переходная форма растений риниофиты
Переходная форма растений риниофиты
На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.
Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.
Т.к. в задании не указан временной интервал, то →
Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты
1) Эра: палеозойская
2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.
3) Признакам высших споровых растений являются:
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)
— примитивная проводящая система, покровная ткань
Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.
Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.
Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:
— приспособленность к обитанию в наземной среде;
— наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;
— превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;
— правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;
— доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);
— разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.
Обычно, как переходные формы в школьных и вузовских учебниках рассматриваются:
1. кистеперые рыбы – для земноводных,
2. зверозубые ящеры – для млекопитающих,
3. археоптерикс – для птиц и
4. филогенетические ряды – для лошадей, слонов, бегемотов.
Так как филогенетические ряды не могут рассматриваться как настоящие переходные формы, особо на них останавливаться не будем. Просто обоснуем это утверждение. При рассмотрении вопроса эволюции лошадей или слонов не идет речь об образовании новых таксонов – классов или типов. Даже если животные проходили все этапы филогенетического ряда, они оставались растительноядными млекопитающими. Почему «даже если»? Дело в том, что гиппарион учебников не может являться предком лошади, хотя об этом программы замалчивают. Для доказательства приводится схема генеалогического древа из московского издания «Происхождения видов» за 1987 год. Место гиппариона показано крестиком. Как видите, эта форма не дала начало современной лошади, а вела в тупик. От нее просто не могли образоваться потомки, дожившие до наших дней. Те же формы, которых непосредственно можно назвать предками современных лошадей, находятся на другом уровне оганизации, нежели гиппарион.
Может быть, в школьных учебниках еще можно встретить мнение о переходном положении яйцекладущих млекопитающих ехидны и утконоса. Но «увы, теперь мы считаем их не промежуточным звеном между рептилиями и млекопитающими, а боковой ветвью эволюции» (Н.Н. Воронцов, 2004).
Кистеперые рассматриваются в качестве переходных форм, так как их толстые плавники могли служить опорой рыбе, чтобы переползать по дну или выползать на берег. Особо отмечается, что кистеперые, давшие начало земноводным, имели кроме жабр и легкие,использовавшиеся рыбами для дыхания атмосферным воздухом. Также утверждается, что они выползали из воды только при нехватке в воде кислорода. Казалось бы, логика налицо. Поэтому не требуется особых усилий для следующего шага: именно с этим явлением связать происхождение земноводных. Выползали кистеперые, выползали и рраз! – перестали быть рыбами.
Беда в том, что представленная выше цепочка доказательств никак не согласуется с истинным положением вещей. Никто не говорит об одной существенной детали: а каким образом происходит легочное дыхание у кистеперой рыбы? Этот процесс подробно был рассмотрен Шмальгаузеном в работе «Происхождение наземных позвоночных», о чем, однако, не упоминается ни в школьных, ни в вузовских учебниках.
Дело вот в чем. Кистеперая рыба могла пользоваться своими легкими, только находясь в воде. Высунув кончик морды над поверхностью, она заглатывала воздух, точно так, как современные лабиринтовые рыбы. Для этого не нужно иметь особых дыхательных мышц, нагнетающих воздух в легкие. По этой причине, на суше легкие кистеперой рыбы не действовали из-за отсутствия механизма, могущего сопротивляться давлению воздушной среды. Для чего же тогда рыбы выползали на берег? Современный бычок «пускается в странствия» с целью найти новый водоем. Если местообитание бычка не пересыхает, ничто не заставит его путешествовать. Несмотря на это, абсолютно правильно утверждение, что кистеперые выползали на берег именно подышать. Но никак не легкими, а влажной кожей. Бычки, во время своих «перелазов» дышат этим способом (жабры на суше для дыхания непригодны). Если рыба не найдет новый водоем до того, как пересохнут ее покровы, она погибнет. Видимо бычок догадывается об этом, так как на поиски отправляется после захода солнца и у него хорошо развит инстинкт, показывающий ему направление воды. Как вы видите, учебники довольствуются некой полуправдой, не раскрывают полностью «всех фишек», создавая иллюзию полной логики предоставленных доказательств.
Для зверозубых ящеров самым главным признаком «переходности» обычно называется развитие зубного аппарата, схожего с таковым у млекопитающих.
Цитата №1 «Ископаемой переходной формой может считаться группа зверозубых рептилий, найденных на берегах Северной Двины. Таков зверозубый ящер иностранцевия».
Цитата №3 «Уже в период господства динозавров существовала предковая группа млекопитающих – небольших по размеру с шерстным покровом животных, возникших от одной из линий хищных терапсид. Млекопитающие выходят на передний край эволюции благодаря таким прогрессивным адаптациям, как плацента, вскармливание потомства молоком, более развитый мозг и связанная с этим большая активность, теплокровность».
Для птиц самой известной и единственной переходной формой считается археоптерикс.Отмечают следующие признаки переходности:
Черты рептилий
1. Челюсти, усаженные рядами зубов;
2. Большое количество хвостовых позвонков;
4. Строение трубчатых костей (неполое);
5. Развитые пальцы передней конечности с когтями.
Черты птиц
1 Роговой клюв;
2. Хорошо развитые перья;
Предполагается, что археоптерикс мог планировать с одного дерева на другое, но не мог совершать длительные перелеты.
«Сейчас известны 4 находки археоптериксов из юрских отложений Европы (последняя из них – в 1957 г.). По наличию зубов, особенностям строения черепа и других частей скелета археоптериксы были настоящими ящерами группы целурозавров, хотя по развитию перьевого покрова (отпечатки перьев удивительно хорошо сохранились в мелкозернистом литографском сланце, где были найдены эти ископаемые) несомненно, относятся к птицам. Можно сказать, что археоптерикс – типичная переходная форма. Это не означает, конечно, что археоптериксы были непосредственными предками ныне живущих птиц; по-видимому, это была лишь специализированная боковая ветвь». (Из московского издания «Происхождение видов», 1987.)
ЕГЭ по биологии: ароморфозы, переходные формы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Бактерии (Прокариоты)
1. ДНК сосредоточен в нуклеотиде.
2. Основа оболочки – муреин.
3. Запасные питательные вещества – полисахариды, жиры, сера, полифосфаты.
4. Питание – сапрофиты, автотрофы, паразиты.
5. Способны к спорообразованию.
6. Размножение – деление.
Водоросли
2. Способность к фотосинтезу.
3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах – хроматофорах.
5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой.
6. Размножение половым и бесполым путем.
7. Чередование полового и бесполого поколения.
8. Возможность образования – зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных).
9. Возможность образования гамет.
10. Тело – слоевище (таллом).
11. Светочувствительный глазок.
Грибы
1. Клеточная стенка – хитин.
2. Гетеротрофный тип питания
3. В качестве запасающего питательного вещества образовывается гликоген
4. В качестве продуктов обмена веществ – мочевина.
5. Тело – мицелий, состоит из нитей – гифов.
Лишайники
1. Симбиоз гриба и водоросли (гриб поставляет воду с растворенными минеральными солями, водоросль – органику)
2. Нет зеленой окраски.
3. Очень неприхотливы.
4. Размножение – бесполое и специальными образованиями: соредии, изидии, цефаллодии.
1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки.
2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани.
3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды.
4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские).
5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.
Папоротникообразные
1. Есть корневище с придаточными корнями.
2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью.
3. Листья – вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие
4. Чередование поколений с господством спорофита.
5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл.
6. Спорангии находятся на нижней стороне листа.
7. У хвощей споры однополые.
8. У плауновидных – гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов.
Семенные растения
1. Возникновение оплодотворения, не связанного с водой.
2. Возникновение семени.
Голосеменные
1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены.
3. В древесном стебле представлены все виды тканей.
4. Шишка – видоизмененный побег.
5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена.
Покрытосеменные
1. Двойное оплодотворение.
2. Семязачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.
3. Появление сосудов в проводящей системе.
4. Образование цветка.
5. Опыление насекомыми.
3. Появление оформленного ядра
4. Появление органоидов в клетке
5. Появление хромосом линейной формы
6. Половое размножение
7. Появление приспособлений для передвижения-например жгутиков или ложноножек
2. Двухслойное строение
3. Лучевая(радиальная) симметрия
4. Дифференциация клеток
5. Нервная система диффузного (сетчатого) типа
6. Полостное пищеварение
1. Двусторонняя симметрия
2. Кожно-мускульный мешок
3. Третий зародышевый листок – мезодерма
4. Появление переднего конца тела с комплексом органов чувств
5. Нервная система лестничного типа
6. Выделительная система (протонефридии)
7. Половые железы (мужские – семенники, женские –яичники)
8. Дифференцировка половой системы
1. Первичная полость тела
2. Прогрессивное развитие нервной системы (головные нервные узлы (ганглии) соединены друг с другом множеством перемычек, образуя окологлоточное нервное кольцо)
3. Задний отдел кишечника (анальное отверстие)
4. Дифференцировка мышц
1. Вторичная полость тела – целом
2. Сегментированное тело
3. Конечности – параподии
4. Замкнутая кровеносная система (брюшной, спинной и поперечные кровеносные сосуды)
5. Нервная система узлового типа
1. Слияние сегментов тела в отделы
2. Нервные узлы в отделах тела
3. Появление сердца
4. Появление пищеварительных желез (печень – самая крупная)
5. Появление раковины – наружного скелетного образования
1. Членистые конечности
2. Поперечно-полосатая мускулатура
3. Слияние сегментов тела (гетерономная сегментация тела – членики с разными функциями)
4. Появление хитинового покрова
5. Способность к полету – появление крыльев
2. Трубчатый тип нервной системы
3. Жаберные щели в глотке
4. Парные конечности
1. Появление черепа и челюстей
3. Редукция хорды и появление костного позвоночника
1. Появление конечности пятипалого типа
