отношение к прочитанному стихотворению
План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Методические рекомендации»Шаблон анализа стихотворения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Материалы, используемые для анализа поэтического текста
План анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.
2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).
3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).
4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.
(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)
5. Настроение, чувства, передаваемые автором.
Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
6. Главные образы стихотворения.
7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.
8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.
9. Собственное отношение к прочитанному.
Какие чувства вызывает стихотворение?
2.Определение настроения стихотворения
(возможные шаблоны для использования при анализе)
поэт с восторгом описывает…
поэт испытывает восторг…
поэт с нежностью пишет о…
поэт с грустью говорит о…
поэт переживает за …
с болью в сердце поэт пишет о…
поэт с волнением говорит о…
поэт испытывает чувство горечи…
3. Словарь терминов
Анафора – повторение начальных слов.
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)
Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.
(«И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)
Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс).
Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.
(«Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)
Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)
Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.
Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)
Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)
Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом. » Н.А. Заболоцкий)
Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.
Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.
Эпифора – повторение заключительных слов.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Примерный анализ поэтического текста
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
(А.Блок.1911- февраль 1914г.)
По замыслу автора, стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением 3й главы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах «набросана» (А.Блок) в 1911 году.
Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первой строфе даётся «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделенная». Находясь среди людей он живет на «безлюдьи». Но герой мужественен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, « любовь», с другой – «призренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», дается ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему « лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.
Авторская позиция заявлена очень чётко: человек должен активно
вмешиваться в жизнь.
В системе образов ясно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.
Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистский характер.
Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения
Выбор произведения
Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:
План анализа
Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.
Предлагаемый план выглядит следующим образом:
План анализа стихотворения учебно-методический материал на тему
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
А) Тема стихотворения: — пейзаж; — общественно-политическая; — любовная/интимная; — философская.
Г) Сюжет: — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); — без сюжета: образы чувств (…).
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Б) Рифма: аабб — парная; абаб — перекрёстная; абба — кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение.
7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское «Я». — сам автор, — рассказ от лица персонажа, — автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
История создания «Зимнего утра»
В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?
Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.
Жанр и литературное направление
Изучив историю произведения в контексте эпохи и творческого пути автора, проведя анализ размера и рифмы, обозначив литературные приемы, можно довольно легко определить форму стихотворения, например:
В самую последнюю очередь определяется литературное направление: это могут быть знаменитые стихи «золотого века» поэзии — классицизм, романтизм или сентиментализм, или вычурные и изящные «серебряного века» — символизм, акмеизм, футуризм, а также многие другие.
Жанр и тематика стихотворения
Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.
Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.
Сюжет и композиция
Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.
«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:
Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.
Лирический герой, настроение
В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.
С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.
Лексика стихотворения
Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.
Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.
Изобразительные средства
Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.
Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.
Экспресс-анализ стихов online
Экспресс-анализ стихов online — первая и единственная в своём роде программа, плод совместной работы стиховеда и программиста, научивших компьютер разбирать поэтические тексты и разбираться в том, в чём до недавнего времени мог разобраться только человек — специалист по стихосложению. Алгоритмы программы были разработаны на основе авторской концепции программного стихоанализа В.Онуфриева. Программа постоянно совершенствуется, добавляются новые возможности, исправляются ошибки и неточности.
Вопросы и ответы
Какие стихи программа обрабатывает наиболее эффективно
Программа рассчитана на анализ стихотворений, написанных в традиционных формах, классическими строфами и размерами. Вся классика русской поэзии должна анализироваться должным образом, так как именно на её шаблонах и разрабатывались основные алгоритмы программного стихоанализа. Трудности могут возникать со сложными строфами, а также с такими размерами, как: дольники, тактовики, акцентный стих и пр. Экспериментальные стихи также могут быть проанализированы не полностью или некорректно. Хочется надеяться, что со временем эти пробелы будут восполнены.
При анализе стихотворения были допущены ошибки
Программа не сможет полноценно проанализировать ваше стихотворение, если: — перед текстом вписано название стихотворения и/или его автор; — какое-либо слово не будет найдено в словаре; — в тексте допущены ошибки, в результате чего не будут распознаны слова. Например, опечатка «стобой» (вместо «с тобой») не позволит определить размер, так как такого слова не существует, и, соответственно, ударения в нём не будут определены. — в стихотворении присутствуют посторонние символы или цифры, засоряющие основной текст. — текст набран с двойными (или более) межстрочными интервалами; «Экспресс-анализ стихов online» работает в тестовом режиме («как есть») и не гарантирует 100%-ную точность вычислений. В русском языке миллионы слов и комбинаций, поэтому при обработке данных неизбежны некоторые ошибки и неточности.
Программа неправильно определяет размер
Вероятность ошибок при определении размеров стихотворения — и особенно сложных и нестандартных — достаточно велика. Максимально точно определить размер поэтического текста может только человек. По этой причине логика программы такова: если стихотворный размер не поддаётся вычислению или есть большая вероятность неправильных расчётов, то размер просто не указывается.
