по форме государственного устройства рсфср провозглашалась унитарным государством

Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР

от 12 июня 1990 г. N 22-1

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

— сознавая историческую ответственность за судьбу России,

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

— выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Верховного Совета РСФСР

Судебная практика и законодательство — Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники:

Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением I Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основа нового Союзного договора)», Верховный Совет РСФСР постановляет:

В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства РСФСР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и признавая право республик, входящих в состав Союза ССР, на исключительное владение, пользование и распоряжение своим национальным богатством, Верховный Совет РСФСР постановляет:

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 сентября 1991 г. N 1692-1 «О собственности общесоюзных и межреспубликанских общественных организаций и фондов на территории РСФСР», а также в целях предотвращения неправомерного отчуждения имущества Торгово-промышленной палаты СССР Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Вопрос о порядке назначения министров является подчиненным по отношению к принципу разделения властей, заложенному в данной редакции статьи 92 Конституции, а также в нормах законов РСФСР от 27 октября 1989 года «О выборах народных депутатов РСФСР», от 15 ноября 1990 года «О статусе народного депутата РСФСР» и в статье 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и получившему специальное закрепление в статье 3 Конституции в редакции от 21 апреля 1992 года.

Статья 1. Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР», действуют на территории РСФСР непосредственно.

Статья 2. Нормы законодательных и иных актов Союза ССР применяются на территории РСФСР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР, другим законодательным актам РСФСР.

Статья 3. Краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские Советы народных депутатов, их исполнительные органы в период проведения экономической реформы при решении вопросов, возникающих во взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных комитетов различных уровней, руководствуются принципами обязательности решений и подотчетности, закрепленными в Конституции РСФСР и законах РСФСР.

взаимодействие с союзными органами управления по защите интересов участников хозяйственного оборота, действующих на территории Республики, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР;

методическое руководство созданием всех видов новых экономических структур, основанных на разнообразных формах собственности, а также малых предприятий и оказание практической помощи в их деятельности.

Источник

Форма территориального устройства государства

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

«Система формировалась не одно столетие»: как менялось административно-территориальное устройство России

В многовековой истории России есть примеры как укрупнения, так и дробления её административно-территориальных единиц. Государственное устройство РФ, которое существует в наши дни, стало результатом многочисленных реформ, проведённых российскими правителями разных эпох.

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

«Россия вплоть до революции была унитарным государством с жёсткой системой власти. Другое дело, что контроль над местным управлением долгое время функционировал с большими сбоями. На эту систему позитивно повлияло решение Александра II передать ряд управленческих функций на места», — рассказал в интервью RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

Установившаяся система

В годы Великой Отечественной войны и сразу после неё в связи с депортацией отдельных народов были ликвидированы некоторые национальные автономии. Кроме того, активизировался процесс создания малых областей.

Как напоминают историки, в начале 1950-х годов был принят ряд решений о разделе средних по размеру административно-территориальных единиц, таких как Башкирская и Татарская АССР, Ростовская, Воронежская, Тамбовская и другие области. Однако за редкими исключениями этот опыт оказался неудачным. С того периода сохранились только созданные в 1954 году Белгородская и Липецкая области. Уже в конце 1950-х годов были укрупнены большинство новосозданных регионов, а также восстановлены ликвидированные в годы войны национальные автономии.

«В 1960-е годы сложилось устойчивое административно-территориальное устройство СССР, существовавшее без каких-либо серьёзных изменений вплоть до распада страны», — отметил Шаповалов.

По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, сильный акцент на национальных особенностях, сделанный во время формирования СССР, в итоге стал для единого государства «миной замедленного действия».

«Итогом существования изначально созданной в Союзе системы стал распад СССР и «разведение по национальным квартирам» союзных республик. Именно из-за национального принципа их формирования и стало возможным возникновение структур, позволяющих себе некорректное отношение к России», — констатировал эксперт.

Историки отмечают, что недальновидное административно-территориальное деление союзных республик и породило в 1980-е годы ряд кровопролитных конфликтов, в частности в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии.

В начале 1990-х годов некоторым регионам России были возвращены их исторические названия, автономные единицы стали поднимать вопрос о расширении полномочий и повышении своего статуса. В итоге в 1992 году автономии, области и края получили статус субъектов Федерации, а новая Конституция закрепила их статус.

В начале 2000-х годов прошли референдумы об объединении ряда субъектов Федерации. Появились Пермский, Красноярский, Камчатский и Забайкальский края, единая Иркутская область, включившая в себя бывшую территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В 2014 году в состав РФ вошли Республика Крым и город Севастополь. На сегодняшний день Россия состоит из 85 равноправных субъектов.

