формы работы с обучающимися в дополнительном образовании

Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»

формы работы с обучающимися в дополнительном образовании. Смотреть фото формы работы с обучающимися в дополнительном образовании. Смотреть картинку формы работы с обучающимися в дополнительном образовании. Картинка про формы работы с обучающимися в дополнительном образовании. Фото формы работы с обучающимися в дополнительном образовании Татьяна Пятлина
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.

Известный педагог – новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.

Формы занятий в дополнительном образованиидолжны соответствовать следующим требованиям:

• Иметь развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие у детей природных задатков и интересов.

• Быть разнообразным по содержанию и характеру проведения.

Основываться на развивающих методиках.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

Формы проведения занятийподбираются педагогом с учетом:

• возрастных психологических особенностей учащихся;

• цели и задач образовательной программы;

• специфики предмета и других факторов.

Традиционные формы занятий.

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

Передвижение группы людей с определенной целью.

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

• Утренник, праздник т. д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы, совершенствуют навыки публичных выступлений и обогащают чувственное восприятие.

Нетрадиционные формы занятий.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании чаще всего используют молодые преподаватели.

• Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

• Психологическое занятие.

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Нетрадиционные формы обучения предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Формыорганизации деятельности могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).

Возможные формы проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, защита проектов, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, консультация, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, профильный лагерь, поход, размышление, рейд, репетиция, ринг, сбор, семинар, сказка, смотрины, соревнования, спектакль, студия, творческая встреча, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.

Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Источник

Современные подходы, принципы и формы организации учебного процесса в дополнительном образовании.

Современные подходы, принципы и формы организации учебного процесса в дополнительном образовании.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам делает выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности учащегося.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

базироваться на развивающих методах обучения детей;

Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает.

— обладать психолого-педагогическими знаниями;

— использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

— основываться на социальном заказе общества;

— отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов.

Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений и навыков.

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей учащихся данной группы, их учебной подготовленности, развития.

Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки, которые возможно формировать на учебном материале занятия.

Задачи развития учащихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

— изучение нового материала;

— применение знаний на практике, формирование практических умений;

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

— изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

— закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);

— обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.);

— комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:

— создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

— целесообразное расходование времени занятия;

— применение разнообразных методов и средств обучения;

— высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

— практическая значимость полученных знаний и умений.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Утренник, праздник – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

Психологическое занятие – проведение уроков психологической культуры личности; позволяет педагогам дополнительного образования оказать своевременную, квалифицированную помощь обучающимся.

Практические методы Упражнения, тренинг, репетиция, конспект, составление докладов, реферат, защита проекта.

Словесные методы Лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

Графические методы составление таблиц, схем, графиков, диаграмм, работа с картами, схемами.

Наглядные методы наглядные материалы, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, фотографии, схемы, модели, предметы, муляжи, видеоматериалы.

Игровые методы дидактические, развивающие, познавательные, игры на развитие памяти, глазомера, внимания, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра, игры – конструкторы.

Проектные и проектно-конструкторские методы разработка проектов, моделирование ситуации, создание моделей, создание творческих работ, разработка сценариев.

Методы проблемного обучения проблемное изложение материала, анализ проблемы, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, формулировка и решение проблемы учащимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием опорных схем, алгоритмов.

Методы программированного обучения объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно, самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

Психологические и социологические методы анкетирование, интервьюирование, тесты, создание и решение различных ситуаций.

В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:

— каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

— любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

— построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Выполняя самостоятельную работу на занятии, учащиеся часто заняты однообразным делом, чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

На занятиях от учащихся требуется высокая активность, мобильность и включенность. Чтобы достигнуть высокой эффективности занятия и усвоения материала, следует учитывать физиологические и психологические особенности учащихся, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость и напряжение. К одним из таких видов работы можно отнести психологические релаксационные паузы-минутки, которые, помогают снять усталость, нервное и психологическое напряжение. Дети очень любят такие паузы, а минутки, потраченные на отдых, идут только во благо занятия.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учащимися запомнить материал. Релаксация должна освобождать от умственного напряжения.

Для лучшего усвоения материала на занятиях, для создания благоприятного психологического климата необходимо включать в ход занятия небольшие упражнения, направленные на снятие стресса и усталости.

Таких упражнений разнообразное множество, каждое из них имеет определенную цель и смысловой характер. Несколько примеров таких упражнений:

Упражнение № 1: «Две минуты отдыха».

Цель: возможность быстро отдохнуть от теоретической и психологической нагрузки.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: инструкция «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там. Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».
Дав инструкцию, педагог сам может присоединиться к тем, кто отдыхает.

Обсуждение упражнения: В конце упражнения педагог может начать рассказывать о своих впечатлениях, а затем спросить учащихся желают ли они поделиться своими эмоциями и настроением.

Упражнение № 2: «Поза и эмоциональное состояние».

Цель: разминка во время занятия.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: педагог просит нескольких человек (4-5 человек) изъявивших желание принять участие в упражнении выйти к доске. Остальные учащиеся, оставшиеся на своих местах должны внимательно наблюдать за участниками.

Преподаватель просит участников по очереди принимать позы:

– заинтересованного чем-то человека;

1.Дети, наблюдающие за тем, как каждый из участников показывал того или иного человека, должны проголосовать, кто из участников лучше всех справился с заданием. Проголосовать можно разными способами, с помощью поднятых рук или аплодисментов.

2.Обратная связь от участников упражнения:

— Что вы почувствовали, принимая разные позы?

— Какая поза вам больше всего понравилась?

Упражнение № 3: «Передача хлопка».