Программа неправильно определяет рифмовку
Такое может быть в т.ч. по причине неопределённости ударений в концевых рифмах, которые, собственно, и определяют тип рифмовки. Так, например, в рифме «
своды-воды
» программа не в состоянии самостоятельно выяснить правильное ударение в слове «воды» (
вО
ды
или водЫ
); По этой причине тип рифмовки может быть определён неверно или вовсе как «белые стихи» (
свО
ды- вод
Ы
). Требовать же у пользователя уточнить правильное ударение в подобных словах по ходу вычислений нецелесообразно и кажется абсурдной идеей. Написание в словах буквы «е» вместо «
ё
» также будет препятствием при определении рифмовки (например, «твоем-голубом» не будет считаться рифмой). Тип рифмовки может быть определен неправильно и по причине нераспознанных рифмующихся слов, слов с ошибками или выходящих за рамки общей лексики.
Программа пишет «Некорректный текст» или другие подобные сообщения
Программа будет остановлена при попытке проанализировать тексты: — с очень короткими или очень длинными строками; — с прозаическими текстами или с текстами, не разбитыми на строки; — содержащими нецензурную лексику.
Экспресс-анализ стихов online.
Copyright © 2012 Владимир Онуфриев.
Рифма, способы рифмовки
Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.
Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.
Литературные приёмы, художественно-выразительные средства
Для анализа обычно требуется указать название тропа, строку, в которой он используется, а также авторский замысел в использовании данного приема. Количество тропов доходит до нескольких сотен, но некоторые из них особенно известны и используются чаще других.
Сравнение — художественно-выразительное средство, знакомое с детства, когда два предмета, явления, события, человека, чувства сопоставляются друг с другом по какому-то признаку. Есть также особый вид сравнения — метафора, когда сравнение подается в завуалированной форме.
Например: «он нужен был толпе, как чаша для пиров» у Лермонтова — это сравнение. А «пара лебедей в золото волос моих ныряют» у Есенина — это метафора, причем двойная: руки сравниваются с лебедями, а рыжие волосы — с золотом.
Литота и гипербола — это преуменьшение и преувеличение каких-то свойств или явлений. Например, «мальчик с пальчик» и «мужичок с ноготок» — это литоты, а «напугать до смерти» и «сто лет не виделись» — это гиперболы.
Олицетворение — наделение неживого предмета человеческими чувствами и эмоциями. Например, «белеет парус одинокий»: парус, конечно, это всего лишь тканевое полотнище, оно не бывает одиноким, но в этом знаменитом стихотворении обретает свойственные человеку чувства.
Инверсия — изменение привычного и нейтрального порядка слов в строке. Например, «скоро получишь ответ ты» у Высоцкого в обычном, не инверсированном варианте, звучало бы как «скоро ты получишь ответ».
Эпитеты — устойчивые прилагательные или причастия, применяемые для обозначения признака предмета или свойства человека, например: добрый молодец и красна девица, белая березонька, ясно солнышко, синее море и др.
Оксюморон — сочетание явлений, которые обычно противопоставляются, например: «живой труп». Оксюмороном может быть и имя собственное: герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Лев Мышкин — отличный тому пример.
Аллегория, или иносказание — перенесение свойств одного человека или явления на что-то другое. Особенно часто аллегория используется в баснях и притчах. Например, практически все персонажи басен И. А. Крылова — аллегории на человеческие образы и человеческие пороки.
К тропам иногда относят синонимические, антонимические, омонимические выражения в тексте, а также неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, которые употреблены автором для создания определенного настроения или подражания какой-то эпохе.
Звуковая организация
Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:
Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.
Анализ содержания
Когда анализ формы закончен, необходимо приступать к самому сложному — к анализу содержания стихотворения. Для этого придётся ответить на следующие вопросы:
Помимо разбора и анализа стихотворений, школьная программа также подразумевает и сочинения. Они могу т быть на тему любви к женщине, глубокой любви к родине, любви и дружбы; о природе: осень, зима, первый снег; социальныой тематики: родина и народ, свобода и закон, поэт и поэзия, города и судьба народа, одиночество; по теме великой отечественной или гражданской войны, России, революции. В любом случае, если вас мучает вопрос: «где можно найти анализ стихотворения на урок литературы» или вам срочно нужно скачать бесплатно и без регистрации сочинение реферат или ГДЗ, то вы на верном пути! Удачи вам и успехов в учёбе!
Отношение к прочитанному
Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:
«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.
Тема – дело авторское и тонкое
Примечательно, что в современной лирике порой и сам автор не знает, какова у него тема стихотворения. Поэт просто пишет, что чувствует, и надеется, что эти же чувства он сможет вызвать у читателя. Иногда из-за чрезмерной образности его труд кажется перегруженным, и в подобных произведениях читателю очень трудно разобраться. В них не всегда просматривается даже намек на идею, даже если у автора за плечами несколько удачных сборников. В любом случае определение темы и идеи стихотворения – это очень субъективное дело. Не следует ругать учащихся за то, что в поэме о любви они увидели намек на ненависть, просто похвалите их за сообразительность.