годные для онемечивания что значит дети
Что стало с онемеченными в Третьем Рейхе русскими детьми
Жертвами нацистского произвола на оккупированных территориях СССР стали не только взрослые, но и дети. Но если «расово непригодных» детей ждали газовые камеры концлагерей, то с юными представителями «нордической расы» оккупанты поступали иначе. По сей день в Германии живут этнические украинцы, русские и белорусы, которых ещё детьми вывезли в Третий Рейх и онемечили.
Русские мальчики для Гиммлера
Германизацией славянских детей немцы занимались ещё до Второй мировой войны. Но если в Протекторате Богемии и Моравии чешских учеников просто заставляли посещать немецкие школы, то на восточных территориях нацисты стремились полностью изменить идентичность детей.
В августе 1941 года в оккупированном Минске в руки эсэсовцев попали два мальчика – Костя и Паша Гарелек (немцы, изменив пару букв, дали им фамилию Герелик). Одни источники называют их белорусами, другие – русскими. Между тем, фамилия Горелик, по данным сайта JewAge, является типично еврейской – она давалась производителям спиртного напитка «горилка». Однако рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, заинтересовавшийся этими детьми, не был силён в ономастической этимологии. Он больше уделял внимание антропологическим признакам «нордической расы».
Свидетелем первой встречи Константина Гарелека и Гиммлера стал личный фотограф Гитлера Вальтер Френц. На сделанном им снимке запечатлён светловолосый мальчик примерно 13-летнего возраста, в оборванной одежде с чужого плеча. Он недоверчиво смотрит из-под кепки на улыбающегося Гиммлера.
Шеф эсэсовцев забрал Костю и его брата Пашу в Берлин. Ответственным за их дальнейшую судьбу Гиммлер назначил гауптштурмфюрера СС Бернда Шиндльмайра. Мальчиков поместили в один из интернатов национал-социалистической организации Deutsche Heimschule в Эльзасе. Каждые три месяца Гиммлер получал информацию о том, как продвигается процесс превращения детей в «истинных арийцев».
В декабре 1944 года Гиммлер отчитался перед руководством об итогах «перевоспитания» мальчиков. Пауль Герелик к этому времени уже устроился на работу в Земельную службу в Баварии. Однако глава СС пришёл к выводу, что его немецкий язык ещё недостаточно хорош и назначил ему дополнительные уроки. Что касается Константина, то Гиммлер распорядился дать ему техническое образование. Дальнейшая судьба братьев Гереликов неизвестна.
Похищенные и забытые
Массовый вывоз детей с оккупированных территорий начался в 1943 году. Этим занималась возникшая в недрах СС организация Lebensborn («Источник жизни). Нацисты отбирали малышей в советских детских домах, а иногда даже обманом забирали их у родственников. Попадали в программу и дети погибших партизан, и осиротевшие дети немецких колонистов. Учитывая ошибку, допущенную при германизации Гереликов, теперь немцы брали детей младшего возраста.
Сначала их размещали в детских домах, где под угрозой насилия приучали говорить только по-немецки. А затем детей передавали немецким парам, не способным самостоятельно обзавестись потомством. С точки зрения нацистов, это обеспечивало прирост «расово полноценного» населения. Сколько детей было вывезено в Третий Рейх по программе Lebensborn, точно неизвестно. Называются цифры от 50 тысяч до 300 тысяч человек. При этом следует учитывать, что детей изымали не только в Советском Союзе, но и на других захваченных территориях – главным образом в Польше, но также в Словении и Норвегии. Нацистские власти позаботились о том, чтобы дети получили новые имена и фальшивые свидетельства о рождении. Например, маленький Александр Литау из Крыма стал Фолькером Хайнеке.
Из-за подделки документов вычислить всех жертв насильственного онемечивания оказалось затруднительно. Кроме того, после войны данная тема широко не афишировалась. В отличие от других преступлений нацистов, воспитание детей-сирот в немецких семьях, отличавшихся высоким уровнем жизни, могло породить «неудобные» для социалистических режимов моральные дискуссии. Выяснилась судьба лишь 30 тысяч вывезенных детей. Часть из них в 1940-х годах покинула Германию. Другие же остались с приёмными родителями. Многие только на склоне лет задумались о своих истинных славянских корнях.