Цель: создать положительный настрой перед началом занятия.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз. Если кто-то сбился, то упражнение повторяется сначала, до тех пор, пока дети не выполнят задание без сбоев.

Педагог как наблюдатель высказывает свое мнение о том, по каким причинам случались сбои, кто был более внимателен и активен.

Цель : обучить избавляться от всего негативного, неприятного настроения.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: педагог просит встать всех детей и выйти из-за стола. Инструкция: «Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее».

Педагог спрашивает учащихся: «Ваше самочувствие после выполнения упражнения?»

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность не только отдохнуть, но и снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности.

В заключении хотелось бы отметить, что занятие должно проходить, прежде всего, в условиях психологической комфортности для учащихся.

Основная задача педагога:

— создание эмоционально положительного фона в обучении, общении;

— стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи учащимся;

— использование чередования интенсивности в обучении и психологической релаксации.

Источник

Статья «Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании»

Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании

Автор: Вагайцева Е.С.,

методист МБУДО ГЦДО и СП «Лидер»

Принцип вариативности дополнительного образования подразумевает под собой не только возможность выбора ребенком направлений и видов деятельности, приоритетных для него, разнообразие общеобразовательных программ, разноуровневость обучения, но также и разнообразие организационных форм проведения учебных занятий, основанных на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии их творческих способностей.

Выбор формы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, содержанием реализуемой программы, целью и содержанием конкретного занятия, а так же мастерством педагога. На практике целесообразно сначала определить специфику занятия, его тип, а затем подбирать подходящую для проведения форму.

В настоящее время принята следующая классификация занятий по типам:

Ниже приведены некоторые формы организации занятий, которые педагог может использовать, проектируя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Акция – разовое действие, предпринимаемое для достижения определенное цели.

Бой – соревнование между группами, отдельными людьми, в частности взаимообмен заданиями чаще всего по определенной теме.

Викторина или брейн-ринг – игра в ответы и вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Воркшоп — это событие-мастерская, на котором все участники вовлечены в активную групповую работу и в итоге получают единый группой результат работы.

Выставка – отчет деятельности обучающихся, может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного (персональные) обучающегося.

Глоссирование – метод схематизации понятия, составления символов; составление своего рода «базы данных» по определенной тематике.

Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого решения.

Защита проекта – презентация решения общей проблемы.

Конкурсно-игровая программа – набор игр, конкурсов, розыгрышей или забав, объединенных одной тематикой.

Конференция – мероприятие, на котором участники (исследователи) презентуют, защищают, обсуждают научно-исследовательские работы или доклады на определенную тему.

Мастер-класс – интерактивная форма проведения занятия, в которой происходит практическая передача знаний от специалиста (педагога) обучающемуся.

Мозговая атака или мозговой штурм – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире, подразумевающая под собой сбор сведений об определенном объекте или явлении.

Ролевая игра – эта форма во многом похожа на деловую игру, но специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль, в соответствии с которой он определяет свои действия.

Экскурсия или экспедиция – поездки или выходы с ознакомительными и информационными задачами

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности (в том числе интеллектуальная или художественная эстафета).

Источник

Современные формы воспитательной работы в дополнительном образовании.

Современные формы воспитательной работы в дополнительном образовании

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу разработать и использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности обучающихся дополнительного образования.

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении. Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;

– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.

К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими обучающимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Методика работы с детским коллективом. Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

– профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

– педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

– воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;

– лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Использование нескольких несложных педагогических приемов поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива. Начать работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того, чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.

Еще одним способом объединения обучающихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Методы, средства и принципы воспитания.

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения.

Существует много классификаций методов воспитания. Педагоги дополнительного образования традиционно используют в работе методы по классификации Ю. К. Бабанского, который выделил три группы методов по их месту в процессе воспитания:

– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Средства воспитания – это источники формирования личности. К ним относятся:

– различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);

– произведения и явления духовной и материальной культуры;

– конкретные мероприятия и формы работы.

Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы.

В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление обучающегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.

7. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности обучающихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.

8. Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития обучающихся.

Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н. Е. Щурковой).

Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

— Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);

— Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);

— Содержательная (предметная) деятельность;

— Завершение. Проекция на будущее.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

— Переход от педагогики требований к педагогике отношений;

— Гуманно – личностный подход к ребёнку;

— Единство обучения и воспитания.

Положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание:

— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

— возрождение национальных культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Гуманно – личностная технология Ш. А. Амоношвили. Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили являются:

— способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

— развитие и становление познавательных сил ребенка;

— идеал воспитания – самовоспитание.

Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

— идея включения детей в улучшение окружающего мира;

— идея соучастия детей в воспитательном процессе;

— коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

— комплексный подход к воспитанию;

— личностный подход, одобрение социального роста детей.

— в воспитании нет главного и второстепенного;

— воспитание – это прежде всего человековедение;

— эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

— принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

— культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

— приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Функции воспитательной работы.

Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и обучающиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы. По классификации, предложенной Е.В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Индивидуальные формы пронизывают всю воспитательную де­ятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в груп­повых и коллективных формах и в конечном итоге определя­ют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совмест­ного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкрет­ной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать обучающегося, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характе­ру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнения­ми. В индивидуальных формах работы заложены большие вос­питательные возможности.

К коллективным формам работы относятся прежде всего различные конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные сорев­нования и др. В зависимости от возраста обучающихся и ряда дру­гих условий педагоги могут выполнять различную роль при ис­пользовании этих форм: ведущего участника, организатора; ря­дового участника деятельности, воздействующего на детей лич­ным примером; советчика, помощника детей в организации деятельности.

1. Дереклеева Н. И.Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.

2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Маленкова Л. И.Воспитание в современной школе. – М., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *