формы работы с обучающимися и родителями законными представителями классного руководителя включают
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся
Успешное осуществление обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы должна выступать школа. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для получения хорошего результата воспитания учителя и родители должны стать союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно в семье ребёнок получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Но важную роль в воспитании ребёнка играет и школа. Без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается.
Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Кроме того, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Элементами системы работы с родителями являются изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главной целью в работе с родителями ставлю:
— максимальное сближение интересов родителей и учителей-предметников по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению.
— повысить компетентность родителей в области воспитания детей, повысить педагогическую культуру родителей;
— пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, семейных ценностей, здорового образа жизни;
— предоставлять разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей с детьми;
— мотивировать родителей на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;
— укреплять семейные традиции и связи поколений.
-у становить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
-о бъединить усилия для полноценного развития и воспитания.
-а ктивизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Приоритетными направлениями в работе с родителями являются:
— мотивация обучения, интересы ребёнка, его жизненные планы;
— формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере досуга, культуры, самостоятельной деятельности;
— совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления
— совместная забота о здоровье детей;
— установление взаимопонимания между поколениями.
Условия работы с родителями:
— психолого-педагогическое просвещение родителей;
— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
— участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Принципы общения с родителями.
Помнить, что их дети – самое дорогое в их жизни. Стараться о проблемах ребёнка сказать так, чтобы не обидеть и не унизить достоинство родителей.
Организовать и провести встречу с родителями так, чтобы она стала для них полезной и продуктивной, чтобы с каждого собрания родители ушли, вооружившись новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями:
-изучение семей и условий семейного воспитания;
-информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе и в школе;
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-взаимодействие с родительским комитетом;
-совместная деятельность родителей и учащихся.
Основные формы связи школы и семьи:
К индивидуальным формам работы относятся следующие: посещение семьи, приглашение в школу, индивидуальные консультации, переписка.
К групповым формам работы относятся следующие формы: родительский лекторий, тематические консультации, классные мероприятия, родительские вечера.
К коллективным формам работы относятся классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки, творческие отчеты.
— Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Обязательно следует договариваться заранее. Дело это очень деликатное, поэтому следует тщательно все продумать и постараться предвосхитить любую ситуацию, которая может произойти. Такую форму работы с родителями, как посещение семей, можно использовать в зависимости от ситуации.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств, членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
— Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу.
Групповые и коллективные формы:
— Практикумы — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.
Среди видов можно выделить:
-организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии),
-собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога, врача и т.д.),
-общешкольные родительские собрания (проводятся, как правило, два раза в год, здесь родителей знакомят с документами о школе; с основными направлениями, задачами и итогами ее работы)
Классные родительские собрания проводятся 4 раза в год, на них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса; планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой и подводятся итоги работы. Для родителей 5 класса всегда провожу родительское собрание на тему «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями», родителей знакомлю с результатами анкетирования, диагностирования. Провожу анкетирование для родителей (Тест «Какой вы родитель?» Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»). Следующее собрание «Как помочь ребёнку учиться?»
К родительским собраниям оформляю выставки книг по теме собрания, выставки поделок учащихся, выставки сочинений, выставки достижений учащихся и т.д.
Интересной формой работы с семьями обучающихся можно считать семинары-практикумы. Они планируются и организуются на основе анкетного изучения интересов и запросов родителей, и посвящены актуальным вопросам воспитания: «Как воспитывать ребенка», «Наказывать или не наказывать ребенка» и пр.
Особенностью таких семинаров и их отличием от родительских собраний является то, что они проводятся для небольшого круга представителей семей, посвящены одной узкой тематике и включают в себя не столько выступления педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей. Свободный обмен мнениями, рассказ о своем опыте взаимодействия с ребенком дает возможность родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о педагогике, а педагогам — диагностировать уровень компетентности родителей и оказать квалифицированную помощь, дать профессиональный совет. Данная форма организации взаимодействия с родителями способствует установлению между педагогами и родителями еще более доверительных отношений.
• Совместная досуговая деятельность.
Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Всегда приглашаю родителей на традиционные праздники: «Праздник Урожая», «8 Марта – праздник мам», «День матери», «День защитника Отечества», «День бабушек и дедушек», «Праздник Последнего звонка», и др.; творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», конкурс «А, ну-ка, девочки», «Весёлые старты», «Семейное увлечение», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье» и др. По результатам конкурсов оформляются выставки, фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику, выставки прикладного и изобразительного творчества: «Хобби», «Семейные увлечения». Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.
Н аглядно-информационные формы
Разработка и ведение сайта школы. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения своей воспитательной деятельности.
Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.
Формы наглядно-текстовой информации :
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их деятельность
Буклеты. В буклете может содержаться информация на конкретный учебный год – расписание, режим работы, правила поведения и т.д.
Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.
Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, обучающихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей обучающегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей обучающегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
1.Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.
2.Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
3.Лисицына И.С. Лучшие методики воспитания. Белгород 2011
4.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
5.Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
7.Борытко, Н.М. Система работы классного руководителя / Н.М. Борытко//Справочник классного руководителя. – 2008
8.Грехнев, В.С. Культура педагогического общения/ В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
10.Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
11.Современные формы работы с родителями
Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
(разработана доцентом А.А.Андреевым)
Инструкция: Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4- совершенно согласен,
0- совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас учителя хорошие
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.
Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»
Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.
Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»
б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)»
в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе. )».
2. Я прихожу в школу для того, чтобы.
а) узнать что-то новое, интересное;
б) заниматься такими интересными предметами, как.
в) встретиться с такими хорошими учителями, как.
г) пообщаться с друзьями;
д) весело провести время;
е) не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно;
б) обращаюсь за помощью к взрослым;
в) под контролем родителей;
г) от случая к случаю;
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно.
а) иметь интерес к предмету;
б) иметь способности к предмету;
в) хорошо работать на уроке;
г) иметь хорошие отношения с педагогом;
5. Когда я получаю плохую отметку, то.
а) стараюсь тут же ее исправить;
б) стараюсь исправить ее на следующем уроке;
в) стараюсь исправить в ближайшее время;
г) ничего не пытаюсь делать.
Тест «Какой вы родитель?».
Конечно, этот тест не дает 100%-го результата, но, надеюсь, он даст предпосылки к размышлению.
Тест «Какой вы родитель?».
Инструкция: Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.
«Современные формы работы классного руководителя с родителями обучающихся»
Из опыта работы доклад
«Современные формы работы классного руководителя с родителями обучающихся»
Классный руководитель Евменова Елена Владимировна МБОУ Бирикчульская СОШ.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношение с ними должно быть построено на доверии.
В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находиться под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Участие в управлении школы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
Родительских лекториев и конференций;
Индивидуальных и тематических консультаций;
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и родителей;
Открытых уроков и внеклассных мероприятий;
Помощи в организации и проведении внеклассных дел;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
Участие родителей класса в работе класса и школы;
Участие родителей класса в работе родительского комитета и совета школы;
Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:
Знакомство с классом и родителями;
Постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей.
Первый этап подразумевает работу в новом классе. Это может быть первый, пятый или класс, переданный другому учителю. В любом случае, новый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то не желает принимать участие в жизни класса, кто-то настолько активен пытается участвовать в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей и часто педагогического коллектива. Поэтому на данном этапе важно сформировать уважительное отношение родителей к классному руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью родителей класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень знаний психологии ребенка.
Примерный план работы с родителями на первом этапе:
1. Представление учителя
Уважение к классному руководителю начинается, в первую очередь, с уважения к нему как к учителю предметнику. После собрания родители могут ознакомиться с документами.
2. Заполнение родителями анкет
Анкеты для оформления журнала, для дальнейшей работы классного руководителя.
Журнал класса и портфолио каждого ученика
Родителям важно понять, что учитель намерен контролировать деятельность ребенка.
3. Ознакомление родителей с Уставом школы и требованиями классного руководителя
Родители четко определяют для себя правила школы; знакомство с требованиями классного руководителя позволяют им понять, что учителю не безразличны учащиеся.
4. Обсуждение плана совместной работы
План работы на год или четверть. Начало общего дела: подготовка классного фотоальбома о классной жизни, который будет показан полностью в 11 классе; в котором запечатлены основные моменты проводимых мероприятий.
Распределение обязанностей, выбор родительского комитета.
5. Обсуждение внеклассных мероприятий проводимых совместно с родителями.
Предложения классного руководителя и родителей с учетом времени года, мероприятий в классе. Классный руководитель отслеживает организацию того или иного мероприятия; в последствии все мероприятия обсуждаются на родительских собраниях.
С привлечением психолога необходимо проводить круглые столы для родителей с целью формирования мотивации совместной деятельности на втором этапе работы, когда дети подросли, а многие родители чувствуют усталость или даже беспомощность при общении со своими детьми. Роль классного руководителя здесь велика, т.к. родители ждут помощи от педагога, опытного, знающего, от того, кому они доверяли и доверяют. Проведение круглых столов помогает выявить наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы. Важно при каждой встрече на собраниях проводить опрос: что получилось, а что нет совместной деятельности; какая помощь нужна на данном этапе. Многим родителям интересно было бы прослушать лекции психолога.
Классному руководителю необходимо проводить мини-лекции для родителей по безопасности жизнедеятельности детей, индивидуальные беседы по разбору трудных ситуаций, по обсуждению конфликтов или в том случае, если классный руководитель просто почувствовал угрозу психологическому состоянию ребенка.
К новой форме работы классного руководителя относится ведение « Папки класса». Есть разные способы оформления таких папок: «Папка классного руководителя» куда он помещает информацию об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и т.д. Наиболее интересным представляется ведение данного документа совместно с родителями. Наличие таких папок облегчит работу классного руководителя, т.к. в них содержится необходимая информация о семье ученика. Учитель может отслеживать изменения, происходящие с ребенком в семье, и своевременно отреагировать, если ученику или семье нужна педагогическая помощь.
Создание условий для успешной совместной работы классного руководителя и родителей – важная задача классного руководителя.
Для успешного взаимодействия с родителями необходимо:
Исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
Фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
Убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени;
Объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов;
Создать доверительную атмосферу разговора;
Вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать;
Быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.
Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.
Круглый стол: «За чашкой чая»
Подводя итог своего доклада, стоит сказать о том, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить любую проблему развития личности. Главное, применяя любую воспитательную технологию, необходимо руководствоваться заповедью: “Прежде всего, не навреди”.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе.
Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.