пересчет зарплаты с учетом инфляции называется
Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?
Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
специально для ГАРАНТ.РУ
В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья «старая», действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?
Индексировать не обязан, но повысить должен
Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.
Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.
В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).
Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.
Но так ли это?
Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:
«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».
Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.
Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.
Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.
Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).
Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.
Своя рука – владыка?
Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!
Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».
Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).
Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:
а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);
б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.
Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?
В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:
На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор. Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).
Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).
Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).
Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.
Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).
Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.
Нет возможности – нет повышения!
В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.
Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).
В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).
В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?
Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.
То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.
В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.
Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).
Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст. 134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.
Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст. 129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.
Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.
Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:
Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).
«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация «оклада» или единовременная выплаты и т.п.
Индексация заработной платы в коммерческих организациях в 2020 году
Экономический кризис отрицательно сказывается на благосостоянии населения. Индексация заработной платы в 2020 году позволит хоть немного увеличить реальный уровень доходов людей, трудящихся в бюджетной сфере. Речь идет о муниципальных и государственных служащих, чьи руководители в соответствии с ТК РФ обязаны проводить индексацию. Но нужно ли проводить индексацию заработной платы в 2020 году в коммерческих организациях? Или только бюджетные организации должны увеличивать заработную плату? Индексация – это право или обязанность работодателя? Какие вообще последние новости на этот индексации бюджетникам? Давайте разбираться.
Деликатная обязанность работодателя
Трудовой кодекс содержит в себе нормы, определяющие возможные и обязательные способы повышения уровня жизни людей. Индексация минимальной заработной платы является одним из путей.
Если сотрудник работает в фирме, которую госбюджет не финансирует, то проводить индексацию все равно необходимо, но на основании таких документов:
Помните, что обеспечение индексации – прямая обязанность работодателя! Причем, она должна затронуть сразу всех сотрудников предприятия. Нормативные положения об индексации заработной платы предусматривают ее обязательное проведение в организациях не только бюджетной, но и внебюджетной сферы. Различие заключается только в некоторых процедурных моментах.
Частные фирмы, ИП сами определяют, как проводить индексацию. Это дает владельцам бизнеса возможность учесть интересы не только своих подчиненных, но и собственные выгоды.
Для кого обязательна
Многие наниматели намеренно избегают упоминать индексацию в своих внутренних документах. Они считают, что отсутствие информации о проведении индексации в 2020 году не является нарушением. Между тем, организация должна проводить хотя бы индексацию минимальной заработной платы. Даже несмотря на то, что установленного законом порядка ее проведения сегодня нет. Также см. “МРОТ в 2020 году в России”.
При игнорировании необходимости проведения индексации, работодатели могут столкнуться с неприятными последствиями в случае прихода трудинспекторов. Кстати, дальнейшие решения контролеров могут быть разными:
Заметим, что второй пункт является спорным. И в случае несогласия со штрафом наниматель может обратиться в суд. Нынешняя судебная практика показывает, что решения по такому делу может быть принято и в пользу обратившегося работодателя, и в пользу инспекторов.
Если в организации есть положение об индексации заработной платы, но работодатель его не исполняет, то при проверке фирму с большой долей вероятности могут оштрафовать.
Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 N 2618-О, индексироваться должна заработная плата всех лиц, работающих по трудовому договору.
Работодатели – государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения индексируют заработную плату в порядке, определенном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 134 ТК РФ).
Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, также не вправе лишать своих работников предусмотренной законом гарантии и уклоняться от установления индексации (Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2618-О). Такие работодатели индексируют заработную плату в порядке, закрепленном в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах (ст. 134 ТК РФ).
В 2020 году “в игру” может вступить Генпрокуратура
Вы можете получить штраф за то, что не индексируете сотрудникам зарплату. Это обязанность каждой компании (ст. 134 ТК). Проверять, индексирует ли компания сотрудникам зарплату, теперь будет и прокуратура (приказ Генпрокуратуры от 15.03.2020 № 196). Раньше этим занимались только трудинспекторы, но контролировать все компании они не в состоянии — не хватает людей. Чтобы начать проверку, прокурорам достаточно заявления сотрудника о том, что ему не повышают зарплату. Если эта информация подтвердится, прокуроры передадут информацию трудинспекторам. Они оштрафуют компанию на сумму до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Проект приказа Генпрокурора уже проходит антикоррупционную экспертизу. Поэтому стоит прописать порядок индексации сейчас, если еще этого не сделали.
Порядок проведения индексации зарплаты
Об индексации заработной платы сказано в статье 134 ТК РФ. Однако там не прописан четкий и понятный порядок индексации заработной платы. Поэтому в коммерческих организациях индексацию заработной платы проводят, в том числе и в 2020 году, по правилам коллективного договора или из локальных актов.
Составляя документ, на основании которого будете индексировать зарплаты, необходимо помнить о том, что он обязательно должен содержать следующую информацию:
Обычно это касается окладов или тарифных ставок на предприятии. Причем, работодатель может индексировать не всю сумму оклада, а какую-то его часть, ограниченную определенным размером. Например: оклад составляет 30 000 рублей, а индексируется только 14 000 рублей от него. Остальные 16 000 рублей индексированию не подлежат.
Работодатель может выбрать периодичность по своему усмотрению (раз в месяц, полгода, год).
Имейте в виду: отсутствие какого-либо из данных пунктов подразумевает нарушение трудового законодательства и влечет за собой последствия. Это означает, что просто составить внутренний документ – недостаточно. Нужно еще, чтобы он соответствовал имеющимся нормам. Чтобы избежать возможных ошибок, лучше внимательно изучить какой-либо образец индексации заработной платы.
Если говорить о реалиях, то в коллективном договоре пункт о ежегодной индексации заработной платы включают, чаще всего, крупные компании, которые присоединились к отраслевым соглашениям с таким обязательством. Например, такая норма есть в Федеральном отраслевом соглашении по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2015 – 2017 годы. Минтруд предложил компаниям присоединиться к нему письмом от 5 мая 2015 г. № 14-4/10/В-3127.
Если говорить о небольших организация, то коллективный договор заключают не всегда. Но даже если такой договор составили, то часто в нем либо нет условия об индексации зарплаты.
Другой вариант – предусмотреть условие об индексации в Положении об оплате труда:
Критерии пересмотра заработка в 2020 году
Индексация зарплаты – необходимая процедура, обусловленная ростом потребительских цен. Росстат ежемесячно рассчитывает индексы потребительских цен и уровень инфляции для каждого региона и всей России. На основании этих данных наниматели чаще всего и делают расчет индексации заработной платы. Также см. «МРОТ на сегодняшний день».
Привязку к индексу цен необходимо сделать во внутреннем акте организации. При этом проводить индексацию заработной платы можно на основании изменений за один месяц или за несколько сразу. Чтобы сориентироваться, можно просмотреть значения индексов потребительских цен на официальном сайта Россата за 2017 год.
Индексация заработной платы – это способ защиты заработка от инфляции в связи с ростом потребительских цен.
Размер индексации заработной платы в 2020 году может соответствовать:
При расчете коэффициента индексации основной показатель не является обязательной величиной. Как проиндексировать зарплату – с учетом инфляции или в зависимости от другого условия – решает руководство. Например, при прогнозируемой инфляции в 6% заработная плата сотрудников может быть проиндексирована на 4 или 7%. Работодатель может выбрать другую произвольную величину, если другой порядок не определен трудовыми или коллективным договором. Соответственно индексация зарплаты в 2020 году будет проведена на эту величину. Вот как может выглядеть образец за индексацию заработной платы в 2020 году в коммерческой организации:
Обязательная ли индексация в коммерческой организации в 2020 году?
Обязательно в коммерческой компании проводить индексацию заработной платы? Статья 134 ТК РФ на этот счет говорит, что одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Это включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, то есть с учетом инфляции.
При этом условие об индексации зарплаты распространяют на всех лиц, которые работают по трудовому договору (определение конституционного суда от 19 ноября 2015 г. № 2618-О). Судьи отметили, что индексация зарплаты положена как бюджетникам, так и сотрудникам коммерческих компаний. Получается, что руководство коммерческих структур также должно заботиться об индексации заработной платы в 2020 году.
Индексация заработной платы в бюджетных организациях в 2020 году
Полагается ли индексация бюджетникам в 2020 году? На этот счет стоит сказать, что 1 января 2020 года истекает приостановка индексации зарплаты бюджетникам в России. Речь идет об окладах государственных гражданских служащих, военнослужащих, судей и других лиц, которые находятся на государственной службе (ст. ст. 1, 4.3 Закона от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ).
Минтруд предлагает с 1 октября проиндексировать месячные оклады федеральных госслужащих в 1,043 раза. Планируют повысить оклады сотрудникам МИД, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в соответствии с замещаемыми должностями и присвоенными им дипломатическими рангами, а оклады федеральных госслужащих – в соответствии с замещаемыми должностями и классными чинами госслужбы. Также увеличат оклады госслужащих в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции.
На столько же хотят повысить оклады тем работникам федеральных госорганов, которые не относятся к госслужащим. Последнее повышение окладов чиновникам произошло в январе 2018 года. Тогда прибавка составила 4%.