Вопрос о целесообразности укрупнения субъектов Федерации поднял в начале апреля заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

«Сразу скажу: это моё личное мнение, это не официально моя позиция, потому что она пока не согласована в правительстве. Во-первых, я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься — не хочу с точки зрения трудозатрат. Её нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим», — заявил он в рамках круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в НИУ ВШЭ.

Предложение вице-премьера спровоцировало бурную дискуссию, мнения участников которой разделились. Однако эксперты полагают, что для реформирования текущего территориально-административного устройства России нужны веские основания.

«Существующая система формировалась не одно столетие. Сломать легко, но построить потом будет крайне сложно. Думаю, что есть смысл заниматься тонкой донастройкой этой системы, для того чтобы она функционировала бесперебойно и эффективно. На данном этапе не существует внятного обоснования необходимости укрупнения», — считает Мухин.

Виталий Захаров, напротив, считает количество самостоятельных субъектов РФ избыточным и подчёркивает, что такого обилия территориально-административных единиц с широкими полномочиями нет больше нигде в мире.

«Это порождает раздутый управленческий аппарат. Тенденция к слиянию регионов закономерна и логична», — говорит аналитик.

Со своей стороны, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин полагает, что к вопросам административно-территориальной реформы следует подходить осторожно.

«Это крайне сложный вопрос. И у укрупнения, и у сохранения существующей структуры есть свои плюсы и минусы. Однако все мы помним, к чему в конце 1980-х — начале 1990-х приводили опрометчивые территориально-административные решения в масштабах СССР. Для многих изменение системы субъектов может быть болезненным. Нужна тщательная проработка подобных решений экономистами, историками, социологами, чтобы это не стало реформой ради реформы, а принесло какой-то практический результат», — резюмировал Кошкин.

Источник

РСФСР

Содержание

История

Установление республики в России

В результате Февральской революции в России к власти одновременно пришли Временное правительство и Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были созданы Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах (Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов), а 27 февраля (12 марта) 1917 был образован Временный исполнительный комитет Государственной думы. 1 (14) марта 1917 исполком Петроградского совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства.

По решению правительства 1 (14) сентября 1917 Россия официально объявлялась республикой. 24 октября (6 ноября) того же года Предпарламент (Временный совет Российской республики, до 2 (15) октября 1917 Всероссийский демократический совет) отказал в доверии Председателю Временного правительства Александру Керенскому, когда тот потребовал полной поддержки действий правительства, оценивая положение в Петрограде 24 октября как «состояние восстания».

Возникновение РСФСР

В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны — т. н. «Триумфальное шествие Советской власти». Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва (прежде — Петроград), она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.

В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны бывший российский император Николай II и его семья.

19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила официальное название нового социалистического государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Гражданская война в РСФСР

Несмотря на успехи советской власти в установлении нового государства, в то же время по всей стране зарождались центры объединения антисоветских сил.

РСФСР в Союзе ССР

Образование СССР

30 декабря 1922 I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в единое государство — СССР. Позднее договор был включён в Конституцию СССР 1924 года, принятую 31 января 1924 года II-ым съездом Советов СССР.

В статье третьей Конституции РСФСР 1925 года указывалось [10] :

РСФСР в 1930-е

В результате голода в СССР начала 1930-х годов пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири, Казакская АССР (см. Голод в Казахстане в 1932—1933 гг.).

5 декабря 1936 года значительно уменьшилась территория РСФСР, так как с принятием новой конституции СССР Казакская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в Казахскую и Киргизскую союзные Советские Социалистические Республики, а Каракалпакская АССР была передана в Узбекскую ССР.

Конституция РСФСР 1937 года изменила порядок слов в названии государства на «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».

РСФСР в 1940-е

31 марта 1940 года на VI сессии Верховного Совета СССР был принят закон о передаче Карельской Автономной Советской Социалистической Республике перешедших от Финляндии территорий (Карельского перешейка и Северного Приладожья), а также о выводе КАССР из состава РСФСР и преобразовании её в Карело-Финскую ССР.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов западные республики Союза ССР и больша́я часть западной территории РСФСР были оккупированы войсками Германии и её союзников (при этом, в оккупированных областях развернулось массовое партизанское движение). На территории страны произошли крупнейшие сражения войны (Московская, Сталинградская, Курская и другие битвы). Российская Федерация стала основной базой военного производства (Урал, Западная Сибирь, Поволжье).

