;
«склад ума» каждого члена команды и конкретные ситуации;
процесс жизнедеятельности команды и динамика ее успешного развития.
Рассмотрим сингапурскую методику обучения, она очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт, систематизировав его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают.
Метод кооперативного обучения, в отличие от традиционной групповой работы, предусматривает создание не просто группы, а команды между учащимися, где результат работы зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии [22].
1)около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать;
2)исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания;
3)резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель»;
4)каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения;
5)обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет;
6)у учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику;
7)любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Недостатки и риски:
Этой методике надо сначала научить, для этого учитель должен найти время на обучение методике на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Статичность сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе. На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования [18, 10].
На время урока имена отменяются – детей нумеруют, разбивают на четвёрки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и его выполняет. Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность. Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленные на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик».
Современный урок по Сингапурской методике – это:
— урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
— урок, содержащий разные виды деятельности;
— урок, на котором ученику комфортно;
— урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;
— урок развивает у детей креативное мышление;
— урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
— урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности [14, 2].
Изучив данную проблему, можно сделать следующие выводы:
В процессе обучения командная работа играет огромную роль. Команда помогает ребёнку адаптироваться в коллективе, то есть является средством развития коммуникативных умений. В процессе совместной работы (и неформального общения) удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации и, как правило, с высоким уровнем знаний. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого.
1. Закон РФ от 29.09.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.14) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): текст с измен. и доп. на 2015 г./ М- во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2015 г.
3. Алишев Т.Б Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня// Мегариф.- 2014.- №2.- с.52-53.
4. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.
5. Арапова П.И. Выбор младших в ходе групповой воспитывающей деятельности // Начальная школа.-2015.-№5.-с.22.
6. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.–М.: ВЛАДОС, 2001. – с.176.
7. Богатырёва С. Г Комплексная диагностика коммуникативной компетенции учащихся младших классов//Начальная школа.- 2017.- №2.- с.18.
8. Возрастные особенности младших школьников//Начальная школа.-2016.-№2-с.6.
9. Гавриленко Н.У Психолого – педагогические особенности детей младшего школьного возраста//СПО.- 2019.- №3.- с.23.
10. Долян Е. И Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий//Начальная школа.- 2014.- №12.- с.14.
11. Доровопих И. С Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? //Начальная школа.- 2016.- №3.- с.29.
12. Дьяченко В. К Коллективный способ обучения.- М.: Народное образование, 2004.- с.134.
13. Журавлёв А.Ю. Развитие коммуникативных навыков студентов в процессе организации деятельности творческих коллективов//Среднее профессиональное образование.-2018.-№5.-с.27.
15. Меньшикова Е. В Эмоциональное отношение к учёбе младших школьников//Начальная школа.- 2014.- №2.- с.17.
16. Психология в работе учителя.-М.:ВЛАДОС, 2000.-с.31.
17. Психология современного младшего школьника//Начальная школа + ДО…-2014.- №2.- с.3-96.
18. Фролов Д. Ф Технология создания команды.- М.: Речь, 2004г.- с. 8-19.
Статья «Коллективные формы работы на уроке»
Коллективные формы работы на уроке
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации учебы. Одной из таких форм является коллективная. На первом этапе изучаются правила общения:
1. Отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом.
2. Ученик, ответивший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для исправления ошибки.
3. Исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него. Диалогическая форма общения.
4. Для рецензирования ответов следует выбирать самому себе товарища.
Следование этим правилам поможет взаимодействию учащихся на уроке. Одной из форм коллективной работы является деятельность в паре. Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций: информационных, организационных, контрольных и частично оценивающих. Пары могут быть постоянного и временного состава. Один из учащихся должен иметь высокий уровень подготовки. Это способствует успеху в обучении.
Работа в паре включает такие этапы:
1. Определение учителем цели и постановки учебных задач на весь период работы.
2. Краткий инструктаж учащихся, включающий ознакомление с формой и методом обучения.
3. Предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий, включающая обсуждение и составление плана выполнения задания и определение способов его решения.
5. Наблюдение учителя за деятельностью учащихся и ее корректировка.
6. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания.
7. Сообщения учащихся о результатах.
8. Оценка учителем работы конкретной пары.
Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний. Парная работа позволяет закрепить материал программы, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и в итоге систематизировать знания учащихся.
Парная работа на уроках освоения новых знаний. Пример такой работы.
А.Н. Островский «Гроза». Учебные задания, цель которых – освоение художественного текста, для пары постоянного состава могут быть такими:
1. Прочитайте текст (действие 2, явление 4). Проанализируйте, как ведут себя Катерина, Тихон. Каково ваше отношение к ним?
2. Охарактеризуйте поведение Катерины (действие 2, явление 10). Какой предстает она в данной сцене? Какие чувства владеют ею?
3. Прочитайте текст (действие 4, явления 5, 6). Как ведут себя в этих эпизодах Катерина, Кабанова, Тихон, Варвара? Раскройте смысл их реплик. Какие мысли и чувства скрываются за словами персонажей пьесы? Как это характеризует их?
4. Прочитайте текст (действие 5, явление 2, 3, 4). Какой вы представляете Катерину в этих сценах? Сочувствуете ли вы Катерине? Оправдан ли ее поступок?
Образ Катерины. Он помогает понять характер героини. Ведь в этих сценах отражены самые сложные и решительные моменты ее жизни. Подготовка к освоению темы «Острота внутреннего конфликта Катерины».
Примеры листа взаимного контроля по теме «Однородные члены предложения»
1. Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
2. Как однородные члены предложения соединяются между собой? Назовите виды связи между однородными членами предложения. Приведите примеры.
3. Назовите группы сочинительных союзов.
4. Знаки препинания при однородных членах предложения: назовите случаи, когда при однородных членах предложения ставится запятая, приведите примеры; назовите случаи, когда при однородных членах предложения запятая не ставится. Приведите примеры.
5. Найдите в данных предложениях однородные члены, объясните способ связи между ними, составьте схемы однородных членов.
Родине, народу отдает молодежь свои силы и жар сердец. Много трудностей испытал народ, но не отступил от намеченных целей. Не только молодежь, но и юные граждане верны заветам Родины.
Работа с карточками.
Подчеркните однородные члены, определите, как они соединяются.
Бытовые картины изображают события повседневной жизни, события, близкие и понятные каждому. И в будничной жизни художник умеет раскрыть глубокие чувства. С любовью выписывает лица своих героев, все мелочи обстановки, словно говорит зрителю: присмотритесь внимательно, как живут люди. Неужели не трогают вас их страдания, их маленькие радости?
Картины, на которых изображены овощи и фрукты, посуда и другие предметы, художники называют французским словом «натюрморт». В переводе это слово означает «неживая природа». Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, лето и другие времена года, пробудить радость или грусть.
Каждый из вас с интересом читает исторические повести и романы. В картинной галерее тоже есть такие романы в красках. И Петра Великого, и стрельцов, и царевну Софью, и удалых запорожцев увидите вы на полотнах художников. Увидите и батальные картины былых сражений. О славе наших предков, о силе народной рассказывают эти увлекательные полотна.
Грозные волны с брызгами и пеной, гибнущие корабли, прибой у крутых прибрежных скал изображают на своих полотнах художники-маринисты. Так называют живописцев, создающих морские пейзажи, а их работы называют маринами. Маринисты пишут море и в бурю, и в штиль, когда бессильно повисают паруса кораблей.
Перепишите схемы, расставляя знаки препинания. Под каждой из них напишите предложения, в которых однородные члены были бы соединены именно таким образом. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены в ваших примерах.
О а именно О О О и О.
Работа с перфокартами.
Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
И радость встреч, и горечь разлук – мы все испытали.
Все мне дорого: горы дивные, города и заводы новые, и Кремля купола старинные, и ракеты, в полет готовые.
Раздумье ив и лодок на приколе, раздумье в землю вросшего жилья, раздумье леса и раздумье поля – все это тоже Родина моя.
Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку.
И светлая мечта, и интересное дело, и полет фантазии – все подвластно юности.
Этот юноша брал всем: силой и смелостью, и ловкостью, и умом, и душевной щедростью.
Юноша был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик.
Знать, желать, делать – все это взаимосвязано в человеке.
Честность, мужество, воля, выдержка, смелость – все это должно быть присуще каждому человеку.
Юности подвластно все: и светлая мечта, и интересное дело, и полет фантазии.
Подготовьте сочинение-миниатюру, развивая приведенное начало. Используйте в сочинении однородные члены предложения. Озаглавьте его.
Как ты прекрасна, как хороша! С чем сравнить тебя? Разве только с радугой разноцветной?
Подготовьте сочинение на лингвистическую тему.
Однородные члены предложения, способы связи между ними, ряды однородных членов в предложении.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами, при однородных членах с обобщающими словами.
Работа с листом взаимного контроля рассчитана на весь урок. Ответы 1-4 ученик проговаривают друг другу и приводят примеры. Задания 5,6 выполняем по плану: чтение, анализ, сопоставление, объяснение. Задания 7 и 9 выполняем индивидуально. Задание 8 тоже самостоятельно. Взаимоанализ. Задание 10 выполняем самостоятельно. Затем ученик обмениваются тетрадями, анализируют работу друг друга.
Таким образом, работа над листом взаимного контроля начинается с актуализации знаний по теории, затем практикум и подводим итого с помощью сочинения.
Работа в паре постоянного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знаниями, помогает познать себя и окружающий мир.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.