Первая научная работа о похищенных детях вышла в Польше в 2010 году. На сегодняшний день в Германии действует общественная организация «Украденные дети – забытые жертвы», основанная в 2013 году учителем из Фрайбурга Кристофом Шварцем. Организация требует признать «лишённых идентичности» детей жертвами войны и выплатить им компенсации от немецкого государства.
Как фашисты превращали советских детей в арийцев, и что стало с ними после разгрома Германии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и почему нацисты запустили проект «Лебенсборн» (Lebensborn)
Организация «Лебенсборн» возникла в 1935 году по личной инициативе Генриха Гиммлера. К этому времени рейхсфюрера серьёзно беспокоила проблема неуклонного демографического спада в стране. Гиммлер опасался, что продолжение этой тенденции приведёт к значительному ослаблению нордической расы. Поэтому первой конкретной целью «Источника жизни» стало содействие повышению рождаемости «генетически ценного» потомства. Выполнение задачи проводилось под видом гуманной миссии противодействия абортам и помощи матерям-одиночкам. Незамужних немок призывали подарить фюреру ребёнка-арийца, всячески подчёркивая их высокое предназначение.
«Любой ценой», или как проводилась германизация завоёванных территорий и «рождались» новые немцы
Вторая мировая потребовала отправки на фронт миллионов молодых людей. И как ни трудились специалисты «Лебенсборна», существенно увеличить численность населения Третьего рейха за счёт только повышения рождаемости было невозможно. Оставался один выход – пополнить свои ряды выходцами из других народов. Эмиссары Lebensborn по отбору детей со сходной с арийской наружностью (как правило, голубоглазых блондинов) и их «онемечиванию» начали действовать в Польше, а затем распространили свой опыт на всю Европу.
Приюты «Источника жизни» появились в Норвегии, Польше, Голландии, Франции, Люксембурге. А в СССР похищения детей были максимально масштабными. Чаще всего поиски «потенциальных арийцев» сосредотачивались в северных регионах России, также на Брянщине и Смоленщине. Пристальное внимание уделялось Крыму, где планировалось создание в будущем большого поселения воспитанников «Лебенсборна». В Германию отправляли детей расстрелянных партизан и подпольщиков, насильно отнятых у родителей, похищенных на улицах. Чтобы попасть под опеку Lebensborn, им предстояло пройти проверку «расовой полноценности» по почти полусотне параметров. В противном случае их ожидала печальная участь.
Как складывалась судьба советских детей, попавших в приюты «Лебенсборна»
Жизнь славянских детей под опекой Lebensborn начиналась со специально разработанного пышного ритуала «наречения именем». Действо происходило перед портретом Гитлера, помещённым на символический алтарь, обрамлённый факелами и украшенный свастикой. Офицеры СС брали ребят на руки и от их имени произносили клятву верности. В этом была своеобразная месть: сделать убеждёнными нацистами детей тех, кто воюет против Германии. Ребята получали новые имена. Иногда по созвучности с настоящими: так Нина могла стать Вильгельминой, Зина – Зигред. Но в большинстве случаев это были древнегерманские, ничем не напоминающие родные, Зигфрид, Готфрид, Вилфрид, Эберхард.
Далее, самые маленькие попадали в семьи служащих СС, а постарше – в спецприюты, в которых проводилась усиленная «германизация» детей. Родной язык был под строжайшим запретом, в обиходе – только немецкий. Шла постоянная идеологическая обработка: ты – немец, будущий доблестный солдат или добросовестный работник. Детям свойственно легко усваивать иностранный язык и тип мышления, поэтому после трёх-четырёх месяцев муштры новоиспечённых арийцев отдавали в немецкие семьи. У «Лебенсборна» был свой паспортный стол, где фальсифицировались данные о происхождении ребёнка. Как правило, славянские детишки получали статус сирот, чьи родители погибли за великую Германию и фюрера. Вследствие этого немцы и не подозревали, что их воспитанники – русские, украинцы, белорусы.
Почему дети отказывались уезжать в СССР после разгрома фашистской Германии
Победоносное шествие советских войск по Европе не оставляло сомнений в исходе войны. Однако идея фикс о высшей расе все ещё витала среди бонз Третьего рейха. Поэтому лебенсборновские дома не прекращали своё существование, а только перемещались дальше на запад. После капитуляции Германии и разделения её на оккупационные зоны большая часть приютов оказались на территории, контролируемой Соединёнными Штатами. Американские военные следователи отмечали, что огромное количество подопечных «питомников» «Лебенсборна» не изъявили желания покинуть Германию. Одни под влиянием нацистской пропаганды искренне верили в то, что удостоились счастья быть арийцем, другие искренне привязались к приёмным родителям.
Малыши вообще не помнили своего прошлого. Многие подростки боялись, что на родине подвергнутся преследованиям за то, что жили у немцев и служили им. Так или иначе, но после войны только минимальная часть славянских детей вернулись домой. Практически все архивы Lebensborn были уничтожены, поэтому понять, сколько точно детей было вывезено из СССР в Германию, невозможно.
В настоящее время в Германии действует специальная организация содействия людям, которым удалось узнать правду о своём рождении и стремящимся найти биологических родственников.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Тайна детей «Лебенсборна». Куда делись 50 000 малышей, украденных эсэсовцами Гимлера?
«Скорее всего, их вырастили приёмные родители из бездетных немецких семей. Возможно, они до сих пор живут в Германии и, не зная о…
— Я не знаю, почему они оставили меня в живых. Мне было 10 лет: волосы каштановые, серые глаза — не совсем арийская внешность. Однако офицер СС сказал:
«Она сгодится для «Лебенсборна».
Всего в нашей деревне отобрали 23 ребёнка, остальных расстреляли или послали в конц-лагерь. Нас увезли в Польшу, в Лодзь. Там снова произвели отбор, оставив семь человек — шесть девочек и одного мальчика. Все светловолосые и голубоглазые… кроме меня.
Сначала я содержалась в приюте «Лебенсборна», потом меня отдали на воспитание в немецкую семью в Познани. Я получила новые документы и новое имя — Ингеборг Шиллер. За 3 года я забыла родной язык — говорила только по-немецки. За слово, сказанное по-чешски, наказывали. Мне объясняли:
«Теперь ты принадлежишь к расе господ, а это величайшая честь!»
«Их просто похищали»
80-летняя пенсионерка Мария Долежалова-Шупикова беседует со мной на террасе своего дома в чешской деревне Лидице — неподалёку от Праги. 10 июня 1942 г. это селение было стёрто с лица земли дивизией СС «Принц Евгений» в качестве мести за ликвидацию партизанами обергруппенфюрера Гейдриха. Отпивая чай, Мария вспоминает:
«Нас взяли в школе — прямо посреди урока. Сперва погнали в лагерь — мы спали на голой земле, в лохмотьях, все во вшах, хлебали баланду… Попав в бездетную немецкую семью, я была вне себя от счастья — Господи, я сыта и обута, живу в тепле! Вместе с чехами в приюте «Лебенсборна» в Лодзи также содержались польские и югославские дети. А вот русских я не встречала… Говорят, их свозили в особый детский дом — у города Кракова».
…Организация «Лебенсборн» (в переводе с немецкого — «источник жизни») была основана 12 декабря 1935 г. по приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Первоначально её создали как сеть приютов, куда девушки Германии могли сдавать незаконнорождённых младенцев. От обоих родителей, сдающих мальчика, требовались справки о расовой чистоте, отсутствии хронических болезней и судимости. По словам Гиммлера, «Лебенсборн» — это «фабрика арийцев» для создания «идеальной нордической расы», которой предстоит заселить территории Чехии, Польши и СССР.
С 1940 г. функции «Лебенсборна» расширились — организация приступила к открытию пунктов в захваченных странах Европы: 10 в Норвегии, 3 в Польше, 2 в Дании, по одному в Нидерландах, Франции и Люксембурге.
Официально в СССР не работал ни один приют «фабрики», однако и на Нюрнбергском процессе, и в интервью шефа «Лебенсборна» штандартенфюрера СС Макса Золльмана всплывала шокирующая информация. Согласно ей от 5 до 50 (!) тысяч детей из оккупированных областей СССР (современные Россия, Украина и Белоруссия), будучи в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет, были отняты у родителей и отданы в «Лебенсборн» — в приюты либо на воспитание в немецкие семьи. Этот факт подтверждают сотни очевидцев.
— В 1941 г. руководство Третьего рейха отдало приказ начать программу онемечивания славян, — рассказывает историк Тадеуш Малицкий из Вроцлава.
— «Лебенсборну» предписывалось «изымать» в Польше, Чехии, Югославии, а с лета 1943 г. и в СССР малышей с арийской внешностью: со светлыми волосами и голубыми глазами. Их отбирали у родителей, иногда просто похищали на улице. Зачастую в «Лебенсборн» отправляли детей партизан, включая и новорождённых: зафиксирован случай, когда немцы забрали в приют ребёнка 5 (!) дней от роду. После разгрома в 1942 г. партизанской ячейки в столице Словении дети подпольщиков в возрасте до 5 лет были посланы на «адаптацию» в «Лебенсборн», а их родители — расстреляны.
«Родителей убивали сразу»
Герлинда Свиллен, пресс-секретарь ассоциации «Рождённые войной» (объединяющей тех, кто родился в Европе в 1939-1945 гг.), заявила в интервью «АиФ», что лично знает десятки случаев, когда русских и украинских детей похищали для приютов «Лебенсборна».
«Если мать и отец сопротивлялись, эсэсовцы убивали их на глазах у ребёнка».
Но самое страшное, пожалуй, другое. После победы домой вернулась лишь ЧЕТВЕРТЬ малолетних узников инкубаторов СС из Восточной Европы. Остальные растворились неизвестно где, и в их числе почти ВСЕ советские дети, отнятые нацистами у их родителей. 28 апреля 1945 г., перед вступлением американских войск в пригород Мюнхена Штайнхёринг, архив «Лебенсборна» был поспешно сожжён его сотрудниками (по другим данным — сброшен в реку). В результате досье о детях, попавших на усыновление в немецкие семьи в рамках «германизации», исчезли.
— Мне повезло, что я была в сознательном возрасте, — рассказывает Мария Долежалова-Шупикова. — Меня не смогли заставить забыть, кто я такая. Но я видела других детей, украденных эсэсовцами для «Лебенсборна», — самому младшему было две недели! Некоторым — от 1 года до 3 лет.
И если я забыла чешский язык, то… что же случилось с ними? Возможно, русские дети, попавшие в «Лебенсборн», живы и сейчас. Их вырастили приёмные родители из бездетных немецких семей, не пожелавшие с ними расстаться. Они могут жить в Германии и, не зная о своём происхождении, считать себя немцами.
…Для славянских детей в «Лебенсборне» имелась процедура «наречения именем». Ребёнка называли по-древнегермански — Зигфрид, Гудрун, Этельвольф. «Новорождённого» брал на руки офицер СС и держал перед алтарём, украшенным факелами, свастикой и портретом Гитлера. Изощрённая месть партизанам:
«Да, вы сражались против нас, но ваши дети вырастут убеждёнными нацистами». К счастью, эти планы рухнули вместе с Третьим рейхом. Однако до сих пор нет точной информации о том, что случилось с тысячами советских детей, попавших в приюты «Лебенсборна».
«Они считали себя немцами, пока не узнали правду»: русские дети в Германии 20 лет ищут своих родителей.
В чешском городе Лидице стоит памятник детям, ставшим жертвами программы Лебенсборн в 1942 году
Онемечивание
Германизация — общее название для распространения немецкого языка, народа и культуры силой или ассимиляцией, а также адаптации иностранных слов к немецкому языку в лингвистике многих языков, которые не используют латинский алфавит, сходна романизации. Германизация была главной идеей немецкого либерального мышления в начале девятнадцатого столетия, в период когда либерализм и национализм шли рука об руку.
Содержание
Формы германизации
Есть исторически разные формы и степени распространения немецкого языка и элементов культуры. Помимо эклектичного принятия, имеются примеры полного «растворения» в немецкой культуре[4], как это случилось со славянами-язычниками в епархии Бамберг в 11-ом веке. Прекрасный пример[5] эклектичного принятия немецкой культуры в законодательстве Японской империи и современной Японии, которое организовано по образу законодательства Германской империи. Германизация являлась культурным контактом, принятием через политическое решение (например в случае с Японией) или (особенно в случае с имперской и нацистской Германией) силой.
В славянских странах, термин германизация часто понимается исключительно как процесс роста культурного уровня носителей славянских и балтийских языков, после завоеваний или культурного контакта в начале тёмных веков территории современной Восточной Германии вдоль берегов Эльбы. В Восточной Пруссии насильственное переселение пруссов Тевтонским орденом, также как рост культурного уровня от иммигрантов различных европейских стран (поляков, французов, немцев) привели к исчезновению прусского языка в 17-ом веке.
Другая форма германизации — насильственное распространение немецкой культуры, языка и населения на негерманские народы. Это было обычной практикой для Пруссии, Австрии, Германской империи и Веймарской республики. Негерманцам запрещалось использование родного языка, государство ставило вне закона их традиции и культуру, когда эти меры не были успешны в искоренении негерманцев, использовали колонистов и переселенцев для создания немецкого большинства. Поскольку даже такие действия оказывались недостаточны, стала проводиться политика этнической чистки, а позже и геноцид.
Историческая германизация
Ранняя
В Средневековье была провозглашена ранняя германизация — Остзидлунг, например в Мекленбурге-Передней Померании, Лужице и других областях, прежде населённых славянскими племенами — полабами в числе которых были бодричи, лютичи и лужичане.
Широко известное название Люхов-Данненберга — Вендланд восходит к славянам вендам из славянского племени древане — носителям полабского языка существовавшего до начала XIX века на территории современной Нижней Саксонии. [1]
Сложный процесс германизации происходил в Богемии после поражения богемских протестантов в битве на Белой Горе в 1620 году. Протестанский король Богемии, избранный для войны против Габсбургов богемскими протестантскими повстанцами в 1619 году немецкий курфюрст Фридрих V, был разбит в 1620 году католической армией лояльной габсбургскому императору, Фердинанду II. Среди богемских дворян подвегнутых наказанию и конфискации имущества после поражения Фридриха в 1620 году были как чешские, так и немецкие землевладельцы. Таким образом этот конфликт являлся безусловно внутренним конфликтом спровоцированным феодальной системой, чем столкновением двух наций. Хотя чешский язык потерял своё значение (как письменный язык) после этих событий сомнительно что это было решением габсбургских правителей интересы которых были сосредоточены на религиозной и феодальной сферах.
Контрмеры
Рост национализма, произошедшего в конце 18-го и 19-м столетиях в Богемии, Моравии, Силезии, Померании, Лужице и Словении привёл к росту чувства «гордости» за свою национальную культуру. Однако столетия культурного господства немцев оставили отпечаток на этих обществах, например первая современная грамматика чешского языка Йосефа Добровского (1753—1829) — «Ausfuhrliches Lehrgebaude der bohmischen Sprache» (1809) — была издана на немецком языке, потому что чешский язык не использовался в академических трудах.
В колониях Германии, политика статуса немецкого языка как официального привела к появлению пиджинов на основе немецкого языка и креольских языков на основе немецкого языка, таких как унзердойч.
В Пруссии
Германизация в Пруссии происходила в несколько этапов:
Государственное законодательство и правительственная политика германизации в королевстве Пруссия, Германской империи и нацистской Германии стремились распространять немецкий язык и культуру в областях населённых ненемцами, уничтожать их национальные особенности, и интегрировать завоёванные территории в немецкие земли. [2]
Меньшинств Пруссии
Ситуация в XVIII-м столетии
Говоря о германизации необходимо выяснить первопричину процесса: была ли она актом улучшения экономики страны или целью являлось исчезновение польского языка и культуры. Переселенцам со всей Европы (Германии, Нидерландов, Франции, Швейцарии, Шотландии) было предложено поселиться в Пруссии под своим владычеством королями Фридрихом I, Фридрихом Вильгельмом I и Фридрихом Великим. Селить переселенцев запланировали в малонаселённых областях, в областях ранее непригодных для проживания (например после осушения болота Одербрух при Фридрихе Великом), или областях где население было истреблено войной или чумой (к примеру поселение протестантов, высланых из архиепископства Зальцбургского в Восточную Пруссию в 1731/32 годах при Фридрихе Вильгельме I). Ещё приблизительно десяти тысячам французских протестантских повстанцев предоставили убежище в Пруссии после отмены Нантский эдикта в 1685 году. В 1700 году почти половина населения Берлина говорила на французском и французская диаспора Берлина использовала французский язык в своих услугах вплоть до 1807 года, когда они перешли на немецкий в знак протеста против оккупации Пруссии Наполеоном. Причиной появления этих поселений являлась не германизация, а лишь желание стимулировать экономику Пруссии к переходу на более передовой уровень как это сделали славонские правители, пригласившие немецких переселенцев в свои страны в Средневековье. Национальность переселенцев не имела значения для Фридриха Великого. Однажды он также подчеркнул свою религиозную терпимость или безразличие: «Если турки захотят приехать и поселиться здесь, мы построим для них мечети». Таким образом можно утверждать что первопричиной создания этих поселений не была германизация, однако иногда переселение имело побочный эффект.
Пруссия одна из первых в Европе ввела обязательное начальное образование при Фридрихе Вильгельме I. Люди должны были быть в состоянии прочитать библию чтобы они стали «добрыми христианами». Преподавание в начальной школе велось на родном языке учеников, поэтому начальная школа не была средством германизации в XVIII-м столетии.
Пруссия и Австрия активно участвовали в разделах Речи Посполитой, факт, котрорый позже сильно скажется на германо-польских отношениях до тех пор неурегулированных.
Ситуация в XIX-м столетии
После Наполеоновских войн Пруссия получила Великое Княжество Познаньское, а во владении у Австрии осталась Галиция. В мае 1815 года король Фридрих Вильгельм III издал манифест полякам в Познани:
«У вас тоже есть Родина. […] Вы будете включены в мою монархию без необходимости отказываться от своей национальности. […] Вы получите конституцию как другие провинции моего королевства. Ваша религия будет поддержена. […] Ваш язык должен использоваться наравне с немецким во всех публичных отношениях, и каждый из вас с подходящими способностями должен иметь возможность получить назначение на государственную должность. […]»
и в 1823 году министр образования Альтенштайн заявил: [3]
Относительно распространения немецкого языка самое главное получить ясное понимание целей. Должно ли это быть целью продвинуть понимание немецкого среди польскоговорящих граждан или должно быть целью постепенно и медленно германизировать поляков. Согласно суждению министра только первое необходимо, желательно и возможно, второе же нежелательно и недостижимо. Чтобы быть хорошими гражданами для поляков желательно понимать язык правительства. Однако для них нет необходимости неиспользовать или забыть родной язык. Владение двумя языками не должно рассматриваться как неудобство, но наоборот как преимущество, потому как это связано с высочайшей гибкостью ума. [..] Религия и язык есть высочайшие прибежища нации, всех отношений и основа восприятий. Правительство, которое […] является безразличным или даже враждебным к ним, создаёт горечь, подрывает основы нации и порождает нелояльных граждан.»
В первой половине XIX-го столетия прусская языковая политика оставалась в значительной степени толерантной. Но эта толерантность постепенно изменялась во второй половине XIX-го столетия после образования Германской империи в 1871 году. Позже действием политики были устранение ненемецких языков из общественной жизни и из образовательных учереждений (таких как школы). Ещё позднее в Германской империи из поляков был (а также датчан, эльзасцев, немецких католиков и социалистов) создан образ «Reichsfeinde» («врагов империи»). [4] Кроме того, в 1885 году, прусская колонизационная комиссия финансируемая из бюджета национального правительства была настроена скупать землю у ненемцев и распределять её среди немецких фермеров. [5] С 1908 года комиссия имела право принудить землевладельцев продать землю. Другие действия заключались в прусских депортациях 1885—1890: депортация непрусских подданных, которые жили в Пруссии значительный период времени (в основном поляков и евреев) и запрете на строительство домов ненемцами. Политика германизации в школах также приняло форму злоупотреблений прусских преподавателей над польскими детьми. Германизация подспудно стимулировала сопротивление, обычно в виде домашнего обучения и большего сплочения в диаспорах меньшинства.
В 1910, году Мария Конопницкая ответила на возросшее преследование поляков немцами созданием своей известной песни, названой Клятва, которая немедленно стала национальным символом поляков, с её сентенцией известной многим полякам:Немец не плюнет в наше лицо, и не германизирует он наших детей. Итак, немецкие усилия уничтожить польскую культуру, язык и народ не только встретили сопротивление, но и стимулировали укрепление польского национального самосознания, усиление стремлений поляков восстановить польское государство.
Международный съезд социалистов состоявшийся в Брюсселе в 1902 году осудил германизацию поляков в Пруссии, назвав её «варварской». [6]
Литовцев Восточной Пруссии
Похожая германизация также происходила в отношении восточнопрусских литовцев, численность которых, с XV-го столетия составляла большинство населения в обширных областях Восточной Пруссии (в начале XVI-го столетия часто упоминаемых как Малая Литва), но значительно снизилась в течение XVIII-XX столетий из-за чумы и продолжавшейся иммиграции из Германии, особенно из Зальцбурга, в XVIII-м столетии — местное население было выгнано из своих домов для создания мест переселенцам. В течение XIX-го столетия процесс германизации снизился; в начале XX-го столетия литовское большинство сохранилось к северу от Немана и областях к югу и юго-западу от реки.
Такое же развитие событий произошло с курсениеки, но эта этническая группа никогда не достигала большой численности.
На польских шахтёрах
Польский ответ
В ответ на эту политику, поляки создали свои собственные организации для защиты своих интересов и национальных особенностей. Спортивные клубы Sokól, рабочий союз Zjednoczenie Zawodowe Polskie (ZZP), Wiarus Polski (пресса) и банк Robotnikow были одними из самых известных таких организаций Рура. Вначале польские рабочие, подвергнутые остракизму своими немецкими коллегами, поддерживали Католическую Центристскую Партию. [8] С начала XX-го столетия их поддержка всё больше и больше переходила на сторону социал-демократов. [9] В 1905 году польские и немецкие рабочие организовали первую совместную забастовку. [10] С появлением Namensänderungsgesetz [11] (закон о смене фамилий) значительное число «рурских поляков» сменили свои фамилии и имена на «германизированные» формы, дабы избежать этнической дискриминации. Так, когда прусские власти во времена Культуркампфа запретили польским священникам проводить службы на польском языке, полякам пришлось ходить к немецким католическим священникам. Увеличение смешанных браков между немцами и поляками способствовало сильной германизации этнических поляков в Рурской области.
