пересчет земельного налога за прошлые периоды при оспаривании кадастровой стоимости
Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?
По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Исключения в отношении исчисления даты:
исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);
пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;
изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).
Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?
Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования
Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:
“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).
Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания
Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.
12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.
Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?
Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).
1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).
Пересчет земельного налога за прошлые периоды при оспаривании кадастровой стоимости
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
С 01.01.2019 вступили в силу ряд положений Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, которые внесли изменения в НК РФ, касающиеся порядка исчисления некоторых налогов в зависимости от изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения. Так, п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, исчисляемому в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, на основании установления рыночной стоимости такого объекта по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Аналогичные правила установлены п. 1.1 ст. 391 НК РФ применительно к изменению кадастровой стоимости земельного участка для целей исчисления земельного налога. В связи с этим специалисты ФНС России напоминают, что положениями п. 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@).
Если организация подала иск о пересмотре кадастровой стоимости в 2020 году, выиграла суд и внесла изменения в ЕГРН, то за какие периоды пересчитают налог на имущество и земельный налог?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе вернуть переплату по налогу на имущество (земельному налогу) начиная с того налогового периода, в котором первый раз в целях налогообложения была применена старая (оспоренная измененная) кадастровая стоимость.
Если кадастровая стоимость объекта применялась в целях налогообложения более трех лет, заявление о возврате переплаты может быть подано только в отношении сумм налога, уплаченных за три предшествующих года.
Обоснование вывода:
На основании п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 403 НК РФ в общем случае налоговая база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов Российской Федерации, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося за налоговым периодом.
При этом, как отмечается в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 01.01.2019, и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В свою очередь, следует учитывать положения п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
То есть заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, если кадастровая стоимость объекта применялась в целях налогообложения более трех лет, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта будет подано, например, в апреле 2020 года, налогоплательщик организация максимально имеет право вернуть переплату по земельному налогу (налогу на имущество), уплаченному в апреле 2017 года (письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839).
В ином случае организация имеет право вернуть переплату по налогу начиная с того налогового периода, в котором первый раз в целях налогообложения была применена старая (оспоренная измененная) кадастровая стоимость.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ «Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 27 июля 2021 г. N СД-4-21/10567@
ПЕРИОДА ПЕРЕРАСЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ
КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ВСЛЕДСТВИЕ
УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Указанное фактически предусматривает, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
Таким образом, условие о перерасчете налога не более чем за три налоговых периода применяется в отношении перерасчета, влекущего направление налогового уведомления, в котором в силу пункта 3 статьи 52 Кодекса должна указываться сумма налога, подлежащая уплате после перерасчета.
В рассматриваемом споре применение в качестве налоговой базы по налогу кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма уплаченного налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась.
Кроме того, как указали суды, статья 52 Кодекса не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы. С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 N 10-П, налогоплательщик в вышеуказанном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права.
В связи с изложенным отказ в перерасчете налога (при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости) за налоговый период, превышающий трехгодичный срок и в котором применялась изменяемая кадастровая стоимость, признан судами неправомерным.
Доведите информацию до подчиненных налоговых органов.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости могут и за период более трех лет
roncivil / Depositphotos.com |
Нормами налогового законодательства установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости, обновленные сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса). Т. е. измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
При этом перерасчет земельного налога в отношении объекта налогообложения, включенного в налоговое уведомление, должен проводиться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, за исключением случая, когда перерасчет не осуществляется, поскольку влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Форма
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)
Как указывает кассационный суд, если изменение кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма уплаченного налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась, то перерасчет налога может и превышать трехгодичный срок (кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. № 88А-7563/2021 по административному делу № 2а-3666/2020).
Нормы налогового законодательства не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы и не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации такого права (письмо ФНС России от 27 июля 2021 г. № СД-4-21/10567@).
Пересчет земельного налога за прошлые периоды при оспаривании кадастровой стоимости
Если кадастровая стоимость участка уменьшилась (по решению комиссии или суда), ИФНС не вправе отказать налогоплательщику-физлицу в перерасчете земельного налога за налоговый период за пределами трех лет. Такие выводы содержатся в письме ФНС России от 27.07.2021 № СД-4-21/10567@ со ссылкой на определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 № 88А-7563/2021.
Кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. В этом случае новые сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы по налогу с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости. Такое правило установлено в п. 1.1 ст. 391 НК РФ.
По мнению суда и ФНС России, это означает, что новая кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых для расчета налога ранее применялась изменяемая кадастровая стоимость.
Положения п. 2.1 ст. 52 НК РФ предусматривают, что перерасчет земельного налога в сторону увеличения осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Однако если в результате перерасчета сумма налога уменьшается, эти положения не действуют, соответственно, не действует ограничение на пересчет налога за пределами 3 лет. Поэтому при изменении кадастровой стоимости земли налогоплательщик вправе обратиться за пересчетом налога в сторону уменьшения за весь период применения неверной кадастровой стоимости, включая периоды за пределами 3 лет.
Отметим, что Минфин России придерживается другого мнения: пересчитать налог можно не более чем за три года, так как в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ подать заявление на возврат (зачет) излишне уплаченного налога правомерно только в течение трех лет со дня уплаты налога (письма от 15.07.2019 № 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 № 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 № 03-05-06-02/23839).