2. Дифференцировка мускулатуры
3. Возникновение легких
4. Трехкамерное сердце и второй (легочный) круг кровообращения
5. Появление шейного и крестцового отделов позвоночника
1. Зародышевые оболочки
2. Внутреннее оплодотворение
4. Ячеистые легкие и грудная клетка
5. Неполная перегородка в сердце
6. Кора больших полушарий
1. Полная перегородка в сердце и разделение кругов кровообращения
2. Развитие коры головного мозга
3. Матка и молочные железы, забота о потомстве
4. Возникновение волосяного покрова
5. Дифференцировка зубов
6. Альвеолярные легкие
Начало (млн лет назад)
1) возникновение фотосинтеза;
2) возникновение эукариотической клетки;
3) появление полового процесса;
4) формирование многоклеточности
1) формирование двусторонней симметрии тела;
2) возникновение третьего зародышевого листка;
3) образование систем органов;
4) формирование сквозной пищеварительной трубки;
5) возникновение кровеносной системы;
6) образование наружного скелета, поперечно-полосатой мускулатуры, членистых конечностей;
7) формирование осевых органов хордовых
1) формирование тканей и органов у растений;
2) разделение тела животных на отделы;
3) образование челюстей;
4) появление конечностей наземного типа у животных;
5) появление органов воздушного дыхания;
6) внутреннее оплодотворение;
7) формирование яйца;
8) появление рогового покрова на коже;
9) образование семян
1) формирование четырёхкамерного сердца, разделение артериального и венозного кровотоков;
2) появление молочных желез;
3) образование матки и появление внутриутробного развития зародыша;
4) появление цветка и плода
1) развитие коры больших полушарий;
2) формирование прямохождения
К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:
· ископаемые остатки организмов вымерших видов;
· ископаемые переходные формы;
· филогенетические ряды современных видов.
Ископаемые остатки раковин морских организмов
Ископаемые переходные формы — это вымершие организмы, сочетающие признаки более древних и более молодых групп.
Переходные формы позволяют установить родственные связи между современными и вымершими организмами. Наличие переходных форм доказывает историческое развитие живой природы и помогает в построении естественной системы растительного и животного мира.
· кистепёрые рыбы — стегоцефалы — земноводные;
· пресмыкающиеся — археоптерикс — птицы;
· пресмыкающиеся — звероящеры — млекопитающие;
· водоросли — псилофиты — споровые растения;
· папоротниковидные — семенные папоротники — голосеменные.
Филогенетические (палеонтологические) ряды — последовательности переходных ископаемых форм, отражающие эволюцию современных видов.
Установление филогенетических рядов доказывает существование эволюционного процесса и возможность происхождения одного вида от другого.
· филогенетический ряд современной лошади;
· филогенетический ряд человека;
· филогенетический ряд хоботных.
Ископаемые переходные формы
Ископаемые переходные формы – организмы, сочетающие признаки организмов разного уровня организации
2. Тело – слоевище (таллом)
1. Стебель с чешуйками
2. Кожица с устьицами
3. Корневище с ризоидами
4. Проводящие, покровные, механические ткани
1. Хроматофоры содержат хлорофилл
2. На свету питание автотрофное
2. В темноте питание гетеротрофное
2. Сходство строения нервной системы
1. Наличие ротовых конечностей
2. Смешанная полость тела
3. Органы дыхания – трахейные трубочки
4. Наличие ножных расчлененных придатков
1. Тело защищено панцирем
2. Схожий способ питания
5. Размножение выметыванием икры
1. Пара коротких хелицер
2. Откладывание яиц на суше
1. Отсутствие головного мозга и сердца
2. Сегментарное строение мышц
3. Схожесть органов кровообращения, выделения и пищеварения
6. Один круг кровообращения
1. Наличие внутреннего скелета
2. Спинной мозг в виде трубки
3. Стенки глотки с жаберными щелями
4. Замкнутая кровеносная система
5. Сосуд – «сердце» на брюшной стороне тела
Кистеперая рыба, Ихтиостега, Стегоцефал
1. Обтекаемая форма тела
2. Чешуя и наличие плавников
3. Органы боковой линии
4. Слаборазвитый плавательный пузырь
1. Рычажные конечности
2. Тазовый и плечевой отдел
3. Кости в парных плавниках
4. Наличие примитивных легких
3. Длинный хвост из позвонков
6. Кости без воздухоносных полостей
3. Сходство задних конечностей с цевкой
4. Сходство форма тела
2. Конечности по бокам туловища
1. Строение черепа и позвоночника
2. Строение конечностей
3. Гетеродонтная зубная система
2. Детеныши вылупляются с яйца
1. Непостоянная температура тела
2. Строение кровеносной системы
3. Схожесть яиц с яйцами рептилий
2. Откладывает яйца (ехидна) не на земля (как утконос), а в сумку на животе
3. Ареал обитания (только Австралия)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья по теме «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии»
Презентация на тему «Дыхательные движения, ЖЁЛ»»
Презентация на тему «Дыхание. Строение органов дыхательной системы»
Конспект урока на тему «Регуляция дыхания»
Презентация на тему «Регуляция дыхания»
Конспект урока на тему «Строение легких и газообмен»
Презентация на тему «Строение легких и газообмен»
Активное обучение на уроках биологии
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5299906 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.