Во времена Веймарской республики поляки впервые были признаны меньшинством только в Верхней Силезии. Мирные договоры после Первой мировой войны содержали обязательства для Польши защищать её национальные меньшинства (немцев, украинцев и других), тогда как в мирном договоре победителей с Германией (Версальский мирный договор 1919) никаких похожих требований не выдвигалось. В 1928 году «Minderheitenschulgesetz» (Акт о школе меньшинств) регулировал обучение детей меньшинств на родном языке. [12] С 1930 года Польша и Германия договорились о статусе их меньшинств. [13]
Германизация во время Второй мировой войны
В эру нацизма дни некоторых меньшинств в Германии были сочтены. «Приемлемых в расовом отношении» детей забрали из семей, чтобы вырастить их как немцев. [14]
Генрих Гиммлер открыто выступал против германизации старого образца: «Наша задача не германизировать Восток в старом понимании, то есть учить местных жителей немецкому языку и немецкому праву, а видеть что на Востоке живут люди чистой немецкой, германской крови.» [15]
Это не означало поголовного истребления всех людей живущих там, поскольку нацисты предполагали наличие в Восточной Европе народов с Арийско/Нордическими корнями, особенно среди их лидеров. [16] Взрослых, которые были отобраны для германизации, но сопротивлялись казнили на том основании, что немецкая кровь не должна поддерживать ненемецкие нации, [15] и что убив их лишили другие нации превосходящих лиров. [16]
Детей выбирали в зависимости от наличия «рассовых ценных данных» перед отправкой их в Германию. [15] Они могли быть детьми казнённых за сопротивление германизации. [16] Если германизировать их не удавалось или они не подходили, то их убивали, так как они также являлись противниками рейха. [15]
Считается что в оккупированной немцами Польше количество детей отобранных из своих семей для германизации колеблется в пределах от 50,000 до 200,000. [17] Также считается что по крайней мере 10,000 из них были убиты, были признаны неподходящими и отосланы в концлагеря, подвергнуты жестокому обращению или погибли от невыносимых условий при перевозке в вагонах для скота, и только 10-15 % вернулось к своим семьям после войны. [18] Обязательное членство в гитлерюгенде делало диалог между родителями и детьми почти невозможным, так как чиновники разрешали использование только немецкого языка. Члены из организаций меньшинств были сосланы в концлагеря немецкими властями или убиты.
Согласно Generalplan Ost, часть славян на завоёванных территориях необходимо германизировать. Признанных пригодными делили на несколько категорий и регистрировали в Фолькслисте. Непригодных для германизации выселяли с территорий планируемых для немецких поселений. Рассматривая судьбу отдельных наций, создатели Плана решили что возможно германизировать около 50 процентов чехов, 35 процентов украинцев и 25 процентов белорусов. Остальных нужно выслать в Западную Сибирь и другие регионы. В 1941 году было решено уничтожить польскую нацию полностью и немецкая верхушка постановила что за 10-20 лет польское государство под немецкой оккупацией будет полностью очищено от любых этнических поляков и заселено немецкими переселенцами. [19]
Специфические примеры
Олецкий повят был историческим восточнопрусским округом с центром в Олецко. Округ был населён мазурами — польской этнической группой. В процессе германизации, пропорция польскоговорящих людей стабильно уменьшалась:
Согласно итогам Варминско-Мазурского плебисцита от 11 июля 1920 года в Олецко только 2 голоса было отдано за присоединение ко Второй Польской республике; 28.627 жителей проголосовали за принадлежность к Восточной Пруссии. Город был переименован в Тройбург (лояльный замок) после плебисцита.
Современное состояние
В современной Германии датчане, фризы и славяне лужичане классифицируются как традиционные национальные меньшинства и им гарантирована культурная автономия. Относительно датчан был подписан договор между Данией и Германией в 1955 году, регулирующий статус немецкого меньшинства в Дании и наоборот. По поводу фризов, в Шлезвиг-Гольштейне был принят специальный закон об охране языка. [20] Культурная автономия лужичан внесена в конституции Саксонии и Бранденбурга. Однако большинство лужичан знают два языка и нижнелужицкий язык находится в опасности, так как количество говорящих на нём неуклонно снижается.
Лингвистическая германизация
В лингвистике, германизация обычно означает изменение в написании заимствованных слов по правилам немецкого языка — к примеру изменение заимствованного слова bureau на Büro.
Местный диалект Рурского региона содержит много слов заимствованных из польского языка.