В 1944 году в состав РСФСР вошла Тувинская АО (до этого — независимая Тувинская Народная Республика). В том же году к ней были присоединены также приозёрский район (Карельский перешеек с Выборгом) и район Пыталово, а в январе 1945 года — Печорский район.

После окончания Великой Отечественной войны отошли к Советскому Союзу и были включены в состав РСФСР:

РСФСР в 1950-е

В 1950-е границы РСФСР претерпевают последние значительные измененения:

РСФСР в 1990-е

29 мая 1990 года с третьей попытки и с перевесом в три голоса Б. Н. Ельцин избран председателем верховного совета РСФСР.

19-21 августа 1991 года в Москве, столице СССР и РСФСР, происходит так называемый августовский путч. Президент РСФСР Ельцин выступает в защиту президента СССР Горбачёва, которого пытаются отстранить от власти.

23 августа, после провала ГКЧП, Ельцин в присутствии Горбачёва подписывает указ о приостановлении действия КПРСФСР на территории России. [12]

28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина КПСС и КПРСФСР были запрещены на территории РСФСР. [13]

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР (Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7 [15] ).

В тот же день Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 года и отозвал российских депутатов из Верховного Совета СССР. Законность этого акта является предметом формальных дискуссий, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года он не имел право это делать.

24 декабря Президент РСФСР проинформировал Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что РСФСР продолжает членство СССР во всех органах ООН (в том числе членство в Совете Безопасности ООН [16] ). Таким образом, Россия считается первоначальным членом ООН (с 24 октября 1945 года) наряду с Украиной (УССР) и Белоруссией (БССР).

Название «Российская Федерация» как сокращение от РСФСР употреблялось и в советское время [19] (как, например, Закавказская Федерация для ЗСФСР).

26 декабря 1991 года СССР официально прекратил своё существование, Российская Федерация стала государством-продолжателем Советского Союза.

Российская Федерация (РСФСР) после распада СССР

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни («Ичкерия»), а также Ингушетии, подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.

В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».

В 1993 году из-за конституционного кризиса, произошёл разгон Верховного Совета РФ. После чего по инициативе президента Б.Н. Ельцина была принята новая конституция.

C 26 июля по 7 августа 1993 года была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.

12 декабря 1993 года принята ныне [21] действующая Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности: вводился принцип разделения властей, все российские регионы получали статус субъектов федерации.

2 апреля 1997 Россия и Белоруссия вступили в Союз (c 8 декабря 1999 — Союзное Государство России и Белоруссии), поэтапно преобразующийся из конфедеративного союза в мягкую федерацию. Однако некоторые пункты соглашений, например, переход на единую валюту, так и остались только на бумаге.

Высшие должности РСФСР

До 1990 года де-юре высшим должностным лицом в РСФСР являлся Председатель Президиума Верховного Совета (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) РСФСР, осуществлявший только номинальные функции. При этом в отличие от других союзных республик в РСФСР до 1990 года отсутствовала собственная коммунистическая партия и не было собственных первых секретарей (которые в других республиках обладали относительно самостоятельной властью).

Верховный Совет (Всероссийский центральный исполнительный комитет) РСФСР

Высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами.

Председатели ВЦИК РСФСР

Председатель Верховного Совета РСФСР

Председатели Президиума Верховного Совета РСФСР

Председатели Верховного Совета РСФСР — Российской Федерации

Президент РСФСР

Вице-президент РСФСР

Правительство РСФСР

Возникло как Совет Народных Комиссаров Российской Советской Республики

Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР

О правительстве Российской Федерации с 25 декабря 1993 года смотри Правительство России

Экономика

В первые годы существования Советской России (1918-1921) отправной точкой экономической деятельности государства стала доктрина военного коммунизма. В марте 1921 года на X съезде РКП(б) задачи политики «военного коммунизма» были признаны руководством страны выполненными и по предложению В. И. Ленина была введена новая экономическая политика.

После образования Советского Союза экономика РСФСР стала неотъемлемой частью экономики СССР. Экономическая программа РСФСР (НЭП) была продолжена во всех союзных республиках. Пришедший на смену ГОЭЛРО Госплан (Государственная общеплановая комиссия) РСФСР, был преобразован в Госплан СССР. Его ранней задачей была разработка единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и общее наблюдение за осуществлением этого плана.

Положение о том, что экономика РСФСР в полностью связана с экономикой СССР, было окончательно закреплено в ст. 16 Конституции (Основном законе) РСФСР 1978 года [